Иудейские корни марксизма

Sep 24, 2021 13:17


Хорошо известно, что антихристианский пафос и идею революционного социализма Маркс почерпнул у Людвига Фейербаха. Также вряд ли вызовет возражение тезис, что универсалистский коммунизм Карла Маркса зародился в «лоне» реформистского иудаизма. Но то обстоятельство, что у истоков марксизма и 1-го коммунистического Интернационала стоял также еврейский националистический сионизм - заставляет иначе взглянуть на мотивации еврейских социалистов и на конечную цель доктрины и практики марксизма.

Речь пойдет об уроженце Германии, одном из основателей религиозного сионизма, еврейском философе Мозесе Гессе (1812-1872), близком приятеле Маркса в его студенческие годы. Гесс был на шесть лет старше Маркса, раньше защитил докторскую диссертацию по философии и раньше начал писать статьи на философские темы. Именно Мозес Гесс приобщил Энгельса к идее коммунизма, а Маркс даже называл Гесса своим «коммунистическим раввином».

Мозесу Гессу принадлежит знаменитая идея о полагании человека творцом истории, нежели пассивным наблюдателем, которая приписывается К. Марксу. Ему же принадлежит и религиозно-мессианская идея о том, что «Небесное Царство может быть достигнуто на Земле через революционный социализм» (цит. по [4]). Уже в 30-х годах XIX века Мозес Гессе высказал мысль, что индустриальное развитие общества ведёт к прогрессирующему обнищанию трудящихся, к катастрофе [4]. Как известно, все эти идеи составляют «сокровищницу марксистской мысли» и традиционно приписываются Карлу Марксу.

Причина этой исторической несправедливости становится понятной, если знать, что Мозес Гесс был не только социалистом, но и одним из основоположников еврейского религиозного мессианства. Вот что писал Гесс в своём раннем, еще не сионистском, но уже «иудаистском» произведении «Священная история человечества от молодого спинозианца»:

«Этот народ (евреи) был изначально призван, чтобы завоевать мир не так, как языческий Рим, силой своей мышцы, но через внутреннюю возвышенность своего духа. Он сам странствовал, как дух, по завоёванному им миру, и его враги не могли его уничтожить, ибо дух неуловим. Этот дух уже пронизал мир, уже чувствуется тоска по укладу, достойному древней Матери. Он появится, этот новый уклад, старый Закон вновь явится в просветлённом виде» [5].

И далее: «Я считаю, что национальная сущность иудаизма не только не исключает, но с необходимостью приводит в результате ее развития к гуманизму и цивилизации»[5].

Так писал Гесс в 30-40-е годы ХIХ века в своих трудах, где о сионизме - «возвращении евреев в Сион, как решительном утверждении своей еврейской исключительности» [6] - пока речи не шло. Как нет там и рассуждений о еврействе, как о НАЦИИ. К этому Гесс пришел значительно позднее, через 20 лет в книге «Рим и Иерусалим»: «Еврей несет миру искупление и чтобы быть достойным этой высокой миссии он должен сохранить свое национальное своеобразие» [7]. И Гесс совмещает «национальное» с «универсальным»: «Еврейский национализм идеально сочетает в себе естественную племенную солидарность с высшими идеалами и духовными устремлениями» [7].

Так что, к середине 60-х годов Мозес Гесс, в отличие от своих «реформированных» евреев-современников, как Карл Маркс, Бруно Бауэр, Иозеф Молль, Арнольд Руге, вернулся на «национальную» стезю, но уже «обогащенную» универсализмом Просвещения. В отличие от реформистов Гесс пришел к заключению, что еврейство это не только универсалистская мессианская религия, но и нация избранных. Вот, что он пишет о классовой борьбе и иудаизме в своей книге «Рим и Иерусалим», ставшей «классической литературой» всех сионистов: «Прежде всего - расовая борьба, борьба классов - второстепенна... Иудаизм не знает кастового духа и классового господства [7]. А вот - о еврейском национализме: «Всякий, кто отрицает еврейский национализм - не только отступник, изменник в религиозном смысле, но и предатель своего народа и своей семьи. Если окажется, что эмансипация евреев не совместима с еврейским национализмом, то еврей должен пожертвовать эмансипацией. Каждый еврей должен быть, прежде всего, еврейским патриотом» [7].

В противоположность реформистскому иудаизму, отрекшемуся в «теории» от своей национальности и от земли Израиля - Палестины, Гесс писал, что «главным условием еврейской (! - O.П.) революции является возвращение еврейского народа на свою родину» [7]. А еврейская революция - это «обращение к общинной жизни, которая только и может принести спасение» [7].

Любопытно, что Мозес Гесс предсказывал, что даже после создания еврейского национального государства большинство евреев Запада останутся на своих местах, а переселятся туда, в основном, евреи из «восточных варварских стран» (цит. по [4]). То есть, финансовая и политическая элита еврейского суперэтноса не поедет в «землю обетованную», но останется на своих позициях в ключевых странах Запада - США, Германии, Франции, Австро-Венгрии и дальше завоевывать мир своим «духом», «еврейским духом торгашества, Мамонны, наживы» [3].

Нетрудно увидеть, что революционный сионист-социалист Мозес Гесс своими статьями и книгами невольно разоблачал Маркса не только как плагиатора, но и как идеологического шулера, подсунувшего нееврейским рабочим и социалистам социалистическую версию реформистского иудаизма в «одеждах» интернационалистического коммунистического учения. Но трудно назвать случайностью то, что основоположник националистического и фактически расистского сионизма Мозес Гесс был не только предтечей, но и фактическим отцом универсалистского и «интернационалистского» учения о коммунистической мировой революции Карла Маркса.

Но, как полагал Гесс, идеи коллективистской еврейской этики, в отличие от индивидуалистической морали христианства, так же как тяготение еврейского общества к идеям социализма, послужат основой для осуществления особой миссии еврейства среди народов мира, а его возвращение на историческую родину создаст благоприятные условия для духовного и культурного развития еврейского народа. Учение Гесса является, таким образом, попыткой синтеза еврейского духовного наследия, в том числе и сионизма, с социалистическим мировоззрением.

Создается впечатление, что еврейские мыслители середины ХIХ века не были удовлетворены результатами либеральной эмансипации еврейского сообщества и решили испробовать два различных варианта социалистического решения еврейского вопроса: патриотический (сионистский) и космополитический (интернациональный). Как предсказывал М. Гесс, конечным пунктом процесса «освобождения» будет «Шабад истории», который ознаменует «завершение исторического процесса и наступление мессианской эры» [7]. Но это ведь то, что провозглашала марксистская эсхатология, согласно которой вся досоциалистическая история человечества была его предысторией. А действительная история «родового» человека начнется при коммунизме, то бишь, «Шабаде истории».

Согласно Гессу, приход «Царства Божьего - Шабада истории, случится лишь после того, как Израиль возродится на его (то есть, Палестине - О.П.) земле» [7]. Вот здесь и была разница между эсхатологиями «еврейской революции» у Маркса и у Гесса. У Гесса - сначала Палестина, а «Божье Царство» потом, а у Маркса - сначала коммунизм в развитых странах Запада и Северной Америки, а в Палестине - потом, как неизбежное следствие победы коммунизма в передовых странах Запада.

Так, что у Маркса было достаточно личных мотивов «открещиваться» от Мозеса Гесса и его трудов, представляя Гесса то ли шутом, то ли невменяемым.

Что же касается перехода Гесса от марксизма к сионизму, то подобные «метания» еврейских мыслителей между интернациональным коммунизмом и националистическим сионизмом продолжаются до сих пор. Приведу несколько примеров. Ученик Маркса, «отец» реформистского правого ревизионизма Эдуард Бернштейн в 20-е годы уехал «на пенсию» в Палестину. В начале 70-х годов ХХ века, трое членов подпольной марксистской группы в г. Рязани, Юрий и Валерий Вудки, Шимон Грилюс, находясь в заключении (лагере строгого режима), перешли в иудаизм. А после своего освобождения - уехали в Израиль и поселились в киббуцах на оккупированных Израилем территориях Палестины, заняв самые радикальные сионистские позиции.

Сионистами стали и бывшие «интеллектуальные» вожди американских троцкистских («интернациональных») компартий и групп, евреи по национальности - Ирвинг Кристол (Irwing Kristol), Натан Глейзер (Nathan Glazer), Сидней Хук (Sidney Hook), Норман Подгорец (Norman Podhoretz), Франк Мейер (Frank Meyer), Мидж Дектер (Midge Decker), Манни Муравчик (Manny Muravchik). В 80-е годы к ним присоединилась молодая троцкистская «поросль» - Вильям Кристол (William Kristol), Джошуa Муравчик (Joshua Muravchik), Йона Голдберг (Jonah Goldberg), Майкл Лидин (Michael Leeden), Стивен Шварц (Stephen Schwartz), Дэвид Горовиц (David Horovitz)

Так что нет ничего удивительного в том, что евреи России, Европы и Америки, особенно, реформисты и светские евреи, находили в идеях и целях марксизма много общего с идеологией и практикой иудаизма. Как писала в 1919 году лондонская газета «The Jewish Chronicle»: «Концепции большевизма находятся в полной гармонии с большинством положений иудаизма» [8].

Действительно, эсхатологическая основа марксовой доктрины, обещавшей искоренение зла на ЭТОЙ земле, весьма созвучна вере евреев в приход Царства Божьего на ЭТОМ свете. В этом - земная «природа» иудаизма, ориентирующего своих последователей на успех, карьеру, богатство, власть - и все на ЭТОМ свете. В то время как другие мировые монотеистические религии (христианство и ислам) обещают праведникам рай и вечное блаженство лишь на ТОМ свете. (Мы не обсуждаем здесь различные хилиастические секты, время от времени появлявшиеся в христианстве, особенно в раннее средневековье. Мы лишь выскажем предположение, что в их зарождении нельзя исключить и влияния иудаизма).

Закончим раздел о «синтезе» революционного социализма и еврейского мессианства цитатой из статьи русского религиозного философа, отца Сергея Булгакова: «...современный социализм представляет собой возрождение мессианских учений, и К. Маркс вместе с Лассалем суть новейшего покроя апокалиптики, провозвещающие мессианское царство» [9].

фашизм, Россия, евреи, преступление, власть, коммунизм, террор, жиды, иудаизм

Previous post Next post
Up