Присяга. Святитель Тихон Задонский. Воинская Присяга на верность службы Царю и Отечеству

Aug 26, 2021 21:44



Видим, говорит святитель Тихон, что когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать. Сия сила присяги!

Так все христиане, входя в Церковь святую, приемля честь и достоинство высшего имени христианского и записываясь в воинство небесного Царя, присягают в том до конца пребывать, клянутся и обещаваются, отрекшись сатаны и всех злых его дел, верою и правдою служить единому Христу Господу, небесному Царю, во все время жития своего.
Видишь сию присягу, клятву и обещание христиан. Читай всяк форму, изображенную пред крещением святым. Там всяк трижды возглашает: отрицаюся сатаны и всехъ делъ его, и всехъ аггелъ его, и всего служенiя его и всея гордыни его, - и плюет на него. Также приступает ко Христу и глаголет: сочетаваюсь Христу, и повторяет сие трижды христианин!
Что сии обеты и отрицания значат, как не присягу и клятву, которою обещаемся, отрекшись сатаны, и грехов и похотей наших, и суеты мира сего, верою, смирением, кротостию, терпением ходить во след Христа Господа? Сия есть сила обетов наших, учиненных при святом крещении!
Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые неверные общества сыны зловреднее внешних врагов и называются безчестным именем: изменники. Это - гнилые члены, которые целость всего общества повреждают. Так весьма тяжко грешат христиане, которые в святом крещении присягали, клялись и обещались Христу Господу служить, но свои обеты нарушили и солгали.



Что говорят иные нравоучители о присяге вообще?


Вот что: Клятва или присяга, если будут соблюдены все ея принадлежности, важна и необходима. Она есть действие Богопочтения, в коем клянущиеся исповедают Бога высочайше - премудрым и всеведущим. Со стороны принимающих присягу, она есть свидетельство общественного уважения к Божественному имени, которым утверждаются уверения, и служит к прославлению Его.
Присяга не есть человеческое учреждение, ибо ее приемлет, утверждает и освящает сам Бог. Мною самимъ кляхся, глаголет Господь Бог (Быт. 22, 16). В обществах, для поддержания взаимного доверия, присяга или клятва совершенно необходима. Призывание Бога во свидетели истины слов или обещаний не нужно было бы в таком обществе, где нет лжи и обмана, и господствует истина и святость. А где нет владычества совершенной правды, но и не совсем еще ослабело благочестие, там в нужных случаях нет более действительного средства к поддержанию взаимной верности, как засвидетельствование истины пред Богом.
Иисус Христос учил: Азъ же глаголю вамъ: не клятися всяко. Это и подобныя места надобно понимать таким образом: а) каждый христианин по званию своему должен жить так, чтобы не иметь ни малой нужды в клятве; б) слова Спасителя направлены против злоупотребления клятвы у Иудеев.

Вселенская Церковь всегда допускала присягу в нужных случаях.

«Учение Святителя Тихона об Истинах Православно-Христовой Веры и Церкви.» 1863 г. издания. Стр. 319-320.


клятвопреступление, Православие, покаяние, присяга, цареубийство, самодержавие, монархия

Previous post Next post
Up