Извечный вопрос о том, что можно считать искусством, а также интересный вопрос "В каком же направлении двигается Китай в своем развитии?" на этой неделе слились для меня в одно огромное вопросительное нечто.
Нечто явно вызывало эмоции.
Нечто было современным китайским искусством, которое свалилось на меня - неожиданно и душераздирающе - не в Китае, а в Москве.
На Шестой московской биеннале современного искусства были представлены видео-работы китайской
художницы Лу Ян.
Лу Ян молода, популярна и нашумевша.
Нашумевша, конечно, не среди тех китайцев, что попой кверху по 18 часов в день стоят на рисовых полях, а среди тех, других - молодых, обеспеченных и образованных.
Лу Ян из того поколения китайцев, которым больше не страшно - им все смешно, и все можно.
Лу Ян смеется над тем, над чем смеяться нельзя - некрасиво, неприлично, некультурно.
Она дает людям с болезнью Паркинсона в руки бубенцы и создает из этого проект KRAFTTREMOR, про который пишут китайские сми, также интервью с ней появляется во многих иностранных издания, например на
сайте CNN.
Она делает 11-минутную анимацию, представляющую супер-героя под именем Uterus-man (Человек-матка), чьи суперспособности зависят от работоспособности женской половой системы. Позже выходит и одноименная игра.
Она рисует восьмибитный мультик под названием "Крошка Рак", в котором миленькие раковые опухоли скачут и просят не убивать их.
"Мы останемся с тобой навсегда! Мама, мама, папа, не убивайте нас!"
Также в видео прекрасно обыграна омонимичность слов "любовь" и "рак" в китайском языке - повторяющийся звук "ай", который слышно на видео, означает оба слова сразу.
Знатоки азиатского искусства могут заметить, что работы немного похожи на арт из Японии.
Безусловно отсылки есть, но китайские художники, артисты, творцы, предприниматели - да и все китайцы в целом продолжают искать и постепенно находить свои непохожие стиль и звучание.
Китай развивается, меняется, все больше китайцев получают образование, все больше китайцев могут позволить себе выехать из страны и посмотреть мир. Они жаждут нового, им все любопытно, все странно, непонятно и удивительно.
В Китае впервые за много лет искусство становится востребованным, важным и разнузданным.
Я с нескрываемым интересом слежу как за развитием искусства в Китае, так и за развитием Китая в целом.
Столько там всего интересного сейчас происходит - не страна, а парк развлечений, ей-богу.