Комментарии к предложениям ДемВыбора в области реформы ВС - 4

Feb 08, 2012 19:09

VII. Резерв, Национальная гвардия / Территориальная армия, военизированные министерства и ведомства, паравоенные формирования

а) Резерв

3.2. Должна быть создана Национальная гвардия - система резервистов, сформированная из отслуживших офицеров и контрактников, а также увольняемых по сокращению штатов сотрудников полиции и спецслужб в возрасте не старше 50 лет.

Прежде всего, "система резервистов из отслуживших офицеров и добровольцев" так и называется - Резерв (или, в советско-российской терминологии, Запас).

Кратко рассмотрим американскую систему. Американский солдат-доброволец служит 8 лет, часть из которых на действительной службе, часть в резерве. Обычно соотношение лет выглядит как 4/4 или 5/3, но в зависимости от контракта может быть и 2/6, и даже 0/8 (сразу зачисляется в резерв).

Резерв подразделяется на:

  • Резерв первой очереди / Ready Reserve, включающий в себя:
    • Организованный резерв / Selected Reserve, чьи резервисты заранее сведены в разного рода резервные формирования и, хотя живут гражданской жизнью, регулярно проводят тренировки (одни выходные каждый месяц и дополнительные две непрерывные недели в год).
    • Индивидуальный резерв / Individual Ready Reserve, чьи резервисты не проводят тренировок и, соответственно, не получают от МО за них денег, но пользуются некоторыми льготами. Призываются в индивидуальном порядке как в регулярные войска, так и в Организованный резерв.
    • некоторые другие категории.
  • Резерв второй очереди / Standby Reserve. В нём числятся военнослужащие, не попавшие Резерв первой очереди - например, те, чья гражданская работа важна для обороноспособности страны, временно нетрудоспособные и т.д.
  • Резерв третьей очереди (отставной резерв) / Retired Reserve. Отставные офицеры, сержанты и солдаты, получающие пенсию за свою службу в регулярных войсках или резерве.
Всё? Нет, не всё, потому что резервным компонентом является также Национальная гвардия Соединённых штатов / National Guard of the United States, являющаяся частью Резерва первой очереди. С согласия губернатора президент может "активировать" гвардейские части/соединяния и призвать на действительную военную службу.

Всё? Нет, потому что помимо федеральной Национальной гвардии есть ещё Национальная гвардия штатов / National Guard of a State. Непосредственно задействовать федеральное правительство её не может, но с согласия губернатора способно "федерализовать" и объявить частью Национальной гвардии Соединённых штатов.

Всё? Опять нет, потому что помимо НГ у многих штатов есть Силы самобороны штата / State Defense Force и Морская милития / Naval Militia, которые, если очень хочется, федеральное правительство тоже может задействовать. Кроме этого в США существует немало "гражданских конституционных милитий" официально не признанных ни федеральным, ни местным правительством. Здесь же можно учесть американские частные военные компании.

Ну теперь-то всё? И снова нет, потому что с одной стороны в США сохраняется возможность введения частичной или полной воинской повинности - см. Система ограниченной воинской повинности / Selective Service System, учитывающую в обязательном порядке большинство мужчин в возрасте от 18 до 25 лет (на конец 2008 на учёте стояло более 14 млн. чел.), а с другой по закону практически всё здоровое мужское население в возрасте от 17 до 45 лет считается "резервной (или неорганизованной) милитией".

Вот теперь всё.

Понятно, что такая большая и разветвлённая система резерва и активируется по-разному:

  • Президентский призыв резервистов - позволяет президенту призвать до 200 тыс. человек из Организованного резерва и 30 тыс. человек из Индивидуального резерва на срок до 270 дней.
  • Частичная мобилизация - требует объявления Конгрессом войны или чрезвычайного положения и позволяет призвать из Резерва первой очереди до миллиона человек на срок не более двух лет.
  • Полная мобилизация - требует объявления Конгрессом войны или чрезвычайного положения и позволяет призвать всех резервистов.

б) Национальная гвардия / Территориальная армия

Теперь поговорим о Национальной гвардии. Вообще, под национальной гвардией может пониматься множество разных вещей из разных стран и эпох - военные/паравоенные формирования (временные и постоянные), полиция/жандармерия, милития/ополчение, политические движения и т.д. Но так как авторы скорее всего имел в виду современную американскую НГ, то говорить будем о ней.

Прежде всего, как было сказано ранее, НГ в Соединённых Штатах ДВЕ: федеральная и местная (штатов). И тут никакого "глубоко замысла" нет: наличие двух НГ является следствием исторического развития США и постоянного тяни-толкая между федеральным правительством, век за веком прибирающим к рукам права штатов, и самими штатами, сопротивляющимися этому процессу. То есть это чисто национально-историческая американская специфика к другим странам мало применимая.

НГ США это почти полный аналог резервных формирований американской армии, а химически чистой НГ является как раз-таки НГ штатов, представляющая собой гражданское ополчение/милитию, подчиняющуюся губернаторам. Гвардейцы НГ - это НЕ ВОЕННЫЕ, это ГРАЖДАНСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ с военными (боевыми) НАВЫКАМИ. В случае небольших войн НГ является резервом регулярных ВС, случае начала широкомасштабной (тотальной) войны НГ становится базой для мобилизационного развёртывания новых частей и соединений, в случае вторжения на территорию США гвардейцы вместе с другими ополченцами/"милитантами" являются "последней линией обороны" страны. В мирное время НГ участвует в ликвидации последствий сихийных бедствий (пожары, наводнения, землетрясения), помогает поддерживать общественный порядок и т.д.

Всё это очень здорово и возражений не вызывает, проблема однако в том, что НГ штатов несёт ещё существенную социально-политическую нагрузку: в духе американской системы "сдержек и противовесов" и американского идеала "гражданина-солдата" подчиняющаяся губернаторам Национальная гвардия (то есть гражданское ополчение штатов) препятствуется узурпации власти федеральным центром и/или военными (см. права Штатов / States' rights и Militia Act of 1903).

Нужен ли подобный противовес в РФ? Честно говоря, очень сомневаюсь. Вопреки написанному в "конституции" РФ, Россия исторически является унитарным государством вроде Франции, и немецкий/американский федерализм тут мало жизнеспособен. Как-то ограничивать аппетиты политического руководства и повышать гражданское самосознание надо, но кроме ничем не заслуженного предоставления губернаторам собственных карманных армий сделать это можно и другими способами - через легализацию короткоствольного оружия, через разрешение созданий ополчений/милитий (по крайней мере в таких проблемных регионах, как Предкавказье или Дальний Восток) и т.д.

Поэтому, мне кажется, с точки зрения военно-политического устройства тут лучше смотреть не на американскую НГ, а на Территориальную армию в странах Содружества (английскую, канадскую и т.д.)

Кроме военно-политического значения НГ/ТА есть и другие вопросы, которые лично я без дополнительной информации с ходу разрешить не могу. Например, нужна ли вообще НГ/ТА? Со всеми своими мелкими соседями российская армия способна справится уже сегодня и без особых проблем, а при наличии развитого Резерва ВС тем более. Если же мы говорим о крупных противниках, то:

