Мужчина и женщина. Все мы замечаем, что в их отношениях стало что-то не так. Не от того ли, что мужчины все более теряют свои мужские качества, а женщины - женские? Совершенно очевидно, что с провозглашением равноправия полов, наша страна, да и западный мир, вступили в какую-то другую фазу своего существования.
Разрушаются вековые традиции и устои, размываются понятия семьи, отцовства, наблюдается катастрофический распад традиционной семьи, в мире распространяется гендерная идеология. Но насколько сегодняшние отношения мужчины и женщины совершеннее тех, что были 100, 200-300 лет назад. Насколько оправдана эмансипация женщин, на правильном ли мы пути? Может быть, пора вернуться к традиционному отношению полов? Не пора ли мужчине занять свое подобающее место в иерархии отношений и быть вновь главой семьи, а женщине все-таки играть в ней свою второстепенную роль?
Эти вопросы мы обсуждаем с руководителем отдела лекционно-просветительской деятельности центра защиты материнства «Покров», отцом восьмерых детей и просто интересным человеком А.А. Генерозовым.
-Андрей Алексеевич, в человеческом обществе на протяжении тысячелетий, наверное, были веские основания выстраивать именно такую иерархию в отношениях мужчины и женщины, где первенство принадлежит мужчине. И дело тут не только в разнице физиологических параметров и психических характеристик. Как Вы считаете?
Иерархия - в божественном замысле
- Когда задают вопросы, касающиеся отношений мужчины и женщины, семейной жизни, то надо, как говорится, до этих вопросов еще созреть, быть к ним подготовленным. Для этого придётся нарисовать целую метафизическую картину.
Отношения женщин и мужчин принято называть половыми. Но настоящая проблема пола неизмеримо глубже физиологических и психологических различий. Ведь подлинная располовиненность, то есть полярность мироздания в богословском контексте лежит в отношениях Бога-Творца и твари, которая по природе есть ничто, но призвана свободно «дотянуться» в своём бытии до божественной гармонии и полноты.
Отцовство и материнство привязаны к категории рождения, это как будто всем понятно, но при этом забывается, что каждое из них проводит совершенно
разную логику порождения. И олицетворяют они разные горизонты бытия. Земное отцовство имеет своим образцом Отца Небесного, Который рождает единственного Божественного Сына духовно, вечно, совершенно без матери, без материи и без принуждения!
Материнство же, напротив, имеет своим прообразом именно материю, в которой действуют «безличные» законы и осуществляется воспроизводство во времени тех или иных форм: от элементарных частиц и до человека. При этом материя не самодостаточна - она принципиально зависит от организующего начала - Творца. Без притока творческих энергий в материи обнаруживаются тенденции к саморазрушению. На языке богословия это называется смерть, а на языке философии - направленность к ничто.
Отцовство в антропологическом аспекте символизирует единство рода человеческого, его происхождение «от начала» и от личности - от единого отца и мужчины Адама, а в лице Адама даже от самого Бога! В общих чертах это признают основные монотеистические религии - христианство, иудаизм, ислам. Поэтому во многих языках мужчина и человек обозначаются одним термином.
Материнство - от безличности и дробности, разворачивается к созиданию целого, благодаря Творцу и уже человеческому отцовству. От физико-биологических форм материнство наследует привязанность к материи и физиологическим алгоритмам, в том числе - воспроизведение «по роду», так как эта закономерность характерна и для растительно-животного мира. Но в библейской картине происхождения человека материнство как безличный механизм дублирования, в широком смысле - размножения, впервые олицетворяется: как отцовство в лице мужчины, так материнство в лице женщины приобретает свойства личности и оформляется в образ второго, порождающего человека. По всем признакам оно приобретает статус подчинённости.
- Мужчина и женщина даже были сотворены по-разному.
- Согласно библейскому повествованию, женщина произошла не как-то отдельно, но именно из первого человека - мужа, Адама, созданного прежде. И ещё: она была сотворена вовсе не для «свободного творчества», а в качестве помощника человеку: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному: сотворим ему помощника, соответствующего ему» (Быт. 2:18). Кто же такой помощник? Это - деятель второстепенный. Есть деятель основной, и он называется муж. По законам этимологии, по-мощник связан со словами мощь, мочь, могущество. Соответственно, муж - это тот, кто может или маг (MUG/MAG). Могущий (могучий) муж - деятель основной, а помощник - не могучий, но по-могающий, находится в определенном подчинении.
