О молитве за детей 2-2

Sep 17, 2020 18:14


Окончание. Начало здесь: https://shabdua.livejournal.com/7599000.html

Так, преподобный Серафим Саровский, прежде чем поступить в монастырь, куда стремилась его душа, про- сил для этого благословения матери. А преподобный Сергий Радонежский, имея горячее желание уйти в пустынь, откладывает исполнение желания ради просьбы родителей не покидать их до смерти.

Благословение родителей важно в выборе жизненного пути детей: при определении профессии, вступлении в брак. Но не должно быть и особого принуждения. Совесть родителей чиста перед Богом, если дети совершают ошибки, нарушая родительское благословение. Детям же подобное нарушение вменяется в тяжкий грех.



Вот случай, почерпнутый из писем оптинского старца Амвросия.

Чтобы понять его, следует вспомнить обычай иноков Афона открывать тела усопших братии через три года после смерти. По виду останков монахи судят о загробной участи усопшего брата: белые, чистые кости свидетельствуют о том, что грехи брата прощены, а черное или истлевшее тело, наоборот - о скорбной судьбе брата за гробом. В последнем случае весь монастырь усиленно молится о прощении грехов усопшего.

В одном из монастырей случайно открыли тело иеродиакона. Оно было темное и нерастлевшее. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по прочтении молитвы тело оставалось неизменным. Владыка спросил, кто усопший и в чем причина такого положения. Вспомнили, что он был единственным сыном бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать из-за бедности всегда на него роптала. По велению владыки отыскали мать иеродиакона - девяностолетнюю старушку. Владыка стал увещевать ее простить сына, но та не соглашалась, говоря: «Я много горя претерпела через него». Владыка сказал: «Если не простишь, сама будешь связана». Тогда мать как бы нехотя сказала: «Ну Бог его простит, и я прощаю». Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Детей обязательно нужно приучать к молитве и направлять их, как правильно совершать молитву и крестное знамение. Нужно молиться утром, восстав с постели, и вечером перед сном, а также при всякой необходимости.

Дети охотно впитывают в себя школу молитвенных правил. Сложные молитвы им запомнить трудно, поэтому надо во всем поступать по разумению, исходя из характера ребенка, и по благословению духовника. Молиться можно и своими словами. Другое дело, что не каждый может отыскать высокодуховные слова, и тогда прибегают к каноническим молитвам. Со временем от постоянного употребления молитвы запоминаются слово в слово.

Очень важно приучить детей творить молитву перед едой и после нее. Благодатный покой от Божьего присутствия бывает весьма ощутим за трапезой - она проходит чинно, без торопливости и пустословия. Дети не вертятся, не капризничают и слушают родителей. После молитвы пищу еще необходимо осенить крестным знамением. В наше время на стол поступает много продуктов, опасных для здоровья. Крест и молитва оберегают нас от повреждения пищей. От их благодатного воздействия исчезает даже радиация. Сейчас уже известно, что в Чернобыле после аварии на атомной станции вокруг небольшой церкви, расположенной в зоне заражения, повышения радиации не наблюдалось...

От питания детей много зависит в последующей их жизни. Там, где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как захочет есть, не согласуясь с установленным временем, там оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать и выплакивать желаемое.

Слишком вкусная и изысканная пища также не полезна к частому употреблению. Еда должна быть простой. «Голод - лучший повар», - так говорит французская поговорка.

Говорить о том, как приучать детей к посту, для многих будет преждевременно. В наши дни мало кто из взрослых сам способен правильно поститься. Но в семьях благочестивых, где взрослые молятся и получают вразумление от Господа на решение той или иной проблемы, где детей причащают и они чувствуют дыхание Божественной любви, трудности в соблюдении поста рано или поздно решаются положительно. Духовные же плоды не замедляют проявляться на формировании воли, воздержания и смиренномудрия детей.

Большинство родителей много и с радостью мечтают о том, кем станут их дети, когда вырастут. Как правило, в этих мечтаниях отражается не реальная действительность, а дух времени и мода, собственные идеалы или несбывшиеся стремления.

Для Господа важно не то, кем станут наши дети и какие посты займут, но какими они будут. Как сформируется их душа? Сможет ли она достойно пройти множество искушений и испытаний жизни? Легко ли будет она соглашаться с волей родителей, а значит, и с волей Божьей? Способна ли будет любить Отца Небесного и соблюдать Его законы, единые для всего мироздания?

Ленивцы и гордецы труднее всего управляются Божественным водительством. Труднее всего идут ко Господу образованные умники. Поклониться и подчиниться Христу им мешает интеллектуальная гордыня и самолюбование. А ведь таких мы активно готовим еще со школьной скамьи. Как известно, знания и навыки учащихся оцениваются отметкой в классном журнале. Но является ли такая оценка отражение знаний и трудов?

Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится учиться в два раза больше. В первом случае может вырасти способный ленивец, привыкший к легким путям и победам. Он верит в себя и в свои способности. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которые оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания - нечто большее, чем память. Это способность правильно применить в деле накопленную информацию. А вот тут-то способному ленивцу всегда лень, для него процесс обучения не идет на пользу.

Господу нужно иное. А именно - какие усилия прикладывают дети, чтобы выполнить поставленное задание. «Царство Небесное усилием берется» (Мф. 11:12). Если не приучать ребенка с детства во всяком деле прикладывать усилия, то и в трудах духовного продвижения к Богу усилий не будет.

Неожиданно для многих оказывается, что дефектные дети и инвалиды, вливаясь в стремительный поток жизни, прикладывают значительно больше усилий, иногда просто невероятных, чтобы не отстать от здоровых. Терпение, трудолюбие и старание более всего ценятся Господом. Ему угодно, чтобы мы неленостно трудились, не почивали на лаврах, не превозносились умом от собственных дел. Он же завершает наши усилия Сам.

Важно, чтобы всякий труд и начинание оценивались ребенком как послушание родителям и Богу, как долг перед Ним. Плоды таких трудов благодатны. Напротив, даже самые похвальные труды становятся неугодными Богу, если их плодами становится горделивое превозношение ума, которое соделывает нас учениками диавола - противника Божия.

Иным деловым людям, живущим ради успеха и богатства, наши рассуждения покажутся более чем странными. Многолетнее безбожие породило непонимание и неприятие православного мышления. Поколение, неспособное быть мудрым, видеть свое завтра и соблюдать законы Христовы, ищет свои цели и опору в жизни - в славе, деньгах, престиже. Но опыт духовного делания знает, что эти достояния полезны и безвредны людям простым, незлобливым, независтливым. Когда душа смиряется пред Богом, перестает искать своего, во всем полагается на волю и милость Божию, то обретает иные сокровища - покой, любовь, сострадание. Более всего нужно искать Царства Небесного, все остальное прилагается.

Неверующие люди не нуждаются в Боге. Они считают, что всего добиваются сами. И действительно, - на что им Бог, когда и без него неплохо...

В одной из песен Новеллы Матвеевой поется: «Плыл кораблик. Веселый и стройный. Над волнами как сокол парил. Сам себя, говорят, он построил. Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал. Сам оделся и в дуб и в металл. Сам повел себя в рейс. Сам свой боцман. Сам свой лоцман. Сам свой капитан».

Милая песенка, безумие которой видно только верующему человеку. Все хорошо в ней, да только в те ли моря плывет тот кораблик? Ведь он сам выбирает себе дорогу, и капитан ему не нужен, и боцман, и лоцман. Эта песенка хорошо отражает состояние души современного человека - плыть в никуда, но вроде бы по делам.

Но не знает кораблик, что ждет его завтра. Что впереди неминуема погибель, потому что плывет он по своему умишку, без Бога. На всех парусах и... не в ту сторону.

Трудно жить, не понимая той великой брани, которая идет за каждую душу между силами тьмы и света. Как научиться противостоять соблазнам, растлевающим душу? Ведь растление входит в сердце многими путями под воздействием демонических сил, невидимо окружающих нас. Бороться с таким врагом без опасности для души возможно, только имея опыт православного делания, который приобретается многими трудами. Это целая жизнь испытаний, служения Богу и ближнему. В ней необходимы великое терпение и мужество.


«В мире скорбны будете» (Ин. 16:33), - говорит Священное Писание. Это подтверждает и наш житейский опыт. По-настоящему счастлив тот, кто обрел терпение и покой в Боге и не отступает от Него.

Для достижения Царства Небесного мало одного желания войти туда. Многие пожелают быть с Богом после смерти, но узок путь, ведущий к Небу. Нужно обладать немалым умением идти по жизни скорбным путем.

«Если гнали Меня, будут гнать и вас» (Ин. 16:20), - говорит Господь. Святоотеческая литература во множестве примеров учит о скорбях, которые суждены христианам.

Вот как говорил преподобный Исаак Сирин: «Путь Божий есть ежедневный Крест. Никто не восходит на Небо, живя прохладно... Тем и отличаются сыны Христовы от прочих, что живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем».

Православным родителям необходимо готовить детей к трудному христианскому пути, чтобы они имели силы среди безбожия и растления нести крест чистоты, веры и благочестия, умели постоять за веру.

Одна женщина, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную дочку превыше всего, высказывала свои опасения духовнику: «Мне нестерпимо думать, что дочери придется страдать. Я хочу оградить ее от всякого горя и, если возможно, взять его на себя».

Духовник в ответ упрекнул ее в эгоизме, в том, что она отнимает у дочери Крест и тем лишает ее спасения: «Нельзя развивать в дочери излишнюю сентиментальность и чувствительность. Приучайте ее к испытаниям. Молитесь за нее и саму научите призывать в молитве Имя Господне как лучшую опору в жизни в любых обстоятельствах, при любых невзгодах. Не разрешайте ей всего того, что хочется страстно. Пусть она приучится переносить неудачи, не раздражаясь, сможет ждать с терпением. Нужно, чтобы она могла лишаться приятного без слез и терпеть недостатки в жизни, не считая при этом все безвозвратно пропавшим.

Если у нее горе, не спешите в тот же час врачевать рану. Лучше вместе подойдите к Распятию и на коленях помолитесь, поцелуйте дочь. Господь Сам пошлет Свою помощь, а вы - свою.

Укажите дочери, каков ее долг, работа. Не исполняйте эту работу сами. Назначайте дело на каждый день и требуйте строгого исполнения. Работа укрепляет душу.

Учите своего ребенка не опираться на вас, уметь обходиться без вас и всецело надеяться на Господа. Тогда в час вашей кончины она не останется одинока, без помощи и поддержки.

Сердце девушки, рядом с которой нет матери и которая не умеет сама прибегать к помощи Господа - падает, разбивается и часто загрязняется».

Духовник замолчал. Мать плакала...

Завершить все сказанное хочется стихотворением, написанным более чем 20 лет назад. Одна из его строчек дала название всем опубликованным материалам. Да не оставит Господь в милостях Своих автора этих мудрых строк, имя которого нам неизвестно.

Мальчик мой милый, в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно и в книжках,

Что ты перестройки всемирной добьешься.

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу расщепленный атом.

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир безконечно богатым.

Что ты чудодействием техники брызнешь

На все, что подвержено смерти и горю.

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, а быстро и вскоре.

Мой милый, мой бедный, доверчивый мальчик,

Все эти игрушки - твое обольщенье.

Чем дольше играешь, тем дальше и дальше

Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,

Что Целую жизнь понапрасну ты строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Что путь твой был предков извечной тропинкой,

Что двигался, дедов своих не догнав ты,

Хотя они шли в большинстве по старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти всеобщие двери...

Войдешь в них и ты со всемирным теченьем.

И скажешь: зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь - это к вечности приготовленье.

Зачем не собрал я богатство другое -

Сокровища сердца - они б не иссякли.

Ведь целую жизнь я безсмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Татьяна Полянская

мудрость, воспитание, дети, Православие, родители, молитва

Previous post Next post
Up