В России, да и во всем мире, много и уже долго говорят и пишут о том, что телевидение манипулирует сознанием человека. Чтобы эта истина не приедалась, не звучала дежурной риторикой и не утрачивала своей актуальности, полезно иногда ее расшифровывать. А как, собственно, происходит манипулирование и в чем его вред?
You can watch this video on www.livejournal.com
Типичный утренний эфир, плавно переходящий в дневной. Кухня с роскошной
современной мебелью и посудой. («Кулинарный поединок» и «Едим дома!» по НТВ, «Домашние блюда с Джейми Оливером» или «Домашняя кухня» по «Домашнему», «Смак» по Первому и пр.) Стерильность, как в операционной. Пара-тройка звездных персон, облаченных то ли в поварские пышные колпаки, то ли в элегантные фартуки. Первое - маскарад ресторанной кухни из рекламы или дворцовой королевской кухни из сказок. Второе - маскарад мифического домашнего хозяйства, которое уже полвека назад отказалось от фартука, и не из-за неряшливости, а из-за упрощения домашней кулинарии и ускорения ритма жизни. Некогда торжественно переодеваться для занятий бытом.
Или - студия, улыбчивые ведущие, увлеченные зрители, заходящиеся от восторга при выслушивании очередного рецепта крема, скраба или другого снадобья для улучшения внешности и восстановления сил организма. Тут же - некий симбиоз кухонно-барной стойки и ресепшена какой-нибудь крутой клиники. Мисочки, лопаточки, дощечки, плошечки-ложечки и ингредиенты.
Или - мастерская с одним-единственным дяденькой-ведущим, болтающим без умолку, произносящим разные забавные словечки с умильно-шутливыми интонациями и показывающим, как сделать самим какой-нибудь эксклюзив вроде двусторонней рамочки для фотографий домашних питомцев. Кисточки, краски, клей лак, золотая бумага, ножницы и прочие инструменты. (вспоминаем «Декоративные страсти» по «Домашнему»)
Дистанционный детский садик для взрослых
Вам все это ничего не напоминает? Я бы сказала, это дистанционный детский садик для взрослых. Надо же их чем-то занять, если они почему-либо не на работе и без присмотра. Складывается образ фантомного быта и фантомного «детского» творчества, только придаются ему взрослые люди.
Здесь все в игровой форме, с танцами, песнями и прибауточками. Зрителей учат готовить, фантазировать и делать поделки. Притом реальные полезные и осуществимые рецепты идут в перемешку с рекомендациями, мягко говоря, трудно выполнимыми, громоздкими и весьма необязательными. ТВ показывает, как превратить обычную небольшую комнату малогабаритной квартиры в дворцовый покой. ТВ не допускает возможности вопроса - а надо ли этим заниматься?
Рецепты ТВ существуют совсем не для воплощения, а для заполнения резервуаров мышления. Пока зритель будет обживать виртуальную обыденность, он растратит свою энергию неудовлетворенности реальным бытом или невостребованную творческую энергию.
Зритель получил необходимую дозу красивой и уютной жизни. Его убедили в том, что все возможно в домашних условиях, что и ресторан, и косметический салон, и студию декора он может создать сам. И это очень увлекательно, особенно в эпоху разделения труда, нанотехнологий и мегаполисов. Зритель виртуально надегустируется экзотических блюд, виртуально наприобретается красивых вещей и виртуально себя полечит. И не будет крушить витрины дорогих магазинов и ресторанов, не выйдет протестовать против разгула коммерческой медицины.
Телевидение берет на себя функции не только социального громоотвода, но и поучения. Тональность общения с людьми варьируется. В одних программах с участниками и потенциальными зрителями обращаются как с дошкольниками, в других - как с нерадивыми школьниками. Сидят две телевизионные дамы и наблюдают, как третья - гость программы - выбирает себе новую одежду. («Снимите это немедленно!» на СТС) Обе дамы ее обсуждают, критикуют, наконец решают, что «настала пора вмешаться» и прерывают шоппинг. Теперь они объяснят незадачливой женщине, какая одежда ей идет, а какая нет, и что ей следует покупать на самом деле.
Или - происходит прямо-таки судилище женщины, которая никак не научится красиво одеваться, эффектно укладывать волосы и сексапильно красить лицо. («Модный приговор» на Первом.) На эту несчастную обрушивается сразу много телевизионных дам. Они объясняют ей все про личную жизнь, профессию, деньги, время и имидж. Поступают как добрые завучи и директора, прорабатывающие двоечницу, тихую и не безнадежную.
В таких программах телевидение позиционирует человека как слабого и плохо ориентирующегося в современности, в вещах и людях, - то есть, глубоко несамостоятельного, незрелого индивида, нуждающегося в дистанционном управлении. Себя же ТВ подает как законодателя мод, вкусов, стилистик поведения и ценностных ориентиров.