Женщина не только происходит от мужа, но и именуется им же: получает главные свои определения от него - так же, как до этого именовались им животные существа. Да и само имя своё она получает от его имени, запечатлевая в нём его повторение: «будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23). Дело в том, что во многих языках наименование женщины, происходит от «мужского» корня: в еврейском иш (муж) - ишша (женщина, буквально «из-мужа» или «мужняя»), в английском это men и wo-men, а также male и fe-male. Первичная человеческая множественность как структура (отец-мать-ребёнок), то есть семья, в своей этимологии напрямую связана с женщиной: сравните фамилия и female. Однако сама фамилия не как множество, а как признак единства происхождения передаётся по мужскому принципу.
Возвращаясь к вопросу о человеческой иерархии, выделим три уровня: природный, социальный и духовный. И на всех этих уровнях традиционные мужские роли доминируют. Мужчина - зачинатель жизни, авангард трудовой и социальной деятельности, в том числе - военной и государственной, защитник женщины, семьи и родины, главный участник и толкователь священных событий, основатель религиозных культов. Женщина - воспроизводитель жизни, психологический и социальный тыл мужчины, хранитель традиции. Весь секрет в том, чтобы это положение второго, подчинённого человека, помощника, оставалось не только природной данностью, но и сознательным и культурным выбором и духовным! Только тогда человеческая жизнь и жизнь всего мира имеет шанс на преображение и продолжение в вечности.
Парадигма, в которой всегда осуществлялась стратегия человеческого существования, называлась патриархальностью, по-гречески «отценачалием». В монотеистических религиях, почитающих единого Бога, признается, что Он может называться Отцом, матерью - нет. Исключением являются языческие верования. Но и там богини-матери не являются едиными и главными.
Итак, в традиционной картине мира: на небесах - Бог-Отец, на земле - глава государства - монарх, который является «социальным» отцом для своего народа, в церкви - главный епископ патриарх, внутри семьи тоже есть отец - её основатель и глава. И эта роль однозначно принадлежит мужчинам. Почему я на этом заостряю внимание.
Потому что если современный мужчина не участвует в реализации этих базовых установок, и общество ему в этом препятствует, то он изменяет своей высокой мужской миссии - начинает страдать, маргинализироваться, быть обузой для окружающих. Он как бы сам себя съедает, идет по ложным путям. Объясняет себе, что не должен быть таким, к чему зовет его высокое призвание и божественный замысел о нем. Например, соглашается с навязанным обществу представлением: кто больше зарабатывает, тот и прав. И этим слагает с себя и социальные обязательства, и семейные, и духовные. Что происходит при этом с женщиной?
Женщина начинает играть не свойственную для нее роль. Если по правилам поведения, которые были характерны для женщин на протяжении тысячелетий, она должна быть поддержкой для своего мужа и своих детей, хранительницей домашнего очага, то теперь всё чаще она занимает лидерские позиции по отношению к мужу, а иногда к целому мужскому коллективу по роду своей деятельности. Иногда даже женой и матерью она уже не хочет быть.
Равноправие - это насилие над мужской и женской природой
- Но человек не выбирает, в какое время и в какой социальной среде ему родиться. Современные женщины не стояли у истоков эмансипации, и что такое патриархат, какие правила поведения должны быть у мужчины и у женщины, многим просто неведомо.
- Я ведь говорю не об индивидуальной ответственности, не хочу обвинить каких-то конкретных мужчину или женщину. Естественно, все мы от рождения попадаем в определенные социальные условия. Но кто сегодня формирует их? Есть структуры, которые мы называем мировой закулисой, есть политтехнологи, которые форматируют нашу жизнь далеко не так, как хочется кому-то из нас, да и целому народу. Но, тем не менее, они проводятся и явно направлены против патриархального образа жизни.
