"общественно полезная песня"

Apr 22, 2011 05:05


Я вот о чём хочу поговорить:

есть две очень разные модели пения пресловутой авторской песни:
1. пение хором: поют (или пытаются петь) все, кто знает текст.
2. пение сольно (или в составе творческой единицы типа "ансамбль"): присутствует исполнитель, остальные - слушатели.
И есть много промежуточных вариантов типа: пара гитаристов-запевал, которые громче всех, остальные - на фоне.

Про моё отношение к этому делу:

модель №1.
Когда я ходил в клуб "Мир путешествий", и он всё ещё был клубом, где все не только учились, но ещё и собирались просто пообщаться и попеть песен, у нас практиковалось попеть хором. Обычно это был такой специальный ряд песен, которые можно попеть хором. Были даже традиционные "миропутешественские" песни, которые раскладывали на голоса, и разучивали для совместного исполнения. На вскидку: "Для того дорога и дана...", "И снова сентябрь запрокинет нам головы...", "Вот как будто бы сначала...". Все они достаточно мелодичны, чаще всего есть вокализ или какая-нить "табада"... Их приятно петь, приятно подпевать... Получать удовольствие от совместного звучания с другими голосами. с таким же удовольствием пели всегда Цыганскую ("Ой, да не будите...") и много чего ещё пели.

Почему и зачем?
лично для меня тогда была пара основных причин:
- подвевайте - слов не помню!
- подпевайте - один петь боюсь!
- спеть хором красивую !_музыку_! - порой в кайф.
- некоторые песни у нас назывлись "общественно полезными". Это означает, что их можно петь всем от мало до велика, если куда-то дёрнут отпеться, и означало, что их разучивают все в качестве учебного материала, и спеть их лишний раз хором означает вероятное участие в процессе даже самых неопытных соклубников.

т.е. по большому счёту основных выгод тут две:
1) ученическо-педагогические
2) музыкально-кайфовые
я тут других смыслов не вижу. Отсюда моё сегодняшнее отношение к ансамблям АП. (UPD. вот тут я всё же неправ, поправлюсь - моё отношение к ансамблям связано с вопросами хорового пения значительно меньше. т.е. отношение к ансамблям всё-таки не "отсюда") Практически любые представители этого класса вызывают у меня ощущения никчёмности (их никчёмности). Не все конечно, но большинство подавляющее.

понятно, что в учении полезно всё. На сцену это тащить необязательно. И на "взрослые посиделки" тоже. Общение из пения хором АП некудышное, имхо.
Хором петь приятнее хоровые произведения. Я вот пел в хоре - это "мега кайф", поёшь... на русском, на немецком, на латыни... Не важно чо там за слова - важно, что приятно. Стоит сотня мужиков, разбитая на 4 партии, и орёт так, что у всех дух захватывает (в том числе и у них самих - у нас и обмороки были во время концертов). Очень жалею, что в хоре сейчас времени петь нету. Хор МИФИ был для меня очень приятным времяпровождением! Научиться там чему-то можно исключительно на практике (что не очень хорошо), но удовольствия масса! И финальное - пение хором хоровых произведений (академический он или народный) имеет так же мало отношения к АП.

хором можно петь "тупую" АП. Типа "Майского ливня". или запетую в конец любую другую, которая в восприятии стала "тупой" по стечению обстоятельств. "Милая моя" тому пример. При этом желательно, чтобы песня была мелодичной, а мелодия должна быть чётко фиксированной - трудно было бы петь хором многие "разговорные" песни, где присутствует уход от пения вплоть до натуральной декламации. ну там.. Ланцберга хором порою сложно петь...

Так вот я это всё к чему:
только у одного у меня ощущение, что выпевание хором фонем - это как-то не очень вяжется с ценностями АП? Ну я просто не знаю.. может я не прав...

модель - промежуточная. Вариант 1.
Тут как бы у каждого есть шанс стать "соучастником", почувствовать себя внутри песни, и при этом всегда есть стержень, который отбарабанит от начала и до конца, что бы ты-соучастник не вытворял. Ну это всё та же история: педагогично, фонемы те же (только для менее подготовленных вокально подпевцов)... Слова знакомые вложить себе в уста и сотрясти ими воздух во благо атмосферности и одухотворения собрания...
Ну есть в этом ценность - своя. когда песня обладает всё теми же вышеупомянутыми свойствами.
Почему-то какие-нибудь там песни типа Якимов на стихи Бродского таким образом петь не хочется. Почему же?.. Потому что не хочется их превращать в фонемы.

модель - промежуточная. Вариант 2. (Самый отвратительный)
Это когда есть кто-то, кто находится в рамках второй модели, и хочет, чтобы его послушали, хочет сказать, поделиться. И рядом сидят те, кто любит фонемы. "То-то начнётся смех со слезами...". Я в такой ситуации бывал. Один такой момент запомнил на всю жизнь. Он станет отличным примером:
Однажды я пришёл в один холл попеть песен, там что-то было типа гитары по кругу. И мне тогда очень нравилась песня "Манеж". Я её очень бережно в себе носил, переживал её, и она была прям моя-моя. Вот я и решил её спеть. И только я начал петь, и подумал о вечном, как мне в ухо, прям в левое ухо, полетели такие фонемы... Я не успеваю произнести слово, а мне суфлируют уже следующие пять. О, боги! Песня естественно превратилась во что-то невнятное... Говорить в такой обстановке невозможно... Даже петь хором так - и то непросто. Ну в общем, что тут скажешь - я был зол, ушёл курить и больше туда не возвращался.

модель - промежуточная. Вариант 3. (приемлемая)
А это, когда люди вокруг с одной стороны хотят поучаствовать, а с другой - им важнее всё-таки послушать, что им говорят. Такие люди подвепают про себя или почти про себя... Это уже не фонемы, это уже нечто другое, ближе к разговору и к тому, что ценно и уникально, как лично мне кажется, именно в АП. Такое подпевание может помешать разве что в виду неопытности поющего. Обычно, если оно не сбивает, то оно даже и приятно - кто-то тебя слышит и с тобой согласен, или имеет неудержимое своё скромное и ненавязчивое мнение. Это безусловно уже ближе ко второй модели. Это почти она и есть.

модель №2
Это такая модель, с которой сопряжены мои интересы и ценности в АП, как исполнительские, так и слушательские. И тут ничего и расписывать особо не хочется. Оно заслуживает долгих отдельных разговоров в деталях. Но в общих чертах, думаю, ясно, что это такое, и моё отношение к этому.

Самая конфликтообразующая - модель на стыке двух принципов и интересов.

Но вопрос конечно в другом! (то, что я не люблю, когда мне активно подпевают, вроже бы и так всем известно)
Вопрос в том, почему это вот хоровое пение АП часто упоминается в качестве фундаментальной АП-традиции... Я не понимаю. В чём ценность пения АП хором? Кто способен мне объяснить? Мне серьёзно очень было бы интересно!
 

Бикчентаев, музыка, КСП, фонемы, АП, рассуждения

Previous post Next post
Up