Во всем ли православный христианин должен подчиняться властям?

Jul 07, 2020 22:32


В нашей жизни бывают моменты, когда долг христианина идет в разрез с обязанностями, предписываемыми законами светскими, нормативами и установлениями властей. Кроме этого возникают ситуации, когда христианин оказавшись в стране, где внутренняя идеология противоречит христианскому вероучению, вынужден отстаивать свои убеждения.
Как быть христианину, когда его вынуждают поступится верой, ради соблюдения закона или даже лицеприятия? Такое может случится, даже на работе, когда начальство в принудительном порядке заставляет изучать НЛП, дианетику или работать в Пасхальное Воскресенье.
Можно ли противится распоряжением и указанием властей, если они противоречат заповедям и принуждают к вероотступничеству.
Из послания к Римлянам святого апостола Павла Гл.13
«1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.»
Вот как толкует это место блж. Феофилакт:
«Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. …показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Он, говорит, содействует воле Божией. Например: Бог советует тебе быть целомудренным: и начальник предписывает тоже законами. Бог увещевает тебя не быть любостяжательным и вором: и начальник поставлен судьей над тем же. Следовательно, он нам поспешник в добрых делах, если предаемся ему. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч. Значит, не начальник производит в нас страх, но пороки наши, по причине которых и меч начальника, то есть власть наказывать. Начальник, говорит, не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных. Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Когда начальник хвалит добродетель, исполняет волю Божию; и когда употребляет в дело меч, есть слуга Божий, защищающий добродетель и прогоняющий порок. Многие делают добро не столько из-за страха Божия, сколько по боязни начальников. Посему, когда начальник защищает добродетель и наказывает порок, то он - Божий слуга» (Новый Завет в толковании блж. Феофилакта, Барнаул, 2003 г., т. 2, стр.375-376).
царский наместник Ариппин выговаривает святому мученику Платону (306 г.): «Как же ты смеешь нарушать царские законы и совращать других?» А св. Платон отвечает: «Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелевают Его святые и животворящие заповеди»
Св. великомученица Евфимия: «Повелению царскому или твоему, проконсул, - если оно не будет противно Небесному Богу, - без сомнения, нужно повиноваться; если же оно противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и сопротивляться»
Св. мученик Феодул (300 г.): «Что же повелевают временные цари ваши, то из их повелений должно исполнять лишь те, которые окажутся справедливыми и не противными Творцу небесному, повеления же несправедливые ни в каком случае не следует исполнять»
Прп. Максим Исповедник (662 г.): «Я с удовольствием исполню всё, что повелит мне царь, если это не богопротивно и не вредит вечному спасению души»
Таких примеров множество. И мы должны им следовать. Мы видим, что христианское смирение заключается не в бездумном повиновении властям, а в первую очередь в поклонении Богу и его заповедям. Если же заповеди человеческие противоречили заповедям Господним, то угодники Божии выбирали, естественно, Божию волю, а не человеческую. Иногда даже ценой жизни.

власть, Православие

Previous post Next post
Up