трывок из книги проф. Д. Целенгидиса
(перевод с греческого)
...Далее я скажу нечто, что относится к личному свидетельству. Я на протяжении многих десятилетий был связан с о. Ефремом Катунакским (1912-27.02.1998), нравы и мышление которого хорошо известны. Также хорошо известно и что он обладал "духовным телевизором".
Что касается меня, то я часто к нему приходил с намерением задать некоторые достаточно конкретные вопросы, с некоторой достойной внимания серией вопросов. И когда я шел рядом с ним, еще не задав свой вопрос, он мне отвечал последовательно на эти вопросы, которые у меня были, и на моей лексике. Я говорю об этом как о своем опыте. Он не является чем-то новоявленным. Это случалось и со многими другими.
Итак, как-то тогда, еще будучи молодым профессором на Богословском факультете, а теперь уже прошло тридцать лет, я ему говорил следующее. Поскольку и на Богословском факультете, в особенности в Фессалониках, процветает атмосфера (ереси) экуменизма, то у меня были некоторые особенно проблематичные вопросы, поскольку я видел профессоров, уважаемых, которые являлись представителями (экуменизма). Конечно, и моя совесть и мои знания противились этому, но я захотел, оставляя позади свое научное положение, иметь благодатно-харизматческий ответ, что я делал по многим другим вопросам.
Итак, я спросил его, достаточно конкретно, может ли он мне сказать, чем на самом деле является экуменизм? Он ответил однозначно и без каких-либо затруднений: «Этот вопрос, дитя мое, мне был задан еще ранее даже тебя. Я, здесь наверху, нахожусь в течение сорока лет на скалах. Я забыл и мой греческий..., - и он завершил комментарием - но этот вопрос меня не занимал. Поэтому, поскольку необходимо мне на него ответить, поскольку мне задан вопрос и я по этому вопросу не имею мнения, я пошел в мою келью и сотворил молитву и просил Христа, чтобы Он меня известил о том, что такое экуменизм. Я получил ответ, каков следующий - что экуменизм имеет лукавый дух и получает власть от нечистых духов».
И я его спросил, как он смог поверить этому. Он мне ответил, что «после молитвы моя келья наполнилась невыносимой вонью, которая мне принесла удушье, я не мог дышать духовно». Я спросил его, было ли это чрезвычайное событие для него или же так ему отвечал Христос при аналогичных случаях. Он, уверяя меня, ответил, что «в таких случаях, которые переплетаются с магией, с нечистыми духами, это есть состояние (аналогичное), в которое меня он (экуменизм) вводит. Иногда дается и словесный ответ, но в данном случае, это был ответ, и я имею полную уверенность в том, что экуменизм не имеет Духа Святого, но нечистого духа».
То, о чем я говорю в данный момент, кто-то мог бы сказать об этом, вероятно, что это является впечатлением. Я вам об этом сообщаю, потому что это, за что я очень благодарен, мне сказано было персонально, но я увидел это и записанным благоговейным окружением Старца, которое предприняло издание книги о его личности, его духовности и его слов. Итак, в этом можно убедиться из этой книги, но я встречался и с другими достойными уважения богословами, которые удостаивались это слышать лично. Я не говорил об этом публично вплоть до нынешнего времени, но сделал это из-за причин, которые меня побуждают.
Несомненно, это сыграло решающую роль в моей позиции по отношению к экуменизму. Я, конечно же, как профессор, как ученый, имею нужду в каждом случае в том, чтобы исследовать вопрос на основании научных критериев и оценивать мои взгляды научно, и я это делаю на моих уроках шаг за шагом. Но я думаю, что это свидетельство имеет важное значение, потому оно делается благодатно-харизматическим способом человеком, который не знает ничего об это проблеме, он не читал, не слышал, но имеет непосредственно свой духовный опыт. Я думаю, что они в данном случае говорят о том же.
Афонский старец Ефрем Катунакский