«Бэнкси: гений или вандал?» - такой вопрос задают прямо на входе организаторы выставки Бэнкси в ЦДХ. И, конечно, лукавят - мировое сообщество уже давно решило, кто такой Бэнкси, раз его работы уходят на аукционах за суммы с огромным количеством нулей, а те, что купить нельзя, закрываются от вандалов оргстеклом. Да-да, работы «вандала» Бэнкси защищены от вандализма других уличных художников.
Бэнкси несомненно очень талантлив. Его трафареты весьма лаконичны, но почти всегда несут несколько смысловых слоев, понимание которых остается на откуп зрителю.
Выставка разделена на тематические зоны: «Потребление», «Политика», «Протест», «Полиция», «Искусство» - все эти темы живо волнуют художника, которые реагирует остросоциальными граффити на каждое происшествие в мире.
Вот, к примеру, недавнее граффити - реакция на Брекзит.
А вот это - про беженцев. Бэнкси напоминает, что родители Джобса тоже когда-то были беженцами.
Бэнкси полагает, что лучшее оружие - это стена.
Смелость этого человека и его преданность идее поражает. Когда появилась стена между Израилем и Палестиной, Бэнкси поехал туда и оставил на ней несколько граффити. Одна из моих любимых работ оттуда.
Или вот прекрасно
А не так давно он открыл отель «с худшим видом в мире», в отеле 10 номеров, а окна выходят на ту самую стену. Бэнкси хотел показать израильтянам, каково жить в Палестине.
Бэнкси осуждает потребительство, насилие, милитаризм.
Одна из знаковых работ, "Напалм"
Его работы весьма актуальны. Они заставляют задуматься.
Бэнкси - типичный представитель стрит-арта, однако его работы продаются за сотни тысяч долларов. Бэнкси сам комментирует это безумие, насмехаясь над теми, кто покупает его работы. Эта работа тоже весьма недешева :)
А может, Бэнкси - гениальный менеджер? Анонимный художник, которого знают все и не знает никто? Может, Бэнкси скрывается не потому, что ему грозит наказание за вандализм, а просто потому, что это прибавляет пару тысяч долларов каждому его отпечатку?
Вообще странно видеть уличное искусство в галерее. Судя по работам, Бэнкси и самому это странно. Вот его реакция на выставку Баскии, начинавшего как уличный художник, в престижной галерее, «всегда стирающей граффити со своих стен»
Этому посвящен замечательный фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» - документальный, а, может, псевдодокументальный, очередная мистификация Бэнкси, розыгрыш, идея которого, однако, не зависит от жанра. Бэнкси говорит сразу о многом, но четко проводит грань между искусством и профанацией.
У меня от выставки осталось странное ощущение. С одной стороны, работы Бэнкси великолепны, и я рада, что эта выставка у нас есть. С другой - возникает ощущение некоторого противоречия между тем, что выставляется, и тем, как оно выставляется. Сочетание старого картона, облупившейся краски - и пафосных музейных залов. Порыв, эмоция, живость каждого штриха - и навороченные компьютерные технологии, призванные донести их до зрителя. Тонкий юмор Бэнкси, его насмешка - и серьезные лица зрителей.
И как следствие - сильное впечатление от работ и какое-то смазанное, двойственное - от самой выставки.
А Бэнкси - гений, это совершенно точно :)