В четверг 9 февраля в СТД прошла дискуссия на тему “Московский театр: что нам со всем этим делать?”. Эта дискуссия была заявлена как продолжение дискуссии, прошедшей 19 февраля на “Платформе”. Я о той дискуссии достаточно подробно
писал.
На этот раз дискуссия была перенесена в СТД и в ней приняло участие большее количество театральных деятелей, включая председателя СТД А.Калягина, руководителя Департамента культуры Москвы С.Капкова, режиссеров и худруков московских театров.
Однако дискуссии опять не получилось. Слишком общей оказалась заявленная тема. И каждый опять говорил о своем, наболевшем. И это было бы пол-беды. Каждый говорил с оглядкой на присутствующее начальство. Кроме В.Сторчака, который под конец дискуссии достал роляь плакат “Вы врете”.
В итоге обсуждали только внутрицеховые проблемы. Может ли театр единомышленников возникнуть не на пустом, зачищенном месте? Как должен происходить переход к контрактной системе? Не засядут ли “молодые” Карбаускис и Писарев в своих театрах лет на 40? Как обеспечить стариков и при этом не держать их балластом в штате? Почему в российских театрах нет профсоюзов? Ну и конечно, как определить качество театрального продукта и поможет ли этому наличие в уставе театра “миссии”?
Необходимость омоложения кадров и включения молодых режиссеров и худруков в театральных процессов всем очевидна. Но как это реализовать так никто и не озвучил. Марат Гацалов сказал, что хоть он и работает в Прокопьевске главным режиссером, но влиять на художественную политику не имеет возможности. С.Женовач отметил, что если раньше была какая-то поколенческая общность, то нынешняя молодежь сама за себя, и потому в большей степени нуждается в поддержке.
Но несколько интересных заявлений было сделано. Во-первых, С.Капков признал, что в Москве, по факту, открытых площадок нет. Но эта проблема уже понятна и работа ведется. Формируется ценовая политика для открытых площадок. Предполагается, что будет три цены: городская, театральная и коммерческая. Во-вторых, есть договоренность с Департаментом СМИ о размещении на рекламных площадях города информации о культурно-массовых мероприятиях. Хотя, опять же, не было сказано, кто может рассчитывать на такую рекламную поддержку.
Но самое печальное для меня в этом мероприятии, что за всю дискуссию ни разу не прозвучало слово “зритель”. То есть складывается впечатление, что вся театральная тусовка существует для себя, а не для города. Ей зрители не шибко нужны, и хорошо, если не мешают. То есть все готовы и дальше бороться за деньги Департамента и спонсоров, но не пытаться зарабатывать на своей аудитории.
И вот тут есть противоречие с позицией Департамента, который заявляет о необходимости привлечения новых зрителей в театр. Театры, в лучшем случае, готовы работать с теми, кто уже среди их аудитории.
Резюмируя, такие встречи нужны. Есть ощущение, что С.Капков действительно хочет слушать и слышать людей, с которыми ему работать. Но надо более четко ставить вопросы и более жестко подбирать участников. Нужны отдельные встречи с худруками, с директорами, с режиссерами. И со зрителями тоже. Нужно уже как-то с формулировать методы, с помощью которых можно привлечь в театр новую публику.
PS. Еще репортажи с мероприятия: