Забавно иногда бывает, как некоторые явления то и дело оказываются в поле зрения, но каждый раз ты говоришь себе "это не мое" или "сейчас мне это не нужно", отворачиваешься и уходишь. А они преследуют до тех пор, пока вдруг не столкнутся с тобой лоб в лоб и не окажется, что это самое что ни на есть "мое" и очень даже нужно.
Познакомиться с "Последним испытанием" я могла еще в студенчестве. Половина моих однокурсников были толкинистами, бегали в Эгладор и приносили оттуда или с квартирников аудиокассеты с довольно хреновым звуком и надписями от руки: "Тэм","Йовин", "Саруман"... Лично я, будучи страстной фанаткой "Властелина колец" (правда, уже даже на тот момент к этому описанию можно было добавить "в прошлом"), до Нескучного сада не добрела. То ли стеснительность моя не давала мне вдруг припереться в теплую, но незнакомую тусовку, то ли осторожность - я боялась, что если влезу в это все с потрохами, то уже не вылезу. Я - натура порой чересчур увлекающаяся.
Так или иначе, такие имена как Саруман и Мириам были на слуху, но не более того. А именно тогда зарождалось "Последнее испытание". Если я правильно поняла, началось все с этой песни, которой теперь заканчивается "альтернативный финал".
Click to view
Позже, познакомившись с театром Стаса Намина и проникшись, стала искать актеров и смотреть, кто где еще засветился. И нашла "Последнее испытание" в постановке "Леге Артис" с Евгением Егоровым. Но... прошла мимо. Егоров не был моим любимым артистом театра, а увлечение фэнтези прошло так давно, что уже и вспоминать перестало быть неловко :)
И вот когда Ольга Кай написала о "Последнем испытании" в весьма положительном ключе, я поняла, что надо-таки ознакомиться. Потому что слишком уж часто стало попадаться мне на глаза, а значит, в покое не оставит.
Ну и ознакомилась. Посмотрела ту самую версию "Леге Артис", послушала самую первую аудиоверсию, где роли главных героев исполняли композитор Антон Круглов (тот самый Саруман, от которого я так долго открещивалась) и автор либретто Елена Ханпира, посмотрела фильм-спектакль в постановке Руслана Герасименко, где он же и сыграл главную роль... Короче, влезла-таки с потрохами...
"Последнее испытание" написано по мотивам книг из серии "Dragonlance", у нас изданном как "Сага о копье". У меня эти книжки стояли дома, красивые, разноцветные, с истинно фэнтезийными названиями "Драконы осенних сумерек", "Драконы зимней ночи", "Драконы весеннего рассвета"... Я их честно пыталась читать и не осилила. Увы и ах, это простая игра-бродилка с штампованными донельзя персонажами, довольно примитивным сюжетом, полным отсутствием хоть какой-то проработки характеров... Единственными заслуживающими внимания персонажами были братья-близнецы Рейстлин и Карамон Маджере, в первую очередь, конечно, маг Рейстлин, тщедушный, циничный и до ужаса эгоистичный, но и Карамон привлекал своим внутренним конфликтом - тупой вояка, он полностью зависел от брата, выполнял его волю, приносил всего себя в жертву его потребностям и самым страшным его страхом было вдруг оказаться Рейстлину ненужным. Поэтому неудивительно, что именно об этой парочке была написана следующая трилогия - "Трилогия легенд", полностью посвященная судьбам близнецов.
Собственно, вот они - Карамон и Рейстлин, в мультверсии "Драконов осенних сумерек". Рейстлин еще пока красный маг.
Именно на этой трилогии основано "Последнее испытание". Антон Круглов и Елена Ханпира переработали сюжет так, что от этого мягко говоря не совсем шедевра от литературы не осталось ровным счетом ничего, зато появился настоящий шедевр в жанре мюзикла. Теперь это мрачная история о противостоянии света и тьмы, с неоднозначными персонажами, с глубоко проработанными отношениями, с мрачным, но закономерным финалом. Несмотря на фэнтезийный антураж, все более и более сходящий на нет от постановки к постановке, это очень жизненная история. Особенно хочется порекомендовать мюзикл девушкам, выросшим на "Красавице и чудовище" и подобных сказках, где ОНА приносит все в жертву ЕМУ, и - опа! - обретает прекрасного принца вместо чудища с рогами. Если вы уверены, что вот только встретить бы чудовище поужаснее, полюбить его и счастье, считай, в кармане... Для профилактики - срочно прививку "Последнего испытания"!
И вот вчера я впервые была на постановке. Смотрела не на экране, а вживую.
Действие захватывающее. Из декораций - белые и черные полотнища, кольцо для воздушных гимнастов и и много-много дыма, но этот небогатый материал используется так точно, тонко и к месту, что еще что-либо на сцене только отвлекало бы.
Все как водится в фэнтези - мир с воинами, магами и богами, богов, разумеется, больше одного, и тут показания авторов книги и спектакля расходятся - в книге их три: Свет, Тьма и Равновесие. В спектакле, чтобы обострить конфликт и не перегружать зрителя, без особого ущерба для мира и сюжета изъяли Равновесие. Ну и правильно, в общем-то.
Впрочем, бог Света Паладайн тоже не особо утруждает себя участием в сюжете. Ну, подлечить темного мага, город там уничтожить - и все. Другое дело - богиня тьмы. Специализация богини тьмы, как и большинства ее коллег в разных мифологиях - поставлять свеженькие искушения, сомнения и внутренние конфликты в самые глубины существа. Доставка мгновенная и бесплатная, цена за товар, как водится, душа. Едва ли ее можно уничтожить, как наивно рассчитывал бедный маленький черный маг...
