МДЮФАП: концерт III тура

Mar 13, 2012 02:36

Уже традиционно я пишу пост о том, как для меня прошёл детско-юношеский фестиваль авторской песни, в частности - конкурсный концерт. Вот и сегодня я себе конспектировал в блокнотик свои впечатления, чтобы потом ими поделиться тут.

(у моего таланта сегодня явно годовщина смерти сестры...)


мысль №1.
Я даже не знаю, было ли когда-то по-другому, но почему-то в этом году мне особенно показалось, что весь фестиваль упирается в конкурс. Из-за чего так происходит - сложно сказать. Может быть из-за того,что наиболее ориентированный на общение этап - мастерские - стал больше ориентироваться на функцию поиска алмазов в руде, вместо того, чтобы заниматься огранкой всего подряд. А может из-за того, что приходящие участники сами не хотят видеть ничего, кроме конкурса. Не знаю. Тут я пока что теряюсь в догадках и пытаюсь разобраться в собственных мыслях. Но ощущение, что что-то не так и чего-то не хватает, меня не покидает.

мысль №2.
Хроническое несоблюдение буквы положения о фестивале. При том, что положение ещё и противоречит местами само себе. Положение - это мрак, друзья мои. Такое ощущение, что его не читают ни организаторы, ни жюри и ведущие мастерских, ни участники. Простите. Прекрасно понимаю что даже в самых строгих правилах в какой-то момент находится место для исключений. Но для этого, наверно, надо чтобы кто-то с кем-то советовался, и чтобы эти решения были освещены публично, и не вызывали вопросов потом. Пренебрежение положением кроме того создаёт категорическое неравноправие участников, и вообще это всё мягко говоря некрасиво порой бывает. Есть предложение (кому его адресовать - я уж и не знаю): написать человеческое осмысленное положение и стараться всем его соблюдать. Готов посильно поучаствовать, если что. Нынешнее положение - стыд и срам. А его несоблюдение - и подавно. Говорю открыто.

мысль №3.
Педагоги, вылезающие на сцену. На мой взгляд, это лишнее. Понимаю, что маленькие дети. Но можно рядом с маленьким ребёнком просто поставить ребёнка постарше, разве нет? Выпускника студии на худой конец. Но не взрослого же дядьку или тётьку-педагога. Эта мысль кстати явно должна быть связана с предыдущей, на мой взгляд.

мысль №4.
Уж как мне не хочется портить хорошие человеческие отношения с Дмитрием Альбертычем... Но об одном скажу. Подходит ко мне сегодня участница конкурсного концерта и говорит: Лёша, а можно посмотреть на зал, попеть в нём перед выступлением? (она во дворце первый раз в жизни.) Я говорю: конечно, если это возможно - пойдём посмотрим, может быть и можно. Пошли. Уткнулись в запертые двери зала, из-за которых доносились звонкие девичьи голоса, поющие авторские песни. Я что должен девочке сказать в этом случае?.. Участник фактически сам попросил "саунд чек", очевидно по необходимости, и понял то, что понял - тоже без особых подсказок.

мысль №5.
Про ансамбли. Идея выпустить все ансамбли подряд в самом начале мне удачной не показалась. Опять же, понимаю - так быстрее: разобрались с настройкой звука для ансамблей, прогнали их все подряд и расслабились уже на этот счёт. Но с другой стороны, ансамблевое пение на МДЮФАПе весьма специфическое: как правило, ничего нового не происходит из года в год, редко можно услышать что-то серьёзное, в основном - достаточно маленькие дети, поющие что-то простое хором... можно в это время отдыхать и расслабляться, когда до того пели песню на Бродского, а после - какой-нибудь подающий надежды автор с плохенькой дикцией, например, вышел что-то интересное петь. И вроде время голову разгрузить есть, и ансамблей таких достаточно для частого "проветривания" головы. А с третьей стороны слушать подряд преимущественно одинаковые ансамбли - это тоже тяжело... Запоминается тот, который произвёл новый жест - по особенному махнул рукой или топнул ногой... Кстати говоря приличных ансамблей в этом году я не слышал вообще, даже близко. Я уже скучаю по ансамблю КСП "Надежда", который как минимум пел красиво и на голоса. Что-то я либо в этот раз прокурил его и не заметил, либо не было.

