Большинство рижан и не подозревают о том, что в 1910 году российский император Николай II, будучи с семьей в Риге на торжествах, посвященных 200-летию вхождения Лифляндии в Российскую империю, посадил 5 июля небольшую дубовую рощу. Рижане не забыли об этом и отметили 110-ю годовщину Царской дубовой рощи.
Членов августейшей семьи было семеро - и на левобережье, возле Свято-Троице-Задвинского храма, которому в этом году исполняется 125 лет, появилось семь молодых дубков.
Собравшиеся в минувшее воскресенье, 5 июля на зеленом островке, огражденном ныне со всех сторон проезжими дорогами, увидели шесть кряжистых деревьев, повязанных в честь памятной даты разноцветными лентами с надписями на русском и латышском.
- Я отметил тремя красными лентами деревья царских дочерей, синей - дуб наследника-цесаревича Алексея, а двумя оранжевыми -
деревья Александры Федоровны и Николая II, - сказал организатор мероприятия Станислав Разумовский. - Увы, дуб Анастасии срезан… Именно через то место, где он рос, пропустили подземные коммуникации.
На лентах написано, от имени кого из членов семьи или кто именно посадил это дерево - на русском и латышском. Между лентой и стволом мы положили цветы и высадим вот эти, из вазончиков, к подножию стволов.
Источник:
BB.LV Найти шведский редут
- В некоторых источниках указано, что эта дубовая роща посажена на месте Коброн-шанца, или Кобронсканста - укрепленного редута, с которого Петр I якобы стрелял по Риге. Но это не так! На самом деле Коброн-шанц находится на расстоянии 1 км от этого места - у меня есть карта, на котором он ясно обозначен. Кстати, Коброн-шанц не русские построили, а шведы, в 1621 году, когда осаждали Ригу. И назвали его в честь шведского полководца Коброна. Там до сих пор течет речка Килейзейнагравис, которая впадает в Даугаву. На довоенной карте все это обозначено, и даже это укрепление. А слева железная дорога.
Коброн-шанц, Ораниенбаумский шанц, или шанс Петра I, был частично срыт в конце ХIХ века, а к нашему времени полностью ликвидирован.
Русские уже после Полтавского сражения в 1709-м пришли на Коброн-шанц и оттуда стали обстреливать не Ригу, а вал со стороны Московского форштадта. Там были Ивановские ворота, через которые противнику легко можно было войти в город. Не было смысла обстреливать Ригу. По гражданским домам стрелять - зачем? Шведы ведь соорудили два вала у Ивановских ворот, отстреливались.
Понятно, что на такой "дезинформации" об обстреле Петром I Риги общество может быть негативно настроено по отношению к этим дубам. Да и никогда Николай II не стал бы сажать дубы на месте укреплений. Бред какой-то.
Эту мысль подсунули в 1989-м. А император посадил деревья просто в зеленой зоне.
По старшинству
О том, как Станислав понял, где и чье дерево, он говорит так:
- Очень просто, если немного знать о семье нашего последнего императора. Дочь Ольга, первый его ребенок, родилась в 1895 году, Татьяна - в 1897-м, в 1899-м - Мария, в 1901-м - Анастасия, а в1904-м - Алексей.
Деревья дочерей выстроены по старшинству. На фото того времени ближе всех к Николаю II всегда была Ольга. И ее дуб ближе всего к дубу царя. Потом - дуб Татьяны, за ним - Марии, но его спилили. И самая молоденькая - Анастасия. Деревья дочерей стоят дугой. За ними - большой дуб рядом с асфальтом - матери императрицы Александры Федоровны. Дерево наследника выставили вперед, потому что он цесаревич, на него все надежды.
Когда сажали деревья 110 лет назад, его не взяли, потому что он болел и его нужно было нести на руках. К тому же ему было тогда шесть лет. И цесаревича оставили дома на попечении Татьяны и матери. А с отцом поехали Ольга, Мария и Анастасия. Еще три дерева были посажены "от имени".
Эти сведения есть и в книге Фридриха Швана "200-летие присоединения Лифляндии к России, пребывание Их Императорских Величеств в Риге 3-5 июля 1910-го", изданной в нашем городе в том же году. Написана она на латышском языке еще старой орфографии, читается тяжеловато. В этом издании приводится план с указанием места, где посажены деревья, и кто их сажал и в каком месте.
Памятник культуры
- Я писал и в Рижскую думу, и в Общество охраны памятников, и в Министерство культуры - с тем чтобы Царскую дубовую рощу внесли в список охраняемых памятников. Получил ответ, что она не находится в списке охраняемых памятников. Потому что нет совокупности тех признаков, которые бы преобразовали это место в некий Парк культуры.
Но мы же просим не парк зарегистрировать, а памятную Царскую дубовую рощу Николая II.
Еще в 2013-м из минкульта мне ответили: "Благодарим за предоставленную информацию и признаем, что данные дубы являются свидетельством определенного периода времени. Призываем Рижскую думу внести необходимые изменения в проект прокладки коммуникаций".
До сих пор ничего не сделано, и по решению нынешнего собрания мы вновь просим внести эту рощу в список охраняемых памятников культуры.
Нужно хотя бы восстановить слой почвы - там сняли чернозем и оголили песочный грунт. Получается, что дубы, не имея питания, усыхают. Почти на всех деревьях уже появились сухие ветки.
Уважать историю
- Я пытался понять, почему у властей такое отношение к собственной истории. Царь Николай II никому ничего плохого здесь не делал, напротив - со всем уважением к латышскому народу. Уже не говоря о том, что при нем, в 1913-м, Рига была третьим городом огромной империи после Москвы и Санкт-Петербурга по экономическому, техническому и социальному развитию, благосостоянию и др.
Думаю, что такое незавидное, драматическое положение русских людей здесь - следствие того, что они забыли свою историю. А история не любит, когда ее забывают. И начинает мстить - очень жестоко. Защитим историю, и она нас защитит.
А какое после этого может быть уважение к русскому человеку? Он не уважает своих предков - почему другие должны его уважать?
Я предлагаю Рижской думе сделать эту рощу туристическим объектом. Пока ответа нет.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.