Облачный атлас на бумаге и на экране

Dec 03, 2012 23:31

Сегодня, когда ехала на встречу с подругой чтобы пойти на широко обсуждаемый сейчас "Облачный атлас", дочитала первоисточник, так что теперь полна впечатлениями как о книге, так и о фильме.
Начну с книги, пожалуй, поскольку она была первой :)



Облачный атлас - это литературная матрешка. Одна история прячется внутри другой, и так шесть раз - от 19 века до отдаленного будущего. Все герои - поразительно разные. Доверчивый Адам Юинг и хитрый Кавендиш, принципиальная Луиза Рэй и пройдоха-Фробишер, фабрикатка Сонми-451, Предвидящая Мероним и слышащий дъявола пастух Захри.
Все эти герои, их времена, их жизни сливаются в одну жизнь.
Основной темой этой истории служит свобода. Все герои так или иначе борятся против рабства.
Идея не слишком нова, но воплощение!
Адам Юинг. Мариори и маори, маори и белые.
После спасения беглого раба Аутуа Юингом, музыкальное "рабство" Фробишера у Эйрса кажется чуть ли не пародией, да и сам Фробишер поначалу кажется шутом, но только освободившись от всего, что его сдерживало, он пишет свой гениальный секстет "Облачный атлас".
Многочисленные герои "Периода полураспада" - Нейпир, Айзек, журналисты - заложники существующей системы.
Кавендиш - собственной недальновидности, а потом и дома престарелых. 
Сонми - фабрикат, которому по геному не положено иной психологии, кроме рабской.
И, наконец, в последней истории тема свободы наиболее полно раскрывается. Это рабство у конов, которого чудом избегает Захри, но в большей мере это рабство у Старого Джорджи, который искушает героя. Это рабство внутри себя и своих предрассудков и страхов, заставляющее Захри сначала нечаянно навести конов на отца и брата, затем - подозревать Мероним. Захри - самый неоднозначный из основных персонажей романа, хотя у него и нет родимого пятна /или я что-то пропутила? В фильме-то оно есть!/ - а может, именно поэтому :)

Рабы самих себя, мы вечно вынуждены исправлять ошибки, допущенные нами же в прошлом. 
Простота и доверчивость Юинга убила его - и мы имеем нагловатого и беспринципного, но гениального Фробишера. Принципиальная и верная своему слову и делу Луиза работает в дешевом желтом издании, в полной мере искупает его грехи, и за это несколько раз оказывается на волосок от смерти. Зато Тимоти Кавендиш доживает до глубокой старости. Он себялюбив, самоуверен и для него нет бога, кроме денег. От чего совершенно избавлена Сонми-451, идущая на смерть ради публикации своих Катехизисов. Сонми становится богиней для тех, кто пришел после нее. Казалось бы, куда дальше? В будущее, в начало нового мира, который олицетворяет предвидящая Мероним.
"Человек с пятном" здесь является скорее воплощением нашего мира, постоянно исправляющего собственные же ошибки, избавляющегося от старых страхов и приобретающего новые. 
Пойдет ли история по описанному пути - из современности в корпократию, к Падению, эпидемиям, радиации и верному концу? От рабов белых к рабам богатых? К бесконечной власти сильных и унижению слабых? Откатываясь назад, автор дает надежду - нет ничего неисправимого. И дает рецепт - отказаться от жажды власти. Не человечеству, нет, но каждому из людей. "Что есть океан, как не множество капель?" - этими словами заканчивается и книга, и фильм.

Фильм приятно удивил в первую очередь тем, как много сохранил от книги. Ну, это моя слабость - я, возможно, совершенно напрасно, рассматриваю кино по мотивам все-таки как не совсем самостоятельное произведение, я ценю уважение к источнику. Именно поэтому экранизации хороших книг, как правило, вызывают во мне раздражение.
"Облачный атлас" - редкое исключение.
Конечно, что-то пришлось упростить, чем-то пожертвовать. Ушли отношения Фробишера с Евой, ушла существенная часть похождений Сонми, добавились любовные линии всех персонажей - но основная идея осталась, и мир книги - или миры? - воплотились в жизнь яркими штрихами и прекрасными актерами. К моему собственному удивлению, все воплощенные в фильме образы прекрасно легли на мое восприятие романа. Особенно удачна на мой взгляд Пэ Дуна в роли Сонми. А может, я просто испытываю слабость к этой героине :) Великолепен Том Хэнкс, которого я опознала только в одной из ролей, обаятелен Бен Уишоу, прекрасна Холли Берри, Хьюго Уивинг в четырех обличьях продолжает начатую в "Матрице" традицию бегать за главными героями с целью их прикончить. Очень понравился Джим Бродбент, потрясающе харизматичный в роли Кавендиша. Запал в сердце Джеймс д'Арси, он же Руфус Сиксмит, он же архивариус Сонми. Необычное, располагающее к себе лицо, и совершенно незнакомое имя...

Идея с исполнением нескольких персонажей одним человеком усиливает идею перерождаемости, повторяемости, бесконечного круговорота жизни. Это, на мой взгляд, только усиливает идею о том, что круговорот эта естественен, но жажда власти способна положить и ему конец. Иногда перевоплощения актеров великолепны, иногда менее удачны, но в общем и целом это сильный ход. Да и вычислять их - интересная задачка :)

Напоследок нашла вот здесь такую чудную табличку:


Кино, Книги, Впечатления

Previous post Next post
Up