Дополнение ко второй части заметок о Пятидневной войне. Третья, надеюсь, последует в скором времени.
ГРУЗИЯ: В ВОЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫЯВЛЕНЫ НЕДОСТАТКИГеоргий Ломсадзе
[...]
Между тем открытым остается вопрос, чем были продиктованы действия Грузии 8 августа.
В ряде интервью с EurasiaNet высокопоставленные представители оборонного ведомства и структур национальной безопасности вновь озвучили свои прежние заявления, что возможность более широкомасштабного, прямого столкновения с Россией никогда ими не рассматривалась. Сражавшиеся в Южной Осетии военнослужащие также высказывают предположения, что решения о передвижениях грузинской армии принимались на ходу, спонтанно.
По словам секретаря Совета национальной безопасности Грузии Александра Ломая, на худой конец рассматривалась возможность опосредованного столкновения с российскими силами, аналогичное первому югоосетинскому конфликту в 1991-1992 годах. После двух разгромных российских войн в Чечне никто не думал, что Москва вновь пойдет на риск и поставит под удар свою международную репутацию, вторгшись на территорию суверенного государства, отмечает замминистра обороны Бату Кутелия.
"Мы полагали, что русские будут воевать руками сепаратистов", - поделился с EurasiaNet Ломая.
Как рассказали EurasiaNet воевавшие в Южной Осетии грузинские солдаты, они считали, что их задачей в сепаратистском регионе являлось положить конец атакам сепаратистов на расположенные в этой местности грузинские села. Утром 8 августа грузинское правительство объяснило свое решение двинуть войска на Цхинвали обстрелом двух грузинских сел.
"Нашей целью было положить конец вооруженным действиям в регионе и взять его под свой контроль, - говорит старший лейтенант 3,5 тысячной 4-ой бригады, принявшей на себя основную тяжесть боев 8 августа. - Никто в вооруженных силах не ожидал войны с Россией".
Осознание, что грузинским силам противостоят не югоосетинские ополченцы, а противник, многократно превосходящий грузинскую армию в живой силе и огневой мощи, стало настоящим ударом, сообщают источники. "Главное то, что был недооценен масштаб угрозы и переоценены наши собственные боевые возможности", - сообщил нам один источник в министерстве обороны, попросивший не называть его имени.
Правда, раньше Тбилиси расценивал военные учения в Абхазии и на российской границе с Южной Осетией как свидетельство воинственных намерений России. Восстановление железнодорожных путей из России в Абхазию, сбитые над ее территорией грузинские самолеты-разведчики и наращивание Россией своего миротворческого контингента в обоих регионах становились еще одной причиной для беспокойства.
Теперь грузинские военные источники заявляют, что ожидалось наступление со стороны Абхазии, но никак не Южной Осетии. "Мы реально готовились к чему-то подобному в мае, когда Грузии было отказано в членстве в НАТО [в предоставлении Плана действий по членству в НАТО]", - говорит старший лейтенант 4-ой бригады. Но к военной операции в Южной Осетии в августе этого года "никакой подготовки" не велось, "многие были в отпусках, а осенью мы готовились отправиться в Ирак".
Югоосетинский конфликт стал для 4-ой бригады боевым крещением. Прозвучавшая 7 августа тревога стала для подразделения полной неожиданностью, отмечает офицер. В тот день военнослужащие занимались погрузкой танков и ракетных установок на поезд, направляющийся в грузинский город Гори, что в 15 км от Цхинвали.
В ночь с 7 на 8 августа 4-ая бригада предприняла удар по югоосетинским позициям на трех направлениях: в Цхинвали и в двух осетинских селах, Знаури и Хетагурово к югу и западу от сепаратистской столицы. Причем один из них был маневром, призванным отвлечь внимание югоосетинских сил от главной цели. Эта хитрость позволила одному из полков (батальонов? - S.) 4-ой бригады войти в Цхинвали. После продолжительного артобстрела грузинские силы взяли под контроль большую часть города за исключением отдельных очагов сопротивления, рассказал другой офицер из 4-ой бригады.
По словам одного из командующих среднего звена, почти окружив город, грузинские войска попытались установить контроль над ключевой магистралью, ведущей на север к югоосетинскому пограничному переходу с Россией. Возле села Тбети дорогу защищал югоосетинский гарнизон численностью в 300 человек.
Когда грузинские войска вступили в сражение с этим гарнизоном, появилась первая колонна российских танков, вспоминает командир. Проба сил произошла на сравнительно узком участке. "Мы уничтожали один танк за другим, но они все продолжали прибывать", - говорит военный, попросивший не называть его имени.
Как говорится, "что и требовалось доказать".
via
aillarionov