Черный маг - главный герой, все на нем строится. Но, будь он совсем черным от каблуков щегольских сапог до кончиков канонически седых волос, было бы неинтересно. Нет, мы видим полноценно раскрытый персонаж - Рейстлин, жестокий в "Отречении", полный праведного гнева в "Прокуроре", Рейстлин, испуганный в "Кошмарах" и несправедливо обиженный судьбой в "Детстве чародея", Рейстлин-обольститель в "Соблазнении", циничный в "Армии чародея" - он везде удивительно достоверен. Легко поверить, что за таким Рейстлином без сомнений шагнула в Бездну светлая жрица. Еще и себя укоряя за недостаток веры и сомнения при этом. Они, светлый жрицы, такие. "Общеизвестна священников косность" - "Это их свойство лишь на руку нам!"
Крисания. "Холодная, как сталь, надменная как трон", неприступная жрица, уверенная поначалу в черно-белости окружающего мира, постепенно видит, как белое оказывается черным, а черное местами светлеет, и, потеряв почву под ногами, слепнет - физически одномоментно в финале, а метафорически - постепенно, на протяжении всего спектакля.
Карамон. По сюжету у него очень маленькая роль. И именно поэтому очень важная. Несмотря на то, что Карамон довольно мало действует по ходу сюжета, еще труднее показать его борьбу - с собой, с братом, со всем миром за брата. Его веру, его разочарование и потом все равно веру. Карамон для меня тут самый трагический герой. Нет, конечно, и он не абсолютно белый, его несамостоятельность и некоторая инфантильность не дают ему примерить на себя роль мученика, но тем не менее именно его жалко больше всего. В нем нет ничего, кроме огромной горы мускулов и столь же огромной любви к брату...
Король-Жрец. Я вот старалась без персоналий по актерам, но тут их двое и они настолько разные... Я очень люблю Алексея Толстокорова в этой роли - его глубокий бас очень идет персонажу. Его Король-Жрец кажется более уверенным в себе, более прямолинейным, что ли. Федор Воскресенский совсем другой. Его голос - то мягкий, то надтреснутый, и меня каждый раз это царапает, но я каждый раз прихожу к мысли, что он и должен царапать - более неоднозначного персонажа, пожалуй, и придумать трудно. Очень верное ощущение - когда ты смотришь на идеальную картинку, а в глазах будто песок, и это не портит вида, но сильно портит удовольствие от созерцания... Из фанатика, самолично загнавшего себя в ловушку, король-жрец превращается в жестокого диктатора, очень хорошо знающего, что и для чего он делает. И он действительно видит благо. И он, действительно, оказывается прав. Гордыня Крисании погубила-таки мир. И вот он превращается в пророка - тот, кто готов убивать, и пытать, и насаждать веру огнем и мечом. На "Испытании состраданием" понимаешь, что правды нет. Что белого тоже нет. Что во главе белых всегда стоит кто-то не слишком белый, и надо иметь мужество это признать. Признавать этого не хочется, хочется, чтобы "наши победили" и "они поженились". Но увы и ах, тут не про это.
Либретто вообще отличается и красотой, и сложностью. Тексты продуманы до мелочей, и, насколько я могу судить, от постановки к постановке меняются - так, "Армия чародея" была переработана и зазвучала актуальнее и сильнее - вместо "Скажите мне правду, ведь горные гномы сейчас спят на золоте вашем, хотя когда-то прогнали собратьев из дома. Теперь вы похожи на племя бродяг! Скажите, вы верите, что они сами откроют вам двери и вспомнят закон? Верните отчизну своими руками! А тех, кто пойдет, поведет Карамон" стало: "Достанем плакаты и яркие краски, поправим портреты великих идей. Свобода и равенство, верность и братство - прекрасные сказки для взрослых людей! И вот уже толпы с восторгом встречают того, кто ведет их в крестовый поход. Так было всегда: храбрецы умирают, а где-то в сторонке стоит кукловод".
Музыка. О музыке мне говорить труднее всего, ибо не аудиал я. Но и не сказать - невозможно, потому что во-первых это все-таки мюзикл, а во-вторых музыка Сарумана гениальна. Да, мой слух устроен так, что воспринять два часа нового музыкального материала он не в силах, все сливается в то, что можно определить как "однообразное какое-то". Но я так на все реагирую в первый раз - и на любимый теперь ИХС, и на "Дракулу", и на "Волосы", и на все-все. Но! Для меня важны своеобразные маркеры - мелодии, которые на общем однородно-сильном фоне отличаются качественно, хватают за сердце сразу и надежно, и ради которых и пересматриваешь по десять раз до тех пор, пока не расслышишь каждую ноту, не поймешь и не примешь сердцем каждую тему. Скажем, "Гефсимания" в ИХС или "Flesh failure" в Hair. Здесь таких песен две - это "Ария чародея", с которой все начинается и "Властелин ничего", которым все заканчивается. Именно "Властелина" я заслушала до дыр, именно из-за него пересматривала дюжину раз весь мюзикл и теперь устану перечислять любимые арии: это и "Конклав магов", отсылающий однозначно к "Jesus must die!", и "Прокурор", где Рейстлин примеряет овечью шкурку, указывая на настоящего волка, это и почти полностью события между Истаром и Бездной, где раскрываются полностью герои - там и "Ссора братьев", и "Армия", и "Победа", и "Соблазнение", и истинная жемчужина - дуэт "О любви". А "Детство чародея", а "Испытание огнем"! И дальше - "Кошмары", "Отречение" и последним финальным аккордом "Властелин ничего", окончательно погрузивший меня в бездну за этой чертовой сволочью - главным героем :)
Click to view
ПС. Для иллюстраций взяты фото с просторов интернета, в основном из группы последнего испытания вконтакте, она - тут:
https://vk.com/fantasymusical