  • РФ - 140 млн. чел. (из них на Дальнем Востоке - 6,3 млн. чел.)
  • КНР - 1 300 млн. чел. (из них на границе с российским ДВ - более 100 млн. чел.)
  • ЕС - 700 млн. чел. (плюс технологическое превосходство)
  • США - 300 млн. чел. (плюс серьёзное технологическое и силовое превосходство)
Поможет ли в таких стартовых условиях НГ/ТА в случае широмасштабной войны? Есть в этом большие сомнения, особенно с учётом того, что там, где быстрое создание новых частей и соединений теоретически могло больше всего помочь - на Дальнем Востоке - там оно окажется наименее эффективно просто из недостатка людей. Не лучше ли тогда переориентировать НГ/ТА с американо-английских милитий на швейцарскую систему (поголовная милиционная система с акцентом на партизанские и подпольные действия)? По крайней мере на Дальнем Востоке? Или лучше не переходить на добровольный принцип комплектования ВС (о котором я явно не говорил, но подразумеваю), а вернуться к советской всеобщей мобилизационной системе? Или может лучше скопировать изральскую милиционно-призывную систему? Или вообще не заморачиваться с этим и полагаться только ядерный зонтик?

Трудно сказать. Потому что большинство развитых в военном отношении стран, демографически сильно уступающих соседям/противникам, имеют такие бонусы, которые не имеет РФ. Например, Израиль очень маленькая страна (что облегчает манёвр силами), технологически гораздо более развита, чем её соседи, и имеет своим союзником такую страну, как Соединённые Штаты. Швейцария - маленькая горная страна с очень воинственным населением и в окружении спокойных предсказуемых соседей. США (да-да, США тоже находится в ситуации демографического меньшинства, потому что её сфера интересов - весь мир) являются по сути островным государством, причём технологически самым развитым и сильным на планете.

Очевидно, проблему российской малочисленности надо решать комплексно и не только военными средствами:

  • в первую очередь озаботиться роботизацией армии
  • сделать ставку на качественное превосходство своей армии (по крайней мере над китайской) и на высокотехнологичные виды ВС, не требующие большого количества людей (прежде всего ВВС)
  • многократно повысить стратегическую (между ТВД/ОСК) и оперативную (внутри ТВД/ОСК) мобильность своей армии (чем-то напоминает немецкую стратегию в конце XIX - начале XX века)
  • освободить военнослужащих от несвойственных им хозяйственных, строительных и прочих обязанностей за счёт аутсорсинга и тому подобного (что позволит высвободить лишний мужской контингент для "штыков", непосредственно ведущих боевые действия)
  • больше привлекать к военной службе женщин (как это происходит в израильской и американской армии)
  • создать разветвлённую систему резерва (непосредственное устройство нижних этажей этой системы - НГ/ТА - требует конкретных исследований)
  • сократить все псевдовоенные/паравоенные формирования и за счёт них увеличить численность армии и/или резерва (см. пункт "г")
  • найти сильных политических и военных союзников (идеальный вариант - США, что не очень-то и фантастично, потому что, как и для РФ, для американцев КНР и ЕС являются естественными конкурентами, соперниками, а в далёкой перспективе и военными противниками; "враг моего врага - мой друг")
  • проводить разумную социально-демографическую политику, экономически развивать депрессивные регионы
От себя, в качестве предварительной базовой модели НГ/ТА, могу предложить следующее: скорее всего какая-то военно-гражданская "прокладка" между Резервом ВС и гражданским населением нужна, весь вопрос в её "толщине" (численности) и конкретном внутреннем устройстве. Мне кажется, что в целом всё должно строиться на американо-английском добровольном милиционном принципе, но географически сильно дифференцированном. Подчиняться милитии субъектов скорее всего должны руководству Оперативно-стратегических командований (ОСК), возможность использования НГ/ТА губернаторами на случай стихийных бедствий или беспорядков надо оставить, но с разрешения президента.

Понятно, что наибольшие опасения вызывает Дальний Восток - сосед наименее предсказуем, демографическая разница наибольшая, территория максимально удалена от самой развитой и населённой части страны - поэтому на Дальнем Востоке с одной стороны нужно держать повышенное число "тяжёлых" резервных соединений, готовых к очень быстрому развёртыванию или немедленной активации:

  • полные бригадные комплекты вооружения и военной техники на БХиРВТ, позволяющие быстро перебросить на самолётах из европейской части только личный состав, посадить его на технику и отправить воевать (т.н. "соединения двойного базирования")
  • готовые резервные и территориальные соединения
А с другой, на случай если армия не сдюжит, создавать максимальное число легкопехотных, специального назначения, разведывательно-диверсионных, партизанских, подпольных и прочих подразделений, в идеале охватывающих значительную часть взрослого населения ДВ. То есть такой швейцарский подход, но в английско-канадском стиле: это не должна быть обязаловкой, это должно быть развлекаловом (типа страйкбола/пейнтбола/лазертага, стрелковых или туристических клубов) очень популярным среди жителей ДВ. Люди должны веселиться, бегая с оружием и получая за это (хорошие) деньги, но при этом быть готовым в любой момент создать массовые подпольные/партизанские движения, чтобы защищать свои дома с оружием в руках. (или это всё-таки американский принцип "гражданина-солдата"? ладно, не суть) Также на ДВ должно быть максимально либеральное законодательство в отношении гражданского оружия, разрешено свободное создание гражданский милитий и т.д.

Похожим образом дело будет обстоять в Предкавказье, на южном ТВД. А устройство НГ/ТА в западном и центральном ТВД скорее всего будет почти полностью "американским". Кроме того эти регионы, как самые населённые, станут базой для возможного мобилизационного развёртывания новых соединений во время крупномасштабных войн, причём не только для себя, но и на "экспорт". Ведь формирование боеспособной бригады "с нуля" занимает значительное время (до нескольких лет), что, помимо малочисленности населения, дополнительно обессмысливает создание таких бригад на ДВ в ходе войны. Если вдруг китайская армия быстро смяла российскую группировку на ДВ и оккупировала регион, то правильный путь это готовить новые соединения в европейской части, а потом перебрасывать их на восток, в то время как населения ДВ и разбитые остатки армии должны использоваться для создания партизанских отрядов и гражданских движений Сопротивления.

"Как-то так".

в) Военизированные министерства и ведомства

Как известно, помимо Министерства обороны в РФ есть около трёх десятков (sic!) различных "военизированных" министерств и ведомств, носящих воиские звания и знаки отличия, военную форму, ордена, медали и т.д. У большинства из них есть свои ведомственные "спецназы". А у некоторых даже карманные армии, причём сравнимые по численности с Сухопутными войсками МО: численность ВВ МДВ и ПВ ФСБ примерно по 200 тыс., численность СВ МО около 350 тыс.

Всё это сказывается на армии самым негативным образом. Если избыточное количество офицеров в армии просто снижает качество офицерского корпуса, то наличие "гражданских офицеров" как в самой армии (например, главный военный дирижер "генерал-лейтенант" Халилов), так и за её пределами, девальвирует ценность офицерского звания до нуля и просто-напросто УНИЖАЕТ офицеров МО. Представьте: армейский полковник, имеющий в подчинении 2-3 тыс. отборных головорезов и сотни единиц боевой техники, несущий колоссальную ответственность, в военное время рискующий жизнью и т.д., приходит куда-нибудь в полицию, таможню или прокуратуру подписать какую-нибудь бумажку и видит там развалившуюся в своём кабинете гражданскую харю с полковничьими погонами, в подчинении у которой от силы несколько десятков человек. Как он себя будет чувствовать?

Подробности я расписывать не будут, т.к. с одной стороны мне поднадоело писать (а вам читать), а с другой на эту тему неоднократно говорилось в СМИ. Например, её часто поднимал Анатолий Цыганок (раз, два, три) или вот есть хорошая статья Алексей Перчун. Кому тема интересна - рекомендую осилить все четыре статьи.

Озвучу только резюме: нынешние сокращения и оптимизации в офицерскому корпусе МО можно только приветствовать, но это полдела. Также требуется полностью лишить все остальные ведомства (гражданские по сути и военные по форме) званий, униформы, знаков различий хотя бы ОТДАЛЁННО напоминающих военные. Впрочем, полностью униформы их лишать не стоит: лучше превратить подобные ведомства из "военизированных" структур в аналог американских "uniform service" или русское чиновничество с ведомственными мундирами.

