АРХІЕПИСКОПЪ АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ) - О ПОЛОЖЕНІИ ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТІАНИНА ВЪ СОВРЕМЕННОМЪ МІРѢ

May 31, 2020 00:01



Положеніе православнаго христіанина въ современномъ мірѣ, можно безъ всякаго преувеличенія рѣшительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всѣхъ ея проявленіяхъ, такъ или иначе, направлена ПРОТИВЪ него. Вѣдь ВСЕ въ ней, по существу, является сплошнымъ отрицаніемъ истиннаго христіанства. И если еще въ апостольскія времена возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ могъ писать, что «весь міръ лежитъ во злѣ» (1 Іоан. 5, 19), то съ гораздо большимъ правомъ можемъ мы сказать это о нашемъ времени.
Быть истиннымъ ПРАВОСЛАВНЫМЪ христіаниномъ, готовымъ до смерти соблюсти свою вѣрность Христу-Спасителю, въ наши дни много труднѣе, чѣмъ въ первые вѣка христіанства.
Современный міръ, за нѣкоторыми исключеніями (мы имѣемъ ввиду кровавыя гоненія на вѣру, имѣвшія мѣсто въ Совѣтской Россіи), не угрожаетъ такъ явно и открыто тѣлесными муками и тѣлесной смертью носителямъ Христова имени. Онъ даже самъ, въ значительной части своей, еще продолжаетъ носить имя «христіанскаго», строитъ храмы, призываетъ Имя Христово, клянется на Священной Библіи.
НО ВСЕ ЭТО - ОДНА ВИДИМОСТЬ
Подъ прикрытіемъ этой обманчивой, многихъ вводящей въ заблужденіе, благовидной внѣшности, въ дѣйствительности повсюду идетъ теперь сильнѣйшее СКРЫТОЕ гоненіе на христіанство, проявляющееся въ самыхъ различныхъ видахъ и формахъ. Это гоненіе гораздо опаснѣе и страшнѣе прежняго открытаго гоненія, ибо оно грозитъ полнымъ опустошеніемъ душъ - духовной смертью.
Сейчасъ происходитъ именно то, о чемъ предупреждалъ и отъ чего болѣе всего предостерегалъ Христосъ-Спаситель, увѣщевавшій Своихъ послѣдователей не бояться мукъ тѣлесныхъ, поскольку они не грозятъ душѣ:«бойтесь болѣе того», говорилъ Онъ: «кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Матѳ. 10, 28).
Что же это такое происходитъ въ мірѣ и какъ можетъ современный міръ, столько столѣтій, повидимому, жившій въ христіанствѣ, гнать христіанство?
Во всемъ этомъ нѣтъ для насъ ничего неожиданнаго: обо всемъ этомъ мы давно предупреждены Словомъ Божіимъ. Но горе тому, кто упорно закрываетъ глаза на это, не желая видѣть того, къ чему призываетъ насъ быть готовыми Слово Божіе.
Въ мірѣ, по словамъ св. Апостола Павла, «дѣется ТАЙНА БЕЗЗАКОНІЯ» (2 Солун. 2, 7) - происходитъ все усиливающійся процессъ «ОТСТУПЛЕНІЯ» христіанъ отъ Христа, процессъ, который въ конечномъ итогѣ своемъ долженъ привести къ открытію «человѣка грѣха, сына погибели - антихриста» (2 Солун. 2, 3).
Этотъ страшный процессъ «Отступленія» за послѣднее время такъ явно и очевидно обнаруживаетъ себя во всѣхъ сторонахъ жизни, что только слѣпой можетъ не видѣть, къ чему онъ ведетъ: все совершающееся нынѣ въ мірѣ есть не что иное, какъ тщательная подготовка царства Антихриста, въ которой принимаютъ самое дѣятельное участіе, какъ открыто отрекшіеся отъ Христа, такъ и продолжающіе еще наружно носить имя «христіанъ».
Первымъ важнымъ этапомъ на пути этого «Отступленія» было отпаденіе отъ Православія латинскаго Запада съ папскимъ престоломъ во-главѣ. Развѣ не антихристово начало положено въ основу папскаго притязанія стать непогрѣшимымъ «намѣстникомъ Сына Божія» на землѣ? Развѣ не даетъ себя ощутить духъ антихристовъ въ этомъ стремленіи «замѣстить», какъ бы «подмѣнить» собою Христа для всѣхъ вѣрующихъ въ Него? А духъ противохристіанской гордыни, такъ очевидно приводящій къ «прелести» въ духовной жизни, непомѣрное властолюбіе, жаждущее подчинить себѣ весь міръ, - развѣ все это не характерныя черты Антихриста?
Такое извращеніе духа Христова въ отколовшемся отъ Православія западномъ христіанствѣ повлекло за собой цѣлый рядъ лжеученій и страшное моральное растлѣніе. Осталась одна видимость христіанства, внѣшность его, лишенная подлиннаго духа жизни во Христѣ.
«Соціализмъ», а затѣмъ крайнее выраженіе его - «коммунизмъ» стали модными ученіями, которыя обѣщали людямъ избавленіе отъ всѣхъ «соціальныхъ неправдъ» и установленіе на землѣ мирнаго и безмятежнаго райскаго житія, при которомъ всѣ были бы счастливы и довольны. Но ученія эти задались цѣлью лѣчить язвы человѣческаго общества негодными средствами. Они не хотѣли видѣть, что зло современности коренится въ самыхъ глубинахъ человѣческой души, отступившей отъ единственно-спасительнаго евангельскаго ученія, и наивно думали, будто достаточно перемѣнить несовершенный, по ихъ мнѣнію, государственный и общественный строй жизни, чтобы на землѣ сразу водворилось общее благоденствіе, и жизнь сдѣлалась раемъ.
Для этой необходимой, какъ они утверждали, и благодѣтельной перемѣны наиболѣе крайніе соціалисты, какъ напр., коммунисты, предлагали даже насильственныя мѣры, вплоть до пролитія крови и физическаго уничтоженія людей, съ ними несогласныхъ. Иными словами: зло они думали побѣдить зломъ же, притомъ зломъ еще болѣе горшимъ и несправедливымъ по своей жестокости и безпощадности.
Въ лицѣ Православной Россіи было сломлено самое главное препятствіе на пути побѣдно шествующаго, попущеніемъ Божіимъ, «Отступленія»: не стало мощнаго оплота истинно-христіанской вѣры и Церкви въ мірѣ, и Антихристу, въ лицѣ его слугъ, по выраженію нашего отечественнаго толкователя Апостольскихъ посланій (святителя Ѳеофана, Вышенскаго Затворника) стало «дѣйствовать просторно».
Съ тѣхъ поръ, какъ мы это наблюдаемъ теперь, «Отступленіе» пошло впередъ, уже не встрѣчая себѣ серьезныхъ преградъ, гигантскими шагами.
Страшныя потрясенія, неслыханныя въ исторіи съ первыхъ вѣковъ христіанства, пережила и доселѣ продолжаетъ переживать наша Русская Православная Церковь. Но не столько тѣ кровавыя гоненія, которыя уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себѣ были страшны, сколько то ВНУТРЕННЕЕ разложеніе, которое началось въ ней, а съ нею и во ВСЕЙ Православной Церкви послѣ большевицкаго переворота.
Мы имѣемъ ввиду тотъ тлетворный духъ, который сталъ ярко обнаруживать себя, вылившись сначала въ такъ называемое «живоцерковническое» и «обновленческое» движеніе, а затѣмъ - въ губительное соглашательство съ богоборческой коммунистической властью. Это былъ духъ «Отступленія» въ нѣдрахъ самой Православной Церкви, который породилъ всевозможные раздѣленія и расколы, какъ тамъ на Родинѣ, порабощенной безбожниками, такъ и здѣсь заграницей. Этотъ духъ «Отступленія», конечно, гораздо опаснѣе и губительнѣе для душъ, нежели открытыя кровавыя гоненія. Вѣдь это - внутренняя измѣна Христу-Спасителю при сохраненіи внѣшней лишь видимой вѣрности Ему.
Не объ этомъ ли какъ разъ и предрекалъ болѣе 80-ти лѣтъ тому назадъ въ своемъ толковательномъ трудѣ на 2-е посланіе къ Солунянамъ святитель Ѳеофанъ Вышенскій, говоря: «Хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это - только видимость, внутри же отступленіе истинное» (стр. 491-492). Вѣдь Самъ Христосъ въ Своей Нагорной проповѣди ясно сказалъ, что «никто не можетъ служить двумъ господамъ» (Матѳ. 6, 24); невозможно служить одновременно Богу и «маммонѣ», то-есть «міру сему, во злѣ лежащему», нельзя угождать въ одно и то же время и Христу и Веліару, то-есть слугамъ грядущаго Антихриста, въ лицѣ явной или тайной богоборческой власти (2 Кор. 6, 15).
Съ паденіемъ Православной Россіи дѣйствительио не стало больше «удерживающаго» (2 Солун. 2, 7), какъ неоднократно предрекалъ о томъ и святитель Ѳеофанъ, и нашъ великій всероссійскій праведникъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, и многіе другіе духоносные прозорливцы нашего времени, - и все въ мірѣ расшаталось, будучи потрясено въ своихъ вѣковыхъ устояхъ.
Духъ «Отступленія» съ необыкновеннымъ цинизмомъ и безстыдствомъ сталъ проявлять себя повсюду въ мірѣ во всѣхъ областяхъ личной, семейной, общественкой и государственной жизни, какъ никогда прежде. Цѣлые милліоны людей, бывшихъ христіанъ по рожденію, не стыдятся теперь открыто и во всеуслышаніе заявлять о своемъ невѣріи и безбожіи, и государственная власть оффиціально регистрируетъ ихъ, какъ не принадлежащихъ ни къ какому вѣроисповѣданію.
Безнравственность достигла ужасающихъ размѣровъ, развратъ и порнографія, въ большинствѣ случаевъ не только не преслѣдуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематическаго развращенія молодого поколѣнія въ школахъ; почти исчезли прежнія понятія о долгѣ, чести, благородствѣ и совѣсти - на первое мѣсто ставится грубая корысть, чисто-эгоистическій разсчетъ, матеріальныя выгоды и плотскія наслажденія.
Однимъ словомъ, міръ, страшно сказать, ХРИСТІАНСКІЙ МІРЪ представляетъ собою нынѣ жуткую, безотрадную картину глубочайшаго религіозно-нравственнаго паденія.
И вотъ, одновременно съ этимъ, столь рѣзкимъ контрастомъ со всею этою жуткою дѣйствительностью все чаще и чаще, все болѣе и болѣе настойчиво звучатъ многократно повторяющіеся призывы къ МИРУ и ЕДИНЕНІЮ.
Можно ли повѣрить, при такихъ условіяхъ, видя все происходящее, въ искренность и, главное, въ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ этихъ призывовъ?
Исходятъ эти призывы: на востокѣ - отъ богоборческой совѣтской власти, залившей кровью нашу Родину, и отъ являющейся ея послушнымъ орудіемъ московской патріархіи, по справедливости заслужившей себѣ наименованіе «совѣтской церкви» (какое страшное сочетаніе словъ!); на западѣ - отъ папскаго Рима, столь скомпрометировавшаго себя въ исторіи лукавой и антихристіанской политикой порабощенія инакомыслящихъ, и отъ протестантскаго міра, повиннаго въ томъ религіозномъ хаосѣ, которымъ отличается нынѣшній мнимо-христіанскій міръ, дошедшій до полнаго безбожія.
Съ цѣлью пропаганды этого «мира» и «единенія» представители богоборческой власти и ихъ покорные слуги въ рясахъ ѣздятъ по всему міру, сѣя сѣмена лжи и пытаясь обмануть и ввести въ заблужденіе наивныхъ и довѣрчивыхъ людей; съ тою же сомнительною цѣлью папскій престолъ создалъ такъ называемый «восточный обрядъ» для введенія въ заблужденіе православныхъ, плохо знающихъ свою вѣру.
Какъ долженъ отнестись ко всему этому православный христіанинъ?
Ко всякому ли миру и единенію долженъ онъ стремиться?
Всякій ли миръ и единеніе должны быть въ очахъ его цѣнными, дорогими и близкими его истинно-христіанской душѣ?
Отнюдь НѢТЪ - рѣшительно отвѣчаетъ на этотъ важный вопросъ - вопросъ христіанской совѣсти - великій вселенскій учитель и святитель, столпъ нашей Православной вѣры св. Григорій Богословъ. «Не всякимъ миромъ», говоритъ онъ: «надобно дорожить, ибо есть прекрасное разногласіе, и самое пагубное единомысліе, но должно любить только ДОБРЫЙ миръ, имѣющій ДОБРУЮ цѣль и соединяющій съ Богомъ» (Слово 6, т. 1. стр. 192).
Всего дороже для христіанина Истина, ради свидѣтельствованія которой пришелъ на землю Господь Іисусъ Христосъ, какъ Онъ Самъ сказалъ Пилату (Іоан. 18, 37). И для истиннаго христіанина можетъ быть только одно единеніе желательно - единеніе въ Христовой Истинѣ - истинѣ неискаженной, неизвращенной, ЧИСТОЙ истинѣ, безъ всякой примѣси діавольской лжи, не отравленной никакимъ компромиссомъ съ нею.
Съ этой точки зрѣнія, непріемлемы для христіанина всѣ эти призывы къ «миру» и «единенію», ибо они исходятъ отъ людей, посягающихъ на главное сокровище наше - чистую и непорочную истину свято-хранимаго нами ученія Христова и желающихъ подмѣннть ее ложью, которая отъ діавола. Замышляемое нынѣ врагами чистой Христовой истины «единеніе» это - не единеніе во Христѣ. Это то единеніе, которое стремится создать для себя желающій подчинить себѣ всѣхъ людей и основать на землѣ свое царство Антихристъ.
Все, что происходитъ теперь на верхахъ религіозной, государственной и общественной жизни людей, съ тѣхъ поръ, какъ повержена во прахъ наша Православная Россія, и есть не что иное, какъ напряженная работа по подготовкѣ слугами грядущаго Антихриста его будущаго царства.
Поэтому болѣе, чѣмъ когда-либо въ прошломъ, надлежитъ помнить каждому желающему быть истиннымъ христіаниномъ и до конца сохранить свою вѣрность Христу, увѣщаніе св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите: не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дніе лукави суть» (Ефес. 5, 15-16).
Кажется, всѣмъ разумнымъ людямъ должно быть понятно, что не можемъ мы, желая сохранить свою вѣрность Христу-Спасителю, подчиняться той церковной власти, которая поставлена богоборцами и которая является послушнымъ орудіемъ осуществленія ихъ адскихъ плановъ въ мірѣ. Не можемъ мы находиться въ какой бы то ни было зависимости и отъ всякой другой церковной власти за предѣлами нашей порабощенной Родины, которая признаетъ законнымъ это порабощеніе и имѣетъ молитвенное общеніе съ клевретами богоборцевъ въ лицѣ іерарховъ совѣтской церкви.
Мы не смѣемъ забывать, что анаѳема, провозглашенная Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная затѣмъ 28 января того же года всѣмъ Священнымъ Соборомъ Россійской Православной Церкви, съ тѣхъ поръ НИКѢМЪ НЕ БЫЛА ОТМѢНЕНА, и до сего времени тяготѣетъ надъ ней и надъ всѣми, кто ее признаетъ законной и кто такъ или иначе съ нею сотрудничаетъ или поддерживаетъ общеніе.
Только полное легкомысліе и крайняя безпринципность, да еще лукавое мудрованіе, коими такъ отличается нынѣшній вѣкъ, позволяютъ правителямъ современныхъ государствъ признавать законной эту подлинно-антихристову власть, а іерархамъ помѣстныхъ православныхъ церквей - ѣздить въ Москву, возлагать вѣнки на гробницы вождей воинствующаго атеизма и вступать въ каноническое и литургическое общеніе съ возглавителями той церкви, которая отдала себя въ услуженіе этой антихристовой власти.
Мы такой «высшей политики» не понимаемъ и не пріемлемъ, осуждая ее со всею силою нашего внутренняго убѣжденія, не допускающаго такихъ компромиссовъ, убѣжденія, основывающагося на словахъ св. Апостола Павла: «Чтó общаго у свѣта со тьмою? какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ?» (2 Кор. 6, 14-15).
Равнымъ образомъ, не можемъ мы питать никакого довѣрія и къ тѣмъ представителямъ православной церковной іерархіи, которые подъ благовиднымъ предлогомъ все того же пресловутаго «мира» и «единенія» вступаютъ въ учрежденія и организаціи, враждебно-настроенныя по отношенію къ истинному христіанству - Православію, или хотя бы имѣютъ близкое дружественное общеніе съ ними.
Рѣшительно отметаемъ мы всякое проявленіе духа «живоцерковничества» или «обновленчества», въ какой бы формѣ этотъ зловредный духъ ни проявлялся. Не можетъ быть у насъ ничего общаго ни съ «восточнымъ обрядомъ» ни съ «экуменизмомъ», ни съ какими бы то ни было тайными обществами и организаціями, сколь бы высокими лозунгами они ни прикрывались. Мы должны знать и помнить, что, по предреченію цѣлаго ряда Свв. Отцевъ, писавшихъ о послѣднихъ временахъ, Антихристъ явится въ образѣ величайшаго благотворителя и благодѣтеля человѣчества, ибо чѣмъ же иначе можно привлечь людей на свою сторону?
«Тѣмже изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь, и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся» (Исаіи 52, 11) - вотъ какимъ наставленіемъ св. пророка, приводимымъ во 2 посланіи св. Апостола Павла къ Коринѳянамъ (6, 17) надлежитъ постоянно руководиться православному христіанину, живущему въ современномъ мірѣ, такъ ярко отмѣченномъ печатью «Отступленія».
Неусыпно бодрствуя надъ собою, какъ бы самому не оказаться увлеченнымъ въ этотъ стремительный потокъ «Отступленія», современный христіанинъ долженъ крѣпко держаться той Церкви, которая не запятнала своихъ ризъ какимъ-либо общеніемъ со слугами грядущаго Антихриста.
Но, конечно, одной такой, чисто-формальной принадлежности къ истинной Церкви еще недостаточно. Необходимо стараться быть ЖИВЫМЪ, а не мертвымъ членомъ Церкви. Для этого нужно «ОЦЕРКОВИТЬ» свою личную и семейную жизнь: надо съ усердіемъ и неопустительно исполнять всѣ церковныя правила и установленія, обычаи и традиціи, надо всячески хранить нашъ исконный православный бытъ, не позволяя себѣ сливаться съ окружающей иновѣрной средой, поддаваясь ея вліянію.
Дѣтей своихъ надо съ самаго ранняго возраста обучать Закону Божію и русскому языку, воспитывая въ нихъ правильное религіозное и національное самосознаніе въ строго-православномъ русскомъ духѣ, путемъ соотвѣтствующихъ бесѣдъ съ ними дома, и непремѣнно посылая ихъ для прохожденія систематическаго курса Закона Божія, Русскаго Языка и Русской Исторіи.
Необходимо твердо помнить, что забвеніе русскаго языка и разрывъ вслѣдствіе того съ русской культурой, которая основана на св. Православіи, неизбѣжно ведетъ и къ отпаденію отъ Православной вѣры и Церкви. Одновременно надо тщательно беречь все наше молодое поколѣніе отъ того духовнаго растлѣнія, которому всюду подвергается теперь молодежь, благодаря морально-нездоровымъ развлеченіямъ и непристойнымъ безнравственнымъ увеселеніямъ въ видѣ неприличныхъ модныхъ танцевъ, кино, телевизіи и театровъ.
Надо крѣпко стоять за свою вѣру и ни въ чемъ не поддаваться той растлѣвающей душу средѣ, въ которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо «модернизировать» и «реформировать», какъ этого нерѣдко требуютъ теперь неразумные русскіе люди, совершенно не отдающіе себѣ отчета въ томъ, чего они хотятъ, а самимъ нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать къ церковнымъ правиламъ, установленіямъ и традиціямъ.
Сейчасъ ВРЕМЯ ИСПОВѢДНИЧЕСТВА - твердаго стоянія, если понадобится ДАЖЕ ДО СМЕРТИ, за свою Православную вѣру, подвергающуюся всюду явнымъ и тайнымъ нападкамъ, притѣсненіямъ и угнетеніямъ со стороны слугъ грядущаго Антихриста. А въ нашей св. вѣрѣ нѣтъ ничего малозначительнаго - все въ ней, до каждой кажущейся мелочи, имѣетъ свой смыслъ, свое значеніе, свою цѣнность. А потому ничѣмъ пренебрегать не слѣдуетъ и ни въ чемъ нельзя дѣлать никакихъ уступокъ или компромиссовъ.
Каждая уступка или компромиссъ въ вопросахъ вѣры и церковныхъ установленій ведетъ ко все большему и большему расшатыванію вѣковѣчныхъ устоевъ нашего св. Православія, постепенному отпаденію отъ него и къ переходу въ лагерь слугъ грядущаго Антихриста.
Этого послѣдняго и слѣдуетъ въ нашъ вѣкъ, исполненный лукавства, обмана и предательства, БОЛѢЕ ВСЕГО бояться.
Надо бояться также того, отъ чего такъ тщательно предостерегаетъ насъ устами Самого Христа-Спасителя Слово Божіе: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ и заботами житейскими и чтобы день тотъ не постигъ васъ внезапно» (Лук. 21, 34).
Вѣдь ничто такъ не способствуетъ губительной духовной слѣпотѣ, какъ обольщеніе земными благами, погоня за ними, погруженіе въ нихъ, услажденіе ими. Эта духовная слѣпота мѣшаетъ распознавать «знаменія временъ», чему учитъ насъ Самъ Христосъ-Спаситель, мѣшаетъ давать правильную оцѣнку всему происходящему нынѣ въ мірѣ - она помѣшаетъ узнать и самого Антихриста, когда онъ придетъ.
«Человѣчество, руководствующееся плотскимъ разумомъ», утверждаютъ свв. отцы: «не только не узнаетъ Антихриста, не увидитъ въ немъ коварнаго врага своего, но напротивъ, признаетъ его своимъ благодѣтелемъ и провозгласитъ его своимъ богомъ» (еп. Игнатій Брянчаниновъ).
Страшнѣе всего въ нынѣшней жизни даже не явное и ожесточенное богоборчество, которое многихъ отъ себя отталкиваетъ, а полный религіозный индифферентизмъ, забвеніе Бога и равнодушіе къ вѣрѣ и Церкви.
Слуги Антихриста болѣе всего стараются о томъ, чтобы совершенно вытѣснить Бога изъ жизни людей, дабы люди, довольные своимъ матеріальнымъ благополучіемъ, не чувствовали никакой потребности обращаться къ Богу въ молитвѣ, не вспоминали Бога, а жили такъ, какъ-будто Его вовсе нѣтъ. Поэтому весь укладъ нынѣшней жизни въ такъ называемыхъ «свободныхъ» странахъ, гдѣ нѣтъ открытаго кроваваго гоненія на вѣру, гдѣ признается за каждымъ право вѣровать такъ, «какъ онъ хочетъ» представляетъ собою еще большую опасность для души христіанина, ибо приковываетъ его всецѣло къ землѣ, заставляя забывать о небѣ.
Нужна ПРАВИЛЬНАЯ духовная жизнь по указніямъ Св. Православной Церкви, а для этого необходимо постоянное руководство Словомъ Божіимъ и твореніями Св. Отцевъ. Губительнѣе всего распространенная въ наше время привычка искать модныхъ учителей и слѣдовать во всемъ за такъ называемымъ «общественнымъ мнѣніемъ». Всѣ эти модные учители суть не что иное, какъ тѣ самые «лжехристы» и «лжепророки», отъ прельщенія которыхъ предостерегалъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. 24, 4-5 и 23-25).
А такъ называемое «общественное мнѣніе», черезъ прессу и иными способами, создаютъ все тѣ же слуги грядущаго Антихриста, которые пріобрѣли большую власть и умѣніе дѣйствовать на умы и сердца современныхъ людей.
Наконецъ, что самое важное, надо рѣшительно оставить свойственную большинству современныхъ людей плотскую грѣховную жизнь, легкомысленную и безпечную, и какъ можно чаще очищая свою душу искреннимъ покаяніемъ, всей душой стремиться къ соединенію со Христомъ въ величайшемъ христіанскомъ таинствѣ Причащенія.
Только такъ живущій православный христіанинъ сможетъ избѣжать сѣтей, хитроумно раскинутыхъ повсюду слугами грядущаго Антихриста. Только такой христіанинъ будетъ въ силахъ бороться за свою душу и за души близкихъ ему людей со все больше и больше надвигающимся на міръ царствомъ тьмы, готовымъ уже охватить все человѣчество. Въ этой борьбѣ опаснѣе всего нерѣшительность, колебанія и компромиссы. Самый незначительный компромиссъ можетъ осложнить и сдѣлать эту борьбу болѣе трудной, можетъ оказаться даже губительнымъ.
Это - борьба не на жизнь, а на смерть.
Преступно убаюкивать себя радужными надеждами на какой-то «прогрессъ» человѣчества, на какое-то лучшее будущее здѣсь на землѣ. Это вѣдь и есть главное обольщеніе слугъ Антихриста, чтобы отвлечь насъ отъ мыслей о небѣ. Господь ясно сказалъ, что не «прогрессъ» насъ ожидаетъ, а все большія и большія скорби и бѣдствія, вслѣдствіе «умноженія беззаконія» и «оскудѣнія любви», и что, когда Онъ придетъ, то едва ли найдетъ вѣру на землѣ (Лук. 18, 8). А слова Господа непреложны, какъ Онъ Самъ торжественно засвидѣтельствовалъ: «Небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя не мимоидутъ» (Матѳ. 24, 35).
О какомъ же «прогрессѣ» можно говорить?
Не о мнимомъ антихристовомъ прогрессѣ долженъ истинный христіанинъ помышлять въ наше время, а о томъ, какъ бы лучше приготовить себя къ срѣтенію Господа, грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ.
На это есть прямое повелѣніе Господа.
«Бодрствуйте... будьте готовы... (Матѳ. 24, 42 - 44) будьте подобны людямъ, ожидающимъ возвращенія господина своего съ брака... блаженъ рабъ тотъ, котораго господинъ его пришедъ найдетъ поступающимъ такъ» (Лук. 12, 40 - 43).
И наоборотъ: горькая участь ожидаетъ того, кто станетъ убаюкивать себя, говоря: «Не скоро придетъ господинъ мой» (Лук. 12, 45).
Духъ постояннаго ожиданія Второго Пришествія Христова это есть духъ первохристіанства, молитвенно взывавшаго ко Господу: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20). А противоположный сему духъ есть несомнѣнно духъ Антихриста, старающійся всячески отвлечь христіанъ отъ мысли о Второмъ Пришествіи Христовомъ и послѣдующемъ затѣмъ воздаяніи. Поддающіеся сему духу подвергаются опасности - не узнать Антихриста, когда онъ придетъ, и попасть въ его сѣти.
Именно это и есть самое страшное въ современномъ мірѣ, исполненномъ всевозможныхъ обольщеній и соблазновъ. Слуги Антихриста, какъ предупредилъ насъ Господь, будутъ стараться «прельстить, если возможно, и избранныхъ» (Матѳ. 24, 24).
Мысль объ этомъ, однако, отнюдь не должна насъ угнетать и подавлять, а наоборотъ - «восклонитеся», говоритъ объ этомъ Самъ Господь: «и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше» (Лук. 21, 28).
Сколь ни злы и страшны слуги грядущаго Антихриста, такъ тщательно подготовляющіе нынѣ его пришествіе, сколь ни страшенъ приходъ его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, но Господь нашъ сильнѣе ихъ всѣхъ, и главное для насъ это - до конца сохранить вѣрность Господу, Который, какъ мы хорошо это знаемъ, «убіетъ Антихриста духомъ устъ Своихъ и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего» (2 Солун. 2, 8).
За эту вѣрность свою Господу мы и должны бороться всѣми своими силами, хотя бы намъ пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни съ чѣмъ земнымъ несравнимая, награда ожидаетъ насъ за это. «Будь вѣренъ до смерти», говоритъ Самъ Господь: «и дамъ тебѣ вѣнецъ жизни» (Апокалипсисъ 2, 10).

Джорданвиль, Свято-Троицкiй монастырь, 1959.

мудрость, Апокалипсис, вера, Православие, душа, спасение, Россия, Истина

Previous post Next post
Up