Священный синод РПЦ МП закрыл Покровский женский монастырь в Балезинском районе. Монахини, которые почти 20 лет проживали в монастыре, теперь остались без крыши над головой. Они подали иск в районный суд о совершении противоправных действий со стороны Ижевской и Удмуртской Епархии.
Ничего святого
Более века назад на окраине села Каменное Заделье Балезинского района на средства прихожан построили Трифонскую церковь и несколько хозяйственных построек. В 1992 г. райисполком передал церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью шесть гектаров. Священный синод РПЦ принял решение о создании здесь Покровского женского монастыря.
С той поры здесь проживают 25 монахинь, у восьми из них здесь зарегистрировано место жительства. Митрополит Николай возвёл монахиню Наталью (монахиня Даниила) в сан игумении. Возложил на неё наперстный крест с вручением игуменского жезла и назначил настоятельницей Покровского женского монастыря при храме Преподобного Трифона Вятского.
«Оказалось, что параллельно с этими событиями втайне от нас происходили манипуляции с земельным участком, храмами и строениями Покровского монастыря. Право собственности на них переходило из рук в руки, - рассказывает монахиня Наталья. - Управление юстиции УР обратилось в Глазовский городской суд с просьбой
ликвидировать религиозную организацию «Православный приход Преподобного Трифона Вятского Ижевской Епархии РПЦ».
В январе 2006 г. суд принял положительное решение. Под этим предлогом в ноябре 2009 г. администрация Балезинского района вынесла постановление о прекращении права бессрочного пользования земельным участком за Трифоновской церковью. Бывший глава Администрации Александр Васильев без нашего ведома подал в Балезинский районный суд заявление о признании бесхозяйным храма 1910 г. постройки и признания его муниципальной собственностью.
Мотивировал он это тем, что в Росреестре по УР нет сведений о собственнике храма и земельном участке, на котором он находится. Суд заявление удовлетворил. Решение никто не обжаловал, так как его вынесли втайне от граждан. Его нигде не опубликовали, в том числе и на сайте Балезинского районного суда. На основании этого решения право муниципальной собственности незаконно было зарегистрировано не только за храмом, но и за всеми объектами недвижимости: келейные, трапезная, гараж, жилые дома. Так как прокуратура Удмуртии отказалась оспаривать незаконные сделки с недвижимостью, то такой иск подали мы».
Суд мирской и Божий
Затем по просьбе митрополита тот же Александр Васильев подарил отмежёванный земельный участок при монастыре Удмуртской Епархии.
В 2014 г. «Глазовская Епархия» выделилась в самостоятельное юрлицо, возглавляемая епископом Виктором. В 2015 г. Митрополит Удмуртский Николай ушёл на покой, а новый Митрополит Викторин подарил Глазовской Епархии земельный участок со всеми храмами, строениями Покровского женского монастыря и с его жителями.
«Все сделки с недвижимостью и судебные акты не могут быть законными. При их свершении не учли, что там зарегистрировано место жительства восьми монахинь (ст. 234 ГК РФ). Более 15 лет они открыто владели и пользовались этим недвижимым имуществом. Прокурор Удмуртии отказался оспаривать эти сделки, решение районного суда и принимать иные меры по восстановлению законности. Последние два года Глазовская Епархия стала требовать от трифонских монахинь покаяния за религиозные взгляды, которые якобы противоречат Русской Православной Церкви. Из-за этого в октябре 2020 г. Глазовская Епархия обратилась в Балезинский районный суд с иском о выселении их из женского монастыря», - рассказывает адвокат Валерий Новичков.
Инициатором такого способа разрешения религиозного спора стал бывший работник прокуратуры Удмуртии Станислав Клюев (ныне адвокат и священник Глазовской Епархии). Мотивировал он это тем, что Удмуртская Епархия всё ещё не завершила госрегистрацию Покровского женского монастыря как юрлица, а монахини проживают там без письменного согласия Глазовской Епархии как нового собственника объектов недвижимости.
«Монахини вселились в монастырь по одобрению митрополита задолго до рождения Глазовской Епархии и получения ими этих объектов в собственность, - добавляет адвокат. - Так как у истца отсутствовало субъективное право на подачу такого иска, то его оставили без движения и вернули обратно. Тогда Глазовская Епархия изменила иск, требуя выселить только одну настоятельницу Наталью Машкову и истребовать Покровский женский монастырь из её «незаконного владения», хотя Указ митрополита Николая о возведении Машковой в сан игумении и назначении настоятельницей монастыря тоже не отменили. Судья Татьяна Беркутова такой иск удовлетворила.
Её поддержала прокуратура и Верховный суд Удмуртии. Однако Шестой кассационный суд (г. Самара) полностью отменил это незаконное решение. Это обстоятельство объективно охарактеризовало юридическую грамотность как судебной системы, так и прокуратуры Удмуртии».
В последнюю неделю, по рассказам матушки Натальи, жизнь в монастыре стала невыносимой. Представители епархии рейдерскими методами выселяют насельниц, среди которых есть и пожилые, и лежачие больные. Пойти им некуда. Монахини надеются на суд мирской и Божий.
«Про нас сейчас ходят разные слухи, что монастырь ушёл в раскол. Но это неправда, мы являемся представителями Русской Православной Церкви. Мы отстаиваем чистоту церкви, мы видим, что здесь происходит неладное, и не можем позволить себе отступить от Христа и принять то, что нам предлагают», - поясняет монахиня Наталья.