Аналогично, кстати, в армии можно ввести категорию "военных чиновников".

г) Паравоенные формирования

Итак, в РФ есть пара карманных ведомственных "армий" гражданских лоботрясов, притворяющихся "военными", сравнимые по численности с Сухопутными войсками - это ВВ МВД и ПВ ФСБ. При призыве на военную службу эти структуры имеют право ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО отбора призывников, да и контрактникам в них платят больше. То есть ВВ и ПВ у нас комплектуются по первому разряду, самым лучшим контингетом, а армия по второму - "объедками с барского стола". Что, вообще говоря, НАГЛОСТЬ ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ. За такое давным-давно пора, как говорил Ильич, бить. По зубам.

Однако это ещё не всё. Как я упоминал ранее, одна из основных задач ВВ и ПВ - это служить противовесом Вооружённым силам. То есть если бы в СССР генералы "взбрыкнули", МВД и КГБ должны были их совместными усилиями заломать (ну, примерно как бригада внутренних войск блокировала штаб 8-го армейского корпуса, когда Рохлин решил поиграть в военный переворот). Подобное предназначение может показаться ненаучной фантастикой, но я напомню проходившую на наших глазах историю создания монстра под названием "МЧС".

Во всё мире службы спасения и ЧС это небольшие гражданские службы вроде семитысячной американской FEMA, состоящей к тому же из маленьких децентрализованных команд. Теперь сравните это с 300+ тысячным ВОЕНИЗИРОВАННЫМ МИНИСТЕРСТВОМ, руководимым "генералом армии" и 120 "генералами" помельче, которое к тому же неоднократно расписывалось в своей некомпетентности.

Во "цивилизованных странах"(ТМ) с ЧС сообща борются военные/национальная гвардия, пожарники, медики, полиция, гражданская оборона, добровольцы и т.д. Даже в СССР дело обстояло аналогичным образом. Вы будете смеяться, но когда доходит до настоящих проблем, и в РФ с ЧС борется не МЧС, а сводные силы - например, к тушению пожаров 2010 привлекли армию и милицию, оборзевший Шойгу призывал по ТВ добровольцев для помощи в тушении пожаров и т.д.

Но самое интересное другое. Когда какая-то организация не справляется с поставленными задачами («армия проиграла войну»), это всегда приводит к созданию различных комиссий, кадровым перестановкам, реформам и т.д. Однако какие бы ЧС РФ не сотрясали, после них МЧС не только не имеет никаких негативных для себя последствий, но даже наоборот - неуклонно растёт год от года.

Значит? Значит задачи МЧС заключаются вовсе не в борьбе с чрезвычайными ситуациями, а "кое в чём другом". В чём именно можно наглядно увидеть по хронологии роста МЧС:

  • Прообразом МЧС была организация боевиков Иоселиани-Шеварнадзе «Мхедриони», легализовавшаяся в 90-м как Корпус спасателей и совершившая в 91-м военный переворот, в результате которого к власти пришёл Шевернадзе.
  • По аналогии в декабре 90-го на правах комитета при Совмине РСФСР Ельцин формирует карманную армию боевиков под именем «Российский корпус спасателей».
  • 17 апреля 1991 г. смотрящим по Корпусу ставится сын кореша Ельцина - инспектор Красноярского крайкома КПСС Сережа Шойгу (в детстве, кстати, сидевший на коленях у Ельцина).
  • 30 июля 1991 г. Корпус преобразуется в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
  • В августовском перевороте ГКЧС принимает активное участие. Например, именно он раздавал противникам ГКЧП оружие.
  • 19 ноября 1991 г. за помощь в перевороте Ельцин сливает в ГКЧС Гражданскую оборону и переподчиняет ГКЧС непосредственно себе.
  • 10 января 1994 г. за участие в расстреле парламента в ГКЧС сливают несколько других комитетов и преобразуют в министерство.
  • 15 февраля 1994 г. в недрах МЧС формируются силы специального назначения (центр «Лидер»).
  • И т.д. и т.п.
  • В 99-м МЧС начинает заниматься не только бизнесом, но и политикой. Так на базе структур МЧС формируется пропутинская партия «Единство», лидер партии - Шойгу.
  • 12 апреля 2001 г. «Единство» объединяется с лужковским «Отечеством» в пропрезидентскую партию «Единая Россия».
  • В январе 2002-го за поддержку на выборах в МЧС сливается 250-тысячная Государственная противопожарная служба (насколько я помню, сливается с первого января 2002-го, приказ вышел в декабре 2001-го, а договорились Путин и Шойгу об этом уже в конце апреля 2001-го).
Вот таким путём. Думаю, вполне очевидно, что этот гадюшник ("личную армию президента") давным-давно пора ликвидировать.

С ВВ и ПВ примерно то же самое, причём с советских времён ситуация даже ухудшилась: если в СССР ВВ и ПВ входили в состав Вооружённых сил и наряду с армией подчинялись Верховному Главнокомандующему страны, то в РФ ВВ и ПВ частью ВС не являются и подчиняются... только своим министрам!

- Убедительно, - скажут некоторые. - Но как быть с американской НГ, служащей противовесом армии? Почему им можно, а нам нельзя?

Потому что всё дело в конкретном устройстве. Например, как и ВВ, Национальная гвардия используется для подавления беспорядков, но есть большая разница, когда их подавляют обычные граждане, которых вызвали, выдали форму с оружием и отправили к толпе, в которой могут быть их коллеги по работе, соседи, родственники, дети, и когда в "костюм космонавта" обряжается "цепной пес режима"(ТМ), для которого бить людей дубинкой по голове - это профессия (ну и совсем празднично, когда на разгоны митингов и демонстраций пригоняют "преторианскую гвардию" ВВшников из других регионов, дабы "подавители" не перешли на сторону протестующих).

Примерно то же самое и с внешним контролем армии: в США федеральный центр и федеральных военных уравновешивают ВООРУЖЁННЫЕ ГРАЖДАНЕ под руководством избранного политического руководства штата, да ещё и в условия исторического американского федерализма. В РФ противовесом армии служат псевдовоенные под руководством своих министров, причём один из министров (ФСБ) ещё осуществляет внутренний контроль (3-е управление ФСБ).

Правильное административное решение в этом случае: МЧС ликвидировать почти полностью; ПВ сильно сократить, огражданить и передать в состав МВД, Минфина или Минэкономразвития; ВВ немного сократить, оптимизировать, реформировать в жандармерию (полицию с военной организацией) с двойным подчинением (в мирное время - министр МВД, в военное - министр обороны) по французскому или русскому образцу.

VIII. Резюме

Сначал сделаю пару оговорок: всё написанное мной было а) для идельной ситуации б) на мой личный взгляд. Если со второй оговоркой всё понятно, то первую надо пояснить: так как мы живёт не в идеальном, а реальном мире, то целесообразно придерживаться Первого правила инженера ("не сломано - не чини"). Например, совершенно очевидно, что в современной войне и в своём нынешнем виде ВДВ практически бесполезны, поэтому их давно надо как-то существенно реформировать. Однако в Пятидневной войне десантники показали себя настолько хорошо, что у реформаторов на ВДВ просто не поднялась рука и всякие планы вроде перехода на бригадную основу остались нереализованными. Совершенно правильно, кстати, не понялась и соверенно правильно такие планы остались нереализованными - это вполне профессиональное решение, т.к. сломать хорошую вещь можно легко, а сделать новую аналогичного уровня долго и трудно. Прежде чем как-то существенно реформировать ВДВ, нужно провести множество подготовительных мероприятий: создать нормальную пехоту, создать аэромибильные соединения и уж только потом вплотную браться за десантников.

Подобный подход хоть и в меньшей степени, но вполне применим к МЧС, ВВ, ПВ. Да, там всё криво, косо и убого, но эти структуры более-менее сложились и какую-то небольшую полезную функцию они всё-таки выполняют. Поэтом прежде, чем их развинчивать, надо хорошо подготовиться.

Итак, отталкиваясь от программы ДемВыбора, я бы сформулировал такие предложения:

  • Создание гражданского Министерства обороны. Ликвидация ГШ и создание вместо него маленького Объединённого штаба с полным лишением последнего функций оперативного управления войсками. Передача большинства функций нынешнего ГШ в МО (например, переподчинение ГРУ Министерству обороны по типу американского РУМО).
  • Ликвидация военных округов и создание подчинённых министру обороны Объединённых командований с передачей последним всех функций оперативного управления войсками.
  • Вооружённые силы средней численности (600-800 тыс. чел., примерная раскладка: ВВС - 200-250 тыс., СВ - 350-450 тыс., ВМС - 100-150 тыс.), конкретные цифры устанавливаются после оценки возможностей и потребностей ТВД. Главный вид - ВВС (точнее, единый воздушно-космический щит страны, включающий в себя ВВС, ПВО, РВСН, СПРН, ВКО, РКО и пр.), вспомогательный - СВ (ориентирован прежде всего на оккупацию и последующую политическую стабилизацию). Главный военный противник - ближайшие соседи.
  • Долгосрочная (лет 50) программа создания офицерского корпуса. Полная реформа военного образования (давать военное образование после получения высококачественного гражданского высшего и т.д.), вероятно, увязанная с реформой гражданского образования. Среднесрочная (лет 15-20) программа создания сержантского корпуса.
  • Безусловная ликвидация института "заместителей по воспитательной работе", психологов, батюшек и т.п. Безусловная ликвидация 3-го управления ФСБ и созданных им агентурных сетей внутри Вооружённых сил.
  • Создание собственной контрразведки внутри ВС. Создание военной полиции внутри ВС. Реформирование военно-судебной системы по американскому или русскому образцу.
  • Добровольный принцип комплектования и территориальный принцип формирования Вооружённых сил.
  • Создание разветвлённой системы Резерва ВС. Создание какой-либо разновидности Национальной гвардии / Территориальных войск (видимо, нужно что-то среднее между американским и английским образцом).
  • Безусловная ликвидация военного статуса, воинских/офицерский званий, знаков отличий, наград и тому подобного у всех министерств и ведомств, кроме МО. То есть демилитаризация МВД, ФСБ, СВР, МЧС, ФСИН, прокуратуры, таможни и пр. с превращением их в в полностью гражданские организации, как это и должно быть.
  • Демилитаризация и лишение военного статуса Внутренних "войск" МВД, их оптимизация и превращения в жандармерию (полицию с военной организаций) по французскому или русскому образцу (можно объединить с созданием военной полиции).
  • Демилитаризация и лишение военного статуса Пограничных "войск" ФСБ. Сильное сокращение (до 50-70 тыс.) и передача в состав МВД, Минфина или Минэкономразвития.
  • Полная ликвидация МЧС: лишение статуса министерства, безусловная ликвидация всех боевых формирований, выделение Государственной противопожарной службы, а также ГО и ЧС, в отдельные структуры, сокращение остатков и создание из них небольшой службы или агентства.
  • Всё, что можно перевести на аутсорсинг и "огражданить" - перевести и огражданить.
  • Максимальная информационная открытость и прозрачность ВС. Особо уделить внимание созданию высококачественной пресс-службы, статистической службы и службы компьютеризации/информатизации. Создать условий для появления слоя гражданских военных экспертов и складывания военно-гражданского экспертного сообщества.
  • ...
  • PROFIT!

КОНЕЦ

военная реформа

Previous post Next post
Up