Aug 30, 2011 00:02
В последнее время постоянно сталкиваюсь со взглядом не-художников (преимущественно, молодых писателей) на профессию художника. Полагаю, взгляд не-писателя на профессию писателя примерно таков же, но тут я пока не чувствую себя компетентной. А вот про художников хочется сказать :)
Итак, заблуждение первое.
Художник встает перед мольбертом и рисует... Стоп! Уже ошибка!
Давайте разбираться с техникой. Если ваш художник держит в руках карандаш, уголь, пастель или, в крайнем случае, работает акварельными красками, то да - он рисует.
Иначе - пишет. Маслом, гуашью, темперой, акрилом - пишут, это живописные техники.
Заблуждение второе.
Ибо пишет он... что бог на душу положит. Он в это время, как правило, не думает, а рукой его водит либо Бог, либо талант, либо еще какая высшая сила. Как правило, художник в момент создания произведения просто наблюдает, что делает его рука, а потом - рраз! - перед нами гениальная картина.
Это, вообще говоря, ерунда.
Господа писатели, вы как пишете? Прорабатываете план, думаете над героями, выстраиваете внутреннюю логику произведения... Так вот, разглашаю секрет :) Художник работает точно так же!
Прежде, чем начать работу, художник продумывает концепцию будущей картины - выбирает тему, композицию, формат работы, технику - условно, будет это холст 3х3 метра, записанный маслом, или рисунок тушью на альбомном листе. После этого он делает наброски. Иногда это один-два наброска, позволяющие наилучшим образом разместить на картине объекты, иногда это множество набросков - вспомним наброски Леонардо да Винчи к крупным работам, где прорабатывался отдельно каждый персонаж, или перспектива картины в целом. После того, как определились с композицией, делаем наброски в цвете - расположение на холсте цветовых пятен, их взаимодействие друг с другом.
И только потом наносим на холст... рисунок! Не сразу хватаемся за кисть, а аккуратно, углем, карандашом или тонкой кистью (обычно ультрамарином) наносим рисунок. Проверяем рисунок. Если в нем есть ошибки - исправляем. Кисть берем в руку только тогда, когда рисунок нанесен и безошибочен.
Холст, кстати, тоже может требовать подготовки - его надо натянуть на подрамник и загрунтовать (сейчас в основном продаются уже натянутые и загрунтованные, натягивать приходится, если имеешь дело с нестандартным форматом). Лично я наношу на холст перед работой слой краски - имприматуру.
И не забудем, что, прежде, чем схватиться за кисть и творить, художник должен выдавить краски на палитру. И надеть рабочую одежду. А часто - еще и дойти перед этим до студии, ибо большие работы очень неудобно писать в квартире, да и в принципе студия - полезная штука, и у много пишущего и востребованного художника она, как правило, есть.
Нет, спонтанное творчество возможно, конечно. Как правило, глаз сам вылавливает из окружающего мира интересные образы, формы, сочетания цветов, и их тут же хочется сохранить, а потом использовать как этюд для серьезной работы. Но! Это никогда не будет картиной. Набросок, этюд, зарисовка - как хотите зовите, но это - не картина.
Заблуждение третье.
Красный, синий, голубой...
Если вы пишете художника - забудьте эти слова. Любой цвет имеет массу оттенков, и художник впитал их названия с запахом растворителя и льняного масла. Не "синее" - а ультрамарин, кобальт, прусская голубая, неаполитанская голубая, индиго и еще до черта оттенков. Не "красное" - а краплак, кармин и т.п. Найти эти цвета не-художнику нетрудно - достаточно зайти в интернет-магазин для художников и посмотреть названия красок.
Заблуждение четвертое.
Художниками рождаются.
Неа. Ими становятся. Художники учатся в художественном вузе, целых пять лет (не считая художественной школы), изучая рисунок и живопись, композицию, перспективу и еще много всего. Изучают историю живописи, учатся на полотнах великих, копируют работы мастеров, технически совершенствуясь и ища свой стиль. Есть самоучки, конечно, но путь к мастерству всегда лежит через огромное количество набросков и этюдов, далеко не всегда удачных.
Ну и наконец, как и любой профессионал, художник подвержен профессиональной деформации. Т.е. он все рассматривает с точки зрения "нарисовать". Он подмечает переходы цветов, он обращает внимание на позы, выражения лиц, бытовые сценки (как писатель замечает характерные типажи, реплики, интересные ситуации и т.д.). Художник обращает внимание на такие вещи, как строение черепа (реальный комплимент реального художника красивой девушке-натурщице: "У вас очень красивый череп!"), расположение ветвей дерева ("Это дерево очень графично!"), композицию сцены ("эх, хорошо мужик машину под окном поставил - красиво смотрится!").
Если на вас в метро чересчур пристально смотрят - поинтересуйтесь, возможно, это художник, которому показалось интересно ваше лицо :)))
Вот, собственно, в общем и целом - все :)
Художественное,
Всякое,
Литературное,
Размышлялка