Олигарх Авен вывозит коллекцию живописи из России
Один из легендарных членов ельцинской Семибанкирщины, занимавший, по версии журнала Forbes, в 2020 году 23 место в списке богатейших граждан России с личным состоянием в $4,6 млрд, друг Путина, Кудрина, Шохина и еще целой кучи таких же деятелей, президент Альфа-Банка, с июня 2011 года - председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», председатель совета директоров ОАО «АльфаСтрахование», член совета директоров LetterOne Group, председатель правления финтех-компании ABH Holdings с головным офисом в Нидерландах, еврей Петр Авен, за которым с 90-х закрепилось прозвище «торговец связями», начал тихий вывоз ценностей из России в страну НАТО.
Вывозит он из России, по данным СМИ, крупнейшую в стране коллекцию русского искусства XX века и размещает ее в своем музее в Латвии - в Риге, на ул. Валдемара, д. 19. Хотя Авен и говорил, что давно подумывал о том, что жемчужины из его коллекций «нуждаются в достойном обрамлении», но по «чистой случайности» активизировал вывоз с приходом к власти Байдена и четкой стратегии США на развал России. Олигарх заявил, что Латвия является родиной его репрессированного деда, а семья проводит здесь много времени: «И я надеюсь, что задуманный музей, его постоянная экспозиция и выставки, проводимые в нем, внесет значимый вклад в латвийскую культурную жизнь, сделает Латвию более узнаваемой в мире и повысит к Латвии и Риге туристический интерес».
При этом Авен владеет крупнейшей в России коллекцией русской живописи начала XX века и постоянно пополняет ее. Одна из самых ценных картин коллекции - портрет Велимира Хлебникова, написанный Михаилом Ларионовым в 1910 году. Миллиардер пополнил коллекцию шедеврами Константина Коровина, Петра Кончаловского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька и Аристарха Лентулова. Работы выставлялись в Еврейском музее в Москве, галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 2020 году Forbes оценивал стоимость коллекции не менее чем в $500 млн.
Притом кто-кто, а Авен умеет держать нос по ветру, и его прозвище - Торговец связями - взялось не из воздуха. Авен стал известен народу после интервью «Нищета - не наша забота!» газете «Аргументы и факты» в октябре 2004 года, заявив: «Богатство - отметина Бога». Притом то, как
он заработал, - не такая уж и тайна. Выходец из семьи академика, ученик элитной школы в Москве, Петр в 1991-1992 годах стал замминистра иностранных дел РСФСР, того самого, который сдавал все что можно.
Затем получил должность председателя Комитета внешнеэкономических связей РСФСР - первый замминистра иностранных дел РСФСР, министр внешних экономических связей Российской Федерации в правительстве Ельцина - Гайдара и представитель президента России по связям с «индустриально развитыми странами», то есть с США и американскими олигархами. Сам Гайдар в своих мемуарах написал, что к моменту назначения министром Авен «ничем, кроме своего письменного стола, не заведовал», не имел опыта бюрократической работы, чтобы наладить взаимодействие в своей команде.
Зато свои связи, как среди Ельцинского кабинета, так и на Западе, он очень даже монетизировал, быстренько склепав свой первый миллиард и став одним из самых преданных людей «Семьи» и членом Семибанкирщины. В 1994 году на Авена вышел Михаил Фридман. Прежде они толком друг друга не знали. Фридману, выходцу из небогатой еврейской семьи, приехавшему покорять Москву из Львова, постоянно приходилось бороться с собственными комплексами и пробиваться наверх. В то время его не устраивал статус банкира второго эшелона, и ему позарез нужны были связи бывшего высокопоставленного чиновника. И он купил эти связи у Авена. Отдав Фридману 50% акций «ФинПА», Авен стал обладателем 10% акций «Альфы». Для него специально создали пост президента «Альфа-Банка». Но уже в 1994 году Петр Олегович доказал, чего стоят связи во властных структурах.
Есть мнение, что, узнав через своих людей в правительстве о надвигающемся обвале рубля, он помог «Альфе» навариться на «черном вторнике», а в одном из интервью после этого гешефта заметил, что больше всего на кризисе выиграло правительство - с него и спрос. Не без влияния Авена «Альфа» купила 40% акций ТНК - Тюменской нефтяной компании. «Альфа» оказалась едва ли не единственным банком в разгар кризиса, продолжавшим рассчитываться по обязательствам и выплачивать деньги частным вкладчикам.
С приходом Путина Авен ушел на задний план и больше в политику сильно не лез, а после того, как его друг Минц дал по тапкам в Лондон, а самого Авена вместе с соратником Фридманом внесли в санкционные списки, после чего они героически доказывали в Лондонском суде, что ничего общего с российской политикой не имеют, гражданин ушел на задний план, удовлетворяясь «состриганием бабла» с нашей страны. И - вот те на! - начал вывозить любимую коллекцию.