Конечно, не все попадаются на эту удочку. Но не переводятся люди, добровольно готовые с телевидением «сотрудничать» в качестве глины для моделирования, в качестве объекта для строгого суда и даже иронии. Не переводится и аудитория тех, кому очень интересно поглазеть, как телевидение будет выдавать кого-то замуж или женить по своему усмотрению («Давай поженимся!», Первый канал), как людям будут объяснять, в чем сложности их личной жизни и как от них избавляться («Пусть говорят!»на Первом, «Понять.Простить» на «Домашнем»).
Телевидение активирует в людях комплексы инфантильного сознания и стимулирует их развитие. Нас убеждают, что быть инфантилом - это круто и модно.
Но кто сказал, что сознание широких масс - это обязательно массовое сознание в том понимание, какое сложилось в гуманитарной науке к сегодняшнему дню? Сознание широких масс, то есть населения страны, может быть разным. Может колебаться степень ориентации людей на самостоятельное осмысление реальности и на выработку самостоятельной позиции в ней.
Современное российское ТВ стремится к инфантилизации сознания российского населения. Такое инфантильное население легко управляемо. После того, как исчезла фигура Вождя, ушли в прошлое советская идеология, патриархальные ценности и многие привычные представления о мире, телевидение взяло на себя роль Старшего, Авторитета. Телевидение претендует на то, чтобы являться Ведущим и вести человека по жизни, крепко держа на своем дистанционном виртуальном поводке.
Специфика этого поводка в том, что он действует опосредованно и для многих незаметно. И вот уже человек всерьез полагает, что жевательная резинка существует для борьбы с кариесом, а шоколад полезен тем, что в нем много молока. И вот уже появляются не только простые смертные без медицинского образования, но иврачи, которые выписывают лекарства, руководствуясь рекламой, и вообще не знают других препаратов кроме тех, которые мелькают на телеэкране. И вот уже формируются целые слои населения, которые не видят ничего странного, дикого и оскорбительного в публичных обсуждениях своей личной и интимной жизни ради всеобщего развлечения.
Инфантильное сознание - это сознание, не склонное обсуждать правила игры, принимающее их некритично. Более всего такое сознание боится из игры выпасть, оказаться выбывшим. Ради участия в игре инфантильный человек готов на все.
С таким инфантилизированным существом можно делать все, что угодно. Ему можно завтра как дважды два объяснить, что пришло время отменить Конституцию и отказаться от демократических институтов, без которых жить, наконец, станет в кайф.. Можно приучить к мысли о том, что общественные институты (каким является и ТВ) имеют право внедряться в приватную жизнь индивида, более того, это внедрение не только легитимно, но престижно и почетно. Не реальные достойные дела в реальной жизни повышают статус личности, а мелькание в телевизоре.
Пока ты не попал на телеэкран, тебя как будто и нет вовсе. А попал - в любом, даже самом неприглядном виде, - и прославился. После такой «рекламы» тотальной и безответственной публичности можно хоть завтра объявить, что вводится обязательное прослушивание и видеосъемка частных жилищ, - и не многие сообразят, что надо протестовать.
Инфантилизированному существу можно сначала долго вбивать мысль о том, что самое главное - это роскошь и деньги. А потом можно резко развернуться и убедить его в том, что понижение жизненного уровня тоже имеет свои прелести. «Отдыхаем дома, как в баре», - с наигрышем призывает реклама пива, приглашая радоваться необходимости экономить в кризисное время.
Инфантила можно в куче программ убеждать в том, что надо быть крутым плейбоем или сногсшибательной красоткой, чтобы иметь неограниченные возможности интимных связей. А в рекламных паузах - уговаривать, что шоколадка лучше любой любви, потому что шоколадка всегда продается в магазине и легко тает во рту, то есть является гарантированным удовольствием.
Инфантилизированному человеку будет важно не только вести себя, но думать и чувствовать так, чтобы телевидение его могло виртуально похвалить и поставить кому-нибудь в пример. Инфантил - не значит интеллектуально неполноценный человек. Инфантил может быть и руководителем, и отцом семейства. Но даже свои лидерские качества он будет развивать по образу и подобию лидерства телевидения. Инфантил будет не только думать, но и переживать ровно в тех границах, которое ему очерчивает ТВ. Инфантил может требовать, чтобы его подчиненные и зависимые от него люди думали и чувствовали так, как хочет и диктует он сам.
Одним словом, ТВ приучает человека принимать как нечто естественное и правомерное манипуляцию своими мыслями и чувствами, видением себя самого и мира. Потому что телевидение уже большое, а телезритель - всегда еще маленький.