В этом не виноваты конкретные мужчины и женщины. Это просто условия, с которыми мы вынуждены считаться. Но мы также должны считаться с теми составляющими, которые заложены в нашей человеческой природе и божественным замыслом о нас. Получается противоестественная картина. Когда на роль лидеров выдвинуты женщины, то они не могут эту роль играть так органично и естественно, как это всегда делали мужчины. Но мужчины сегодня поставлены на роль равноправных партнеров женщин, а порой и находятся у них в подчинении и уже сами не претендуют на большее.
Христианский же мир всегда ориентировался на правила, которые постулировал апостол Павел - на явное неравноправие полов: «...учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 11-15). Таким образом, некие социальные ограничения для женщин считались даже с духовной точки зрения оправданными. Сейчас, когда эти запреты не выполняются, мы видим насилие и над мужской природой, и над женской.
- В чем это проявляется?
- Например, у мужчины явно выражен логический тип мышления. Это люди, которые осуществляют анализ чего-либо преимущественно холодным умом, отвергая эмоции. У женщин - другие достоинства. У них хорошо развита интуиция. Женщина чувствует такие подводные течения и скрытые веяния, которые мужчина может не заметить и не учесть. Поэтому женщина способна быть прекрасным консультантом и помощником мужчины, как в Библии об этом и сказано.
Тогда все стоит на своих местах. Если она начинает играть роль руководителя, то ее стихийность и чувствительность начинают доминировать над рассудительностью, и у нее не хватает ресурсов, чтобы принять правильное, грамотное и взвешенное решение. Мужчина при этом, наоборот, бросается в сферу второстепенную, ему не свойственную. Становится помощником, как говорится, на побегушках у женщины. В результате страдает и семья, и государство, и духовная сторона существования общества.
Средство от мужской агрессии
- Можем взять такой пример. За последние год-два прокатилась волна агрессивных проявлений мужской несдержанности, когда вчерашние добропорядочные отцы, семьянины начинают сбрасывают свой негатив, свои отрицательные эмоции на женщин, детей. Все этому удивляются: что же такое случилось с мужчинами?
- Сразу вспоминаю актера Марата Башарова, который очень агрессивно повел себя по отношению к жене.
- С мужчинами случилось то, что они начинают проявлять свою силу, которая задана им и природой, и Божественным Промыслом в противоестественных формах, не свойственных собственно для мужчины. Ведь он должен организовывать свою силу именно в грамотных социализированных формах. Понимать, что она уместна не для эгоистичного самоутверждения, а ради большой правды и справедливости. Тогда, когда речь идет о защите семьи, Родины, близких, своей культуры, духовных измерений. И то - только в экстремальных ситуациях, когда более мирные способы исчерпаны. А у нынешних мужчин эти ориентиры сбиты, они не чувствуют этих тонкостей.
- Насколько мне известно, и сто лет назад, во всяком случае в деревнях, мужчины поднимали руку на своих жен.
- Да, это было. Но сейчас речь идет уже о масштабных перегибах. Одно дело, когда мужчина время от времени позволяет себе несдержанность и грубость. Но сейчас это приобретает системный характер и проявляется в совершенно жутких формах, которые раньше не были характерны для мужчины. Жен били, но все-таки не убивали. Жестокость, которая сейчас начинает процветать, удивляет: жену надо не просто наказать, унизить, ей надо еще руки отрубить, причем покромсать. Это говорит о том, что фактор жестокости привносится в мужское поведение искусственно и этому есть подтверждение.
Мы все знаем, что наше информационное пространство является контролируемым и управляемым. Мы многократно обращали внимание на то, что надо менять содержание и стиль подачи информации, провоцирующие на безнравственные поступки, на разврат и агрессию. Если кто-то о себе думает, что средства массовой информации его не достают или он правильно их фильтрует, то глубоко заблуждается. На уровне подсознания агрессия хранится, накапливается и в какой-то момент «выстреливает» неожиданным образом для самого человека.
Когда наслаивается несколько проблем, одна на другую - выгнали с работы, зарплаты не дали, машину разбил, дети себя неправильно повели, жена попрекнула - вот тут и начинает играть роль подсознательный багаж, который человек получал на протяжении нескольких лет или даже десятилетий. И выясняется, что в этом багаже стереотипы именно агрессивного реагирования в проблемных ситуациях, мужчины начинают вести себя совсем не так, как вели они себя в прошлом.
Продолжение здесь:
https://shabdua.livejournal.com/7770554.html