«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша»

Jun 04, 2021 13:12



Эта формула Русской Державной мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого Христианина.

«Оглянемся на историю Отечества своего, - призывал митрополит Иоанн, Санкт- Петербургский и Ладожский, - и повсюду видим мы следы воинской доблести и гражданского мужества, оставленные нашими славными предками, из поколения в поколение складывавшими могучее здание Русской Государственности».

Обнажали меч Русские, как правило, для обороны при нашествии неприятелей, посягавших на родную землю или Православную Веру, при этом осознавали, что Господь попустил им скорби за их грехи: междоусобные распри, уклонение в языческие предрассудки, увлечение иноземщиной, отступление от заповеданного служения Самодержавному Государю Верой и Правдой. Выходили на поле брани Православные Русичи и в том случае, когда воинственные соседи докучали своими варварскими набегами, разоряя наши земли и уводя народ в рабство. Тогда наши воины не только защищали отеческие рубежи, но и, вынужденно покоряя невежественных неприятелей, несли им свет Истины.



«Сказание о Мамаевом побоище» и другие русские летописи, как и выявленные позже историками факты, показывают, что Мамая в поход на Русь в 70-х гг. XIV века вдохновило папство через «генуэзских купцов». Стремясь подчинить себе нашу страну, католики и раньше через своих послов в Орде подбивали татар на набеги, а теперь организовали против Руси общий фронт. Этим объясняется присутствие генуэзской пехоты («фрягов») в Мамайской орде и ее союз с Литовским князем Ягайло. Литва в то время стала главным католическим плацдармом против Руси, в XIII--XIV веках литвины с поляками захватили русские земли от Западного Буга и Западной Двины до верховьев Волги и Оки: Полоцкое, Киевское, Черниговское, Переяславское, Смоленское княжества... С Литвой против Руси шли также «ляхи и немцы», но Святой Князь Димитрий Донской упредил их объединение, встретив татар за пределами русских земель, в «диком поле».

Летописцы отмечали, что Мамай шел на Русь, чтобы «разорити Православную Веру и осквернити Святые Церкви и всему Христианству хощет покорену от него быти». Именно за Веру Христианскую Русский народ сплотился для отпора иноверцам.

Игумен земли Русской - Преподобный Сергий Радонежский, - благословляя Князя на битву, дал на Поле Куликово из братии своего монастыря двух богатырей - Пересвета и Ослябю (оба Святые монаха-воина похоронены в Симоновом монастыре в Москве).

В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 г. (по ст.ст.) на поле между реками Доном и Непрядвой произошла великая Куликовская битва, закончившаяся сокрушительным поражением полчищ Мамая...

«Политическое же и национальное значение Куликовской битвы, - пишет историк С.Ф. Платонов, - заключалось в том, что она дала толчок к решительному народному объединению под властью одного Государя, московского князя». В то время лишь «один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю и притом не на своем рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь. Приняв на себя татарский натиск, Дмитрий явился добрым страдальцем за всю землю Русскую; а отразив этот натиск, он явил такую мощь, которая ставила его естественно во главе всего народа, выше всех других князей. К нему, как к своему единому Государю, потянулся весь народ...»


С этих пор Дмитрий Донской из Князя Московского превратился в «Царя Русского», как стали называть его летописцы, а его княжество выросло в национальное Государство Московское, которое наши Православные предки именовали Русью Святой и неустанно защищали от множества врагов, справедливо считая воинский подвиг по защите Родины приравненным к подвигу Христианского мученичества.

Символично, что именно этот день Рождества Богородицы через 9 веков является и началом образования «Ее Дома» (Св. Патриарх Гермоген).

В этот день в 862 г. новгородцы призвали на княжение из близкого им племени братьев- «варягов» Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было таковым: «Август, кесарь Римский... Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик (прибалтийский славянин), который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй - Синеус, а третий - племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» (Из «Сказания о Великих Князьях Владимирских Великой Руси» 16 века).

Так начало созидаться великое Русское государство. И стала земля наша Священная, страна - Богохранимая, народ - Богоносный. А в многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с добром и правдой, битве сатанинской лжи, предательства и коварства с Евангельскими Заповедями любви, милосердия и сострадания Русь всегда служила опорой Небесным добродетелям, надежным заслоном на пути яростных порывов мiровой злобы в ее стремлении к господству над всей Землей. Тем-то и была она (и ныне есть) ненавистна пособникам зла, потому-то и приходится ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за свое существование. И Церковь всегда благословляла народ Русский на эту Священную борьбу.

И ныне, как и всегда, взывает Церковь Русская к защитникам Отечества нашего и всем Православным Христианам: «Будьте достойны своего великого Отечества и жертвенного служения ему. Пусть ненавистники России тщатся разрушить ее силу и мощь, оболгать ее ратную славу, низвести вас к роли равнодушных наемников. Этому, верю, не быть. Православие, Страну, армию, разрушают сознательно, планомерно и целенаправленно, но все же - верен Бог! - мы выстоим, выдержим, одолеем зло. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела! Да будет так. Аминь», - ободряет нас митрополит Иоанн.

...Ибо все Православные - духовные воины, и наша верность Богу проверяется в готовности защитить наше земное Отечество и Веру Православную и без колебания встать под Его знамена, когда прозвучит призыв (Исх. 32, 26):

«Кто Господень - ко мне!»

Исторический календарь-альманах «Россия день за днем»

Господь, Православие, победа, война

Previous post Next post
Up