мысль №6.
Переигрывание исполнителей на сцене. Я уже и не знаю как относиться к этому. В этом отношении можно поделить участников на три категории: 1. Те, кто ещё совсем не понимает, о чём он поёт. Это, как правило, дети, которые по какой-то причине поют ну совсем не равновеликие им песни, в частности по той причине, что музыкальность песни их естественным образом пока ещё волнует больше всего остального. 2. Те, кто понимает и просто о чём-то поёт. Таких всегда на детских мероприятиях единицы. Им легко сочувствовать и сопереживать, их всегда слушаешь с интересом и почти всегда это перевешивает для меня все остальные любые технические недостатки их выступления. 3. А вот таких много. Это как раз те самые. Они что-то начали понимать уже, и начинают в это играть... И наигрыш при этом начинает выпирать во всех местах, где явно ставится цель изобразить что-то. И вроде бы понятно что и зачем надо изображать, но подделочность и неискренность выпирает всюду неаккуратным интонационным утрированием, где эмоциональный градус поднимается выше повседневного. А песни наши таковы, что градус этот поднимается там почти всегда. И в этот раз таких было крайне много, как показалось мне. И, наверно, это лучше, чем ничего. Наверное, надо видеть в этом то, что эти ребята что-то понимают для себя, но им просто пока сложновато играть "аккуратно" или тяжеловато просто "быть собой". (Я всё ещё считаю, что это разные вещи.)

мысль №7.
Очень не хватает перерыва. Понимаю, что ситуация такова. Представить себе не могу, как выдерживает жюри. Второй год подряд я "прокуриваю" пару участников из середины концерта.

Кстати о жюри: очень интересная пёстрая бригада, на мой вкус. Уж не знаю, как они все между собой смогут договориться... Но работу такого жюри в рамках чего-то единого представить мне очень сложно. Я понимаю, как формируется (механизм) состав, но принцип (работы этого механизма) для меня всё ещё остаётся загадкой.

о репертуаре...
В общем и целом - традиционный среднестатистически репертуар фестиваля, традиционные авторы: Никитин, Берковский, Матвеева Н. и Матвеева В., Дулов, Окуджава, Дудкина, Киреев, Ким, Щербаков, Митяев, Клячкин, Лорес, Тиунов, Иванов А. и др. Порой даже всё те же песни... на вскидку:  "Мартовский кот", "Маменька", "Карниз", "Рыба кит", "Под музыку Вивальди", "Свидание с полковником", "В осеннем парке" да и ещё наверно столько же песен уже ранее исполнявшихся на конкурсе (если не сказать, что именно на конкурсном концерте третьего тура). Фестиваль мог бы издать уже буклет или песенник избранного за немалые годы своего существования! Я даже название могу подсказать - "Этот вечный механизм". Серьёзно кстати! Без шуток - почему бы и нет?..

авторов мало!

Что-то в этот раз коротко не выходит ну совсем. А я ещё только подобрался к участникам...
Есть причина, по которой в адрес участников я буду более сдержанным. В этот раз одна моя ученица выступала в концерте, и поругать участников, не поругав её, так же сложно, как похвалить их, не похвалив её. А я не хочу делать ни того, ни другого. Пусть в её адрес это сделает кто-то ещё.
Тем не менее, коротко о некоторых участниках я скажу.
Я прослушал почти весь концерт, за исключением может быть 4-5 участников - не больше. Всех остальных слушал, и старался делать это внимательно.
Я для себя понял, что высказывать субъективное мнение на тему выступлений с песнями я могу очень просто, опираясь на всего два критерия (больше я пока что адекватно для себя не сформировал): "красиво"(приятно и комфортно слушать) и "интересно"(когда есть то, что в моё голову исполнителю удаётся занести в процессе, заинтересовать, заставить о чём-то думать по теме или близко к теме).
Вот я и выскажу свою личное крайне субъективное мнение на тему некоторых, опираясь на эти два критерия.

О некоторых участниках конкурсного концерта!

1. Светлана Сабитова.
(М. Щербаков "Свидание с полковником")
Тут меня конечно привлекла песня (когда-то я эту песню пел на той же сцене в тех же примерно условиях)
Очень непривычно было слышать модуляции строго противоположные привычному мне их следованию. В моём понимании они должны были бы помогать доносить смысл происходящего. В этом случае случилось как-то наоборот. Я верю, что Светлана для себя понимает, о чём идёт её речь, но я в качестве слушателя не очень понял её отношение к делу... Мне было интересно, и я пытался понять. но у меня так и не вышло.

2. Наталья Федоренко
(Н. Дудкина "Мон ами")
Это песня из разряда не очень понятной мне (по крайней мере на слух) женской лирики. Исполнена была технично, и порой даже излишне, возможно. Ну не верю я, что это "её" песня... это как раз первый из тех случаев, где мне слышится переигрывание, которое мешается - подкладывает дёгтя и в бочку красивости и приятности, и в бочоночек того интереса, который у меня это вызывает. Но в контексте вышесказанно, наверно это можно расценивать, как вполне удачное выступление в этих условиях.

3. Павел Иванов (в качестве исполнителя)
(А. Киреев "Двое")
А вот Павлу я почему-то верю, несмотря на огромное количество претензий технического характера к нему.
(в качестве автора)
"Осенние сплетни"
это было музыкально. У Павла приятный голос. Подозреваю ещё, что он является поклонником "русского рока", на что указывает существенное количество не очень понятных гитарный проигрышей в его творчестве, в которых текст, какой бы он ни был, начинает теряться.

4. Екатерина Кобылянская.
(О. Митяев "В осеннем парке городском")
Продемонстрировала полное отсутствие тормозов. Уж если играть в эти игры, то нужно какой-то актёрской сдержанностью обладать. Я бы за это поругал! Хотя опять же, ощущение, что мне что-то пытаются сказать у меня было. Но наигрыш сильно мешал мне.

5. Ольга Волокитенкова и Сергей Коваленко (дуэт)
("40 тысяч бегемотов" неизвестного автора)
А вот эти ребята молодцы! Живые дети, поющие живую детскую песню. Им удалось это сделать так, что мне было интересно на протяжении всей песни: что же будет дальше? какой поворот? При том, что песенка простая очень и не претендующая ни на что высокое.

6. Юлия Сарапулова
(песня про тяпку неизвестного автора)
Ну это конечно издевательство... Зачем таких невзрослых детей учить таким песням - непонятно. Ну поржать над ними - да, можно. Но на сколько этично ржать над детьми, поющими какую-то чушь, которую им взрослые посоветовали?..

7. Виктория Фёдорова
(В. Матвеева "Если я буду жива")
Снова здорова... Молодец, мне слышно, мне интересно... но зачем так передавливать?.. это может быть и было бы ничего, но это мешает слушать, отталкивает естественным образом...  Опять же останавливаюсь на том, что считаю всё-таки это удачным выступлением!

8. Алексей Парфенюк
(Ю. Левитанский, Е. Слабиков "Окрестности, пригород...")
Лёша рассыпал песню, забыв слова - и это очень жаль. Лёша производит впечатление человека с конкретно раздолбайским подходом к творчеству (я его хорошо знаю лично, поэтому не стесняюсь в выражениях)
И я знаю, что он может спеть намного лучше! но почему-то чаще всего у него получается процентов на 40 своих возможностей, известных мне.
Вообще он уже этот конкурс слегка перерос, возможно.
И песня ещё такая... Сам её очень люблю, и отношусь к её исполнению с большим трепетом, чем обычно.
В общем ладно... Сам всё знает!

9. Анна Саевская (автор)
"Я встаю и иду"
Кто бы что не говорил... Для меня это если не лучшее, то одно из лучших выступлений. Мне очень интересно её слушать (и уже не первый раз). И меня не сбивает ни неотёсанность стихов, ни нестандартная такая манера пения. Я вижу в этих песнях понятные мне мысли, мысли очень разумные. Может быть пока это у Ани получается интуитивно, но я верю, что она в какой-то момент сможет вполне осмысленно высказываться в более аккуратной форме и не менее интересно. Голова у Ани работает явно нестандартно - этим ещё интересней. Я считаю, что это серьёзный потенциал. И таких авторов надо беречь всеми силами, аккуратно с ними работать и чуть-чуть подправлять им вектор, чтобы не убить и не потерять.
И кстати у неё очень красивый голос. И обаяние тоже есть недюжее.
У Ани получается так, как получается - кривенько в смысле стихосложения, "манерно" чуть-чуть. Но это исключительно технические недостатки, которые я ей готов простить только за то, что она легко может высказываться, образно и поэтично в некотором смысле, но доступно и без лишней всякой ерунды надуманной.

10. Наталья Чулина
(Ю. Лорес "Не просто отыскать знакомое лицо...")
Наталью я помню по прошлому году вот в каком свете: я совершенно не запомнил её выступления, а потом она стала призёром. В этот раз запомнил. услышал. на столько, на сколько мне позволяет, наверно, собственная способность понять эту песню Юрия Лореса. Слушать её было приятно.
Эта песня мне в какой-то момент очень понравилась, когда я её услышал от автора, и я её выучил и начал петь. А потом я подумал: а чем она мне так понравилась? И поймал себя на том, что я вапще не понимаю, про что речь идёт - очень размытое у меня понимание, неконкретное, на уровне эмоциональных пятен таких... Вот и с Натальей так же произошло - слушаю, вижу, что она мне что-то говорит... что говорит? хочется понять, а не могу. Не могу всё это связать воедино. Это мнение конечно на столько же субъективно, на сколько субъективен мой дефект относительно понимания этой песни вообще. Наталья молодец.

11. Леонид Максимов
(Ю. Коршун, Н. Зонов "Карниз")
Уж как мне эта песня надоела. Где и кто только её не поёт... У меня на неё уже срабатывает рефлекс. Тригер в голове просто переключается на что-то другое, не позволяя слушать это в очередной раз внимательно. Но никаких отторжений Лёня своим исполнением вроде бы не вызвал. Так что Лёня тоже молодец. Особенно учитывая его творческий рост.

12. Наталья Алексеева
(Е. Клячкин, не помню названия)
Очень неплохое исполнение на средненьком уровне. Не слишком ярко, но и без давления. Кто захочет - тот услышит, кто не захочет - легко может расслабиться и не слушать. Мне показалось так. Хорошо это или плохо - не знаю. В общем и целом впечатление у меня хорошее.

13.Василий Сухов
(И. Бродский, В. Берковский "Колечко")
Это тот случай, когда песня сама по себе может быть спета как угодно, но при этом заинтересует слушателя. Так и случилось, видимо. Само исполнение меня не убедило особенно, но внятная дикция, человеческая интонация и ресурсная база песни вполне собрали меня в заинтересованное состояние, подключили к себе моё внимание. При том, что это была уже вторая половина концерта, и голова была уже подзагружена.

14. Екатерина Хачатрян
(Б. Окуджава "Дежурный по апрелю")
Хороший пример выбранной себе "по размеру" песни. Получилась технически стройное, живое исполнение. Екатерина молодец. В том, что слушать, как кто-то дежурит по апрелю, в тысячный раз мне уже не интересно, она, безусловно, виноватой быть не может! До определённого возраста врачи не рекомендуют тягать штанги - можно испортить здоровье на всю жизнь.

15. Зоя Баркова (в качестве автора)
"Возвращайся домой"
Почитать бы текст... В отличии от песен Ани Саевской, у Зои больше текста. Может быть он и более аккуратно сложен, но я его уже не помню. Затрудняюсь сказать что в этом хорошего, а что плохого. Но в конспекте я у себя на такой случай специально пишу, чтобы потом вспомнить хоть что-то (под конец концерта в голове уже полный хаос и она начинает отторгать информацию, которую ей выдают на длительное хранение). И вот читаю, что выступление этого начинающего автора показалось мне интересным, музыкальным и в некоторой степени убедительным. По всей видимости, Зоя молодец!

16. Ольга Корнеева
(В. Тиунов "Карета")
Мне бы на месте Владимира, сидящего в жюри, было бы очень приятно, да.
Песня была спета красивенько, и где-то мне было интересно даже. Но красивого в этом исполнении было явно больше, чем интересного.

17. Анастасия Горелова
(А. Иванов "Маменька")
В общем и целом примерно так же, как и в случае с "Каретой". Разве что песня сама по себе посильнее, поэтому и слушать было поинтереснее чуток. Вообще в случае, когда ребята выступают технично и красиво, большую роль играет выбор песни - иногда она сама за себя может сказать. Хотя конечно мне хочется, чтобы хотя бы чуть-чуть спели именно мне, а не вообще. Чтобы я хотя бы иногда чувствовал обращение человека на сцене ко мне. Песню саму я и в записи послушать могу... Мне интересней человек, который её поёт. А он со мной говорить не хочет как будто...

18. Эдуард Чен
(В. Высоцкий "Песня о друге")
Это было ужасно, на мой взгляд. И мне кажется, что при таких замахах юного исполнителя грехом не будет спустить его на землю чуть-чуть и посоветовать либо пойти петь какие-то другие песни (типа МосКонцерта), либо хорошенько задумываться начать о том, что он делает и зачем. Опять же - моё мнение, с которым кажды может либо согласиться, либо не согласиться. Мне кажется, что вряд ли оно сможет обидеть такого уверенного в себе человека, как Эдуард.

19. Анна Соколова
(Л. Леонтьева "Черёмуха")
Довольно приятно и интересно было слушать Аню. И виной тому перегружденная голова или что-то ещё, но почему-то её исполнение не проходит мимо меня только тогда, когда я себя заставляю в него вслушиваться. Само оно меня не цепляет. Уже кстати не первый раз. Тоже такой вариант, наверно: "кто захочет, тот услышит" - приемлемый, на мой взгляд.

20. Александр Волков
(А. Кушнер, А. Деревягин, название я забыл)
Удивительная несочитаемость музыки и текста. Мне эта песня не нравится категорически. Не представляю, как можно её спеть так, чтобы было всё "как надо". Естественно этого не получилось и у Александра. Точнее оно может и получилось, но я так не считаю. И Александр виноват только в том, что выбрал себе такую песню. Сам по себе он очень способный парень. Песня, как мне кажется, сделана автором музыки так, что только на этой музыке и держется. И исполнитель Волков естественным образом идёт за музыкой, успешно оставляю достаточно скупой текст на зданем плане, а из этого текста периодически что-то выскакивает наружу через эту музыку, а ты сиди и думай: это было вообще что и откуда и зачем?
В общем... даже не знаю, что ещё сказать.

21. Анастасия Омельчишина (исполнитель)
(К. Малыгина "Барон Мюнхгаузен")
Анастасия очень музыкальна. Ей это, наверно, не мешает, но мешает мне, увы. Настя успешно идёт за музыкой, пренебрегая текстом (ну так получается - ничего не могу поделать). А ещё она видимо так хотела побыстрее закончить своим выступлением этот концерт, что, как мне показалось, слегка загнала темп... И мне не нравятся непонятные наборы гласных звуков в конце некоторых слов... Мне это видится неуместным и некрасивым. Мешает это мне - ничего не могу с собой поделать. Не уверен, что мне удалось в полной мере понять, о чём говорит мне исполнитель Омельчишина, но выглядело это довольно целостно и личностно, несмотря на всё вышесказанное. Настя молодец!

всё. больше не про кого писать не буду. итак наговорил кучу гадостей зачем-то.

Вообще концерт прошёл для меня совершенно без открытий и особенных восторгов. С другой стороны я услышал очень много выступлений примерно одного хорошего средненького уровня и вполне достойных. Уж какие там решения в такой ситуации примет жюри - не догадываюсь даже.

Мне даже сложно выделить для себя кого-то сверх всех. С одной стороны каждый из отмеченных мной в хорошем смысле примечателен чем-то своим, с другой же - у всех есть существенные недостатки, будь то переигрынность, недостаточное понимание, недостаточное желание что-то до меня донести, существенные технические ляпсусы, отсутствие целостности исполнения, выбор песни не по размеру, или же какие-то факторы моего личного отношения к исполняемой песни.

Пожалуй разве что Аню Саевскую я бы выделил особенно. Но мне почему-то кажется, что это моё предпочтение довольно спорно, и мало кто с этим будет готов согласиться.

Посмотрим, какие решения вынесет жюри. Очень интересно!

А теперь - спать!

МДЮФАП, фестиваль, мысли вслух, конкурс

Previous post Next post
Up