Старец Филофей: "... два убо Рима падоша, а Третий (Москва) стоит, а четвертому не быти».
Тезисы концепции «Москва - Третий Рим» изложил старец Филофей (ок. 1465-1542) в своих письмах к великому князю Василию III Иоанновичу: «Да веси, - пишет Старец Мунехину, - яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти».
В писаниях приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева) находим такое толкование данного изречения: «Богу угодно вверять сохранение истин Откровения, необходимых для спасения людей, отдельным народам и Царствам, избранным Им Самим по неведомым человеческому разуму причинам. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем Царствам.
Первоначально служение принял Рим - столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованного православному Константинополю - „Второму Риму“ средних веков. Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к „Третьему Риму“ последних времен - к Москве, столице Русского Православного Царства.
Русскому народу определено хранить истины Православия „до скончания века“ - второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования, этому должны быть подчинены все его устремления и силы».
Враги Христа и Божией Матери с помощью Гундяева делают всё для того, чтобы убить Третий Рим и лишить человечество хранителя Истины. Они даже открыто об этом заявляют.
Экуменист Иларион (Алфеев) ответчая на обвинения в том, что РПЦ якобы проповедует теорию «Третьего Рима», подчеркнул, «приведите хоть один официальный документ нашей Церкви, решение церковного Собора, слова Патриарха или, например, мое выступление, где говорилось бы о том, что мы признаем Москву Третьим Римом».
«Нет такого. Это была концепция, которая сформировалась несколько веков назад и давно уже ушла в прошлое. Интереса для нас она не представляет...», - добавил он.
Значит, для РПЦ МП может представлять интерес только концепция
экуменизма, единой религии, богом для которой станет сын погибели Антихрист