Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца
02 августа по старому стилю / 15 августа по новому стилю
воскресенье
Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й.
Успенский пост.
Пища с растительным маслом.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1557).
Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).
Мч. Афанасия Жуланова (1918); прмч. Платона Колегова (1937).
Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).
Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - 1_Кор., 124 зач., I, 10-18. Мф., 58 зач., XIV, 14-22. Блж.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-3092. Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.
Тропарь и кондак воскресные 7-го гласа
Тропарь:
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику рай,/ мироно́сицам плач преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.
Кондак:
Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́ем быва́ет ад,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.
Тропарь первомученика архидиакона Стефана, глас 4:
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси́ по Христе́ Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси́ твое́го Спа́са одесную Отца: // Того́ у́бо моли́ о душах на́ших.
Кондак первомученика архидиакона Стефана, глас 6:
Первый сеялся еси́ на земли́ Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли́ за Христа́ кровь излиял еси́, Бла́же́нне,/ первый от Него́ побе́ды венцем увязлся еси́ на Небесех,/ страдальцев начало, // венечниче, мучеников первострадальне.
Тропарь Бла́же́нного Василия, Московского чудотворца, глас 8:
житие́ твое́, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа́ ра́ди тело твое́ изнурил еси́ посто́м и бде́нием,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою93 и дождевным облаком,/ и просвети́ся лице твое́, я́ко со́лнце,/ и ны́не приходят к тебе́ Российстии народи и вси лю́дие,/ прославляюще святое твое́ успение./ Тем Христа́ Бо́га моли́, да избавит ны/ от варварскаго пленения и междоусобныя брани // и мир мирови подаст и душа́м на́шим велию милость.
Кондак Бла́же́нного Василия, Московского чудотворца, глас 4:
Духом Божиим водим, преБла́же́нне Василие,/ оттрясл еси́ мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси́,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безСтра́стия,/ убежал еси́ ловления льстиваго миродержца,/ и был еси́ странен во твое́м языце,/ и, Па́че земнаго Бо́гатства избрав Бо́гатство Небесное,/ увязлся еси́ венцем терпения./ И ны́не, преБла́же́нне Василие, моли́ Христа́ Бо́га/ о творящих святу́ю па́мять твою, да зове́м ти: // ра́дуйся, преБла́же́нне Василие.
Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27-2:4; Лк.6:17-23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их - видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
Первомученик и архидиакон Стефан
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; 7, 50-52; 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Праведный Никодим, тайный ученик Иисуса Христа
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Click to view
икона Василий Блаженный
Василий (1469 - ок. 1557), Христа ради юродивый, московский чудотворец, блаженный.
Память 2 августа, в Соборе Московских святых
Родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий шестнадцати лет от роду оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.
Однажды блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. В другой раз, воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий, точно, покрыл мертвого своею шубою, но видя обман, сказал при этом: "Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.
В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих".
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею.
Василий скончался 2 августа 1557 года [1]. Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
С 1588 г. стала говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок".
Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.
Click to view
Блаженный Василий Каменский жил в ХV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного Московского, находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос.
Священномученик Стефан, Папа Римский, пострадал в 257 году при императоре Валериане. Святитель Стефан, занимая престол первосвятителя Римского (253-257), ревностно боролся против ереси Новата, который учил, что не следует принимать обращавшихся из еретиков. Скрываясь во время гонения на христиан, святитель крестил многих язычников, в их числе военного трибуна Немезия, обратившегося ко Христу после того, как святитель исцелил его дочь Люциллу. Немезий, посвященный в сан диакона, и его дочь были усечены мечом. Их управляющий Симфроний, приведенный трибуном Олимпием в храм Марса на истязания, молитвой растопил золотого идола, после чего трибун с женой Екзуперией и сыном Теодолом уверовали и крестились. Все они были сожжены. Останки их были погребены святым Папой Стефаном. Тогда же были обезглавлены его 12 клириков: Бон, Фавст, Мавр, Примитив, Калюмниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл, Феодор, Василий, Кастел, Гонорат и Тертуллин, обращенный святым Стефаном. Наконец, сам святитель Стефан был приведен к императору Валериану, который осудил его на усечение мечом в храме Марса. Но, по молитвам святого, большая часть храма разрушилась, а воины разбежались. Святитель скрылся в катакомбах (усыпальнице святой Люцины), где затем был убит пришедшими воинами в то время, как он поучал христиан.
Click to view
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
Преподобномученик иеромонах Платон - в миру Петр Тихонович Колегов - родился 20 августа 1865 года в бедной крестьянской семье, проживавшей в селе Гайны Чердынского уезда Пермской губернии. Известно, что он стал иеромонахом Ульяновского Троице-Стефановского мужского монастыря, что расположен был в селе Ульяново Усть-Сысольского уезда Усть-Куломской волости Вологодской губернии. После ареста настоятеля этого монастыря отца Арсения отец Платон был избран исполняющим его настоятельские обязанности.
С ноября 1918 года село Ульяново, где находился монастырь, перешло от белых к красным, и это привело к аресту отца Платона и обвинению его в пособничестве белым, вместе с ним были арестованы еще 20 насельников монастыря. Это случилось в марте 1919 года. Отец Платон был приговорен к 5 годам исправительно-трудового лагеря. В 1925 году он вышел на свободу, после чего еще 12 лет служил в Спасской церкви села Часово в Усть-Сысольском уезде Коми АО.
Следующий арест состоялся 12 июня 1937 года. В обвинении говорилось: «будучи служителем культа, активно вел к/р деятельность, устраивал сборища, говорил о скорой гибели коммунизма, Советской власти и колхозов, призывал в колхозы не вступать, используя религиозные предрассудки». 13 августа 1937 года тройка при УНКВД Коми АССР приговорила иеромонаха Платона (Колегова) к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение15 августа. Отец Платон был расстрелян и похоронен недалеко от города Сыктывкара. Отпределением Священного Синода от 6 октября 2001 года преподобномученик Платон был причислен к лику святых новомучеников Российских.
Click to view
Ачаирская икона Божией Матери
Ачаирская икона Божией Матери. Была написана в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым по благословению митрополита Омского Феодосия. Образ является списком с Ахтырской иконы Божией Матери, которой патриарх Алексий II благословил Ачаирский Крестовый монастырь. По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднование в честь Ачаирской иконы Божией Матери было установлено 2 августа.
В середнике - поясной образ Пресвятой Девы и изображение Спасителя, распятого на Кресте; на полях - ростовые изображения Омских новомучеников; в нижней части - храмы Ачаирского Крестового монастыря.