О двух плодах любви к ближнему

Jun 05, 2021 12:14


Из наставлений святителя Тихона Задонского.

Многие христиане в этом имени - ближний - обманываются. Поэтому, во-первых, рассмотрим, кто есть наш ближний, чтобы так познать, что есть любовь к ближнему.

Все мы друг другу ближние: власти для подвластных, а подвластные для властей - ближние; пастыри для людей, и люди для пастырей - ближние; родители для детей, а дети для родителей - ближние; господа для рабов и крестьян, а рабы и крестьяне для господ - ближние; мужья для жен, а жены для мужей - ближние; продающие и покупающие между собой - ближние; хозяева и наемники друг для друга ближние; судьи и подсудимые друг для друга ближние.
Словом, все люди, родственники и не родственники, знакомые и незнакомые, земляки и иностранцы друг другу ближние. А особенно христиане, которых связывает единая вера, единое Крещение, единое Божие слово, исповедание и призывание единого Бога, единое упование на воскресение мертвых и вечную жизнь.
Особенно, говорю, христиане друг другу ближние и братья. Ибо они единому Небесному Отцу молятся, и, как братия между собой, говорят Ему: «Отче наш, Иже еси на небесех», - и прочее. Итак, беседуем здесь о христианской любви, которая не только своих родственников, братьев, друзей, знакомых, но и всех людей, а особенно присных в вере и братию по духу, христиан, в объятиях своих заключает и содержит.
Такой любви два плода здесь изъясняются: первый - никому не делать зла; второй - милость и милосердие ближнему являть в нужде.
Первая милость и плод любви: никого не обидеть и никому не делать зла. Зло - это и обида родителям, когда им дети не покоряются, зло - это и обида властям, когда им подвластные не оказывают достойного почитания, покорности и послушания. «Любовь не делает» такого «зла». Кто любит своих родителей и власти, тот повинуется им и почитает их.
Зло есть не повиноваться пастырям и наставникам. Любящий этого зла не делает, а повинуется им и покоряется. Зло есть гневаться и злобиться на ближнего, и как-нибудь вредить его здоровью или имению.
Любящий этого зла не творит. Зло есть блудодействовать и прелюбодействовать, и себя и ближнего осквернять. Любящий этого зла не делает. Зло есть или явно, или тайно, или коварно и льстиво добро ближнего себе похищать и присваивать. Любящий этого зла не делает. Зло есть лжесвидетельствовать на суде на ближнего своего. Любящий этого зла не делает. Зло есть ближнего оклеветать, и честь имени его помрачить. Любящий этого зла не делает. Зло есть ближнего укорить, обругать и так оскорбить его.
Любящий этого зла не делает. Зло есть ближнего обмануть и прельстить. Любящий этого зла не делает. Зло есть коварно и льстиво с ближним обходиться. Любящий ближнего этого зла не делает. Зло - это и обида, причиненная детям, когда их родители нерадят об их добром воспитании и христианском наставлении. Любящий ближнего этого зла не творит. Зло - это и обида людям, когда пастыри об их спасении небрегут. Добрый пастырь, любящий ближнего, этого зла не творит.
Зло - это и обида приходящим к суду, когда судьи смотрят на мзду или на лица, а не по правде судят. Судья, любящий ближнего, этого зла не творит. Зло - это и обида крестьянам, когда господа их или излишними оброками, или работами отягчают. Господин, любящий ближнего, этого зла не творит. Зло - это и обида мужу, когда жена его верности супружеской не хранит, и обида жене, когда муж ее верности супружеской не хранит.
Любящий ближнего этого зла не творит. Зло - это и обида хозяину, когда наемник леностно и лицемерно на него работает. Любящий ближнего этого зла не творит. Зло - это и обида наемнику, когда хозяин плату его удерживает, или дает неполностью. Любящий ближнего зла этого не творит. Зло - это и обида покупателю, когда продавец в товаре его обманывает. Любящий ближнего зла этого не творит. Так «любовь не делает ближнему зла». Это есть первый плод любви, то есть, ближнему зла не желать и не делать.

Второй плод любви - ближнего бедствующего жалеть и ему в бедствии помогать. Истинно любящий ближнего, видя его в бедности, не может ему не соболезновать, и над ним не умилосердиться, и не подать ему руку помощи, потому что «любовь милосердствует». Видит алчущего, и напитает его; видит жаждущего, и напоит его; видит нагого, и оденет его; видит странствующего, и введет его в дом свой; видит больного, или сидящего в темнице, и посетит его (см. Мф.25:33-36). Словом, во всяком бедствии поможет ему: страждущему сострадает, болезнующему соболезнует, печального утешит, ибо «любовь милосердствует».
У любящего мятется сердце над любимым, когда видит его в бедствии, потому и не может ему не соболезновать и, если может, в том бедствии ему не помочь. Так Человеколюбивый Бог, видя человека, которого любит, в великом бедствии и погибели, умилосердился над ним и послал Единородного Сына Своего в мир, «спасти его и взыскать погибшего» (Мф.18:11).
А отсюда видим, что не имеют любви к ближнему:
1) те люди, которые какое-нибудь зло ближнему своему делают или хотят сделать;
2) которые о ближнем, находящемся в бедствии, не заботятся.
Таковы те богачи, которые свое богатство на прихоти тратят, а бедным людям в бедствии их не помогают. Они любят свои прихоти, а не ближнего своего, а не имея любви к ближнему, и к Богу любви не имеют. Ибо кто ближнего своего не любит, тот и Самого Бога не любит, как в вышесказанном слове замечается.
Возлюбленные христиане! Постараемся христианскую любовь в сердце иметь. Она нас не допустит никакого зла ближнему нашему ни восхотеть и ни сотворить. Она убедит нас богатство наше не на прихоти наши, а на недостатки ближних наших тратить и им во всяком бедствии руку помощи подавать. Будем искренно любить ближних наших, и будем истинными, а не ложными христианами. Ибо по этому познается истинный христианин, как учит Господь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Аминь.
Источник: Свтятитель Тихон Задонский. Письма келейные и наставления. Слово 27: О двух плодах любви к ближнему

вера, любовь, Господь, Православие, спасение, дело, добро, милосердие

Previous post Next post
Up