Нетленная красота святых жен и обольщение современности

Jan 18, 2017 21:54


Мы решаемся прикоснуться к величайшей тайне мироздания - тайне женщины. Мы попытаемся говорить о сути ее Божественного призвания. Этой теме гораздо больше соответствует не разговор, а молчание. Ведь сущность женщины вообще связана с глубокой таинственной тишиной. «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», - так апостол Петр определил эту сущность (1 Петр. 3,4).

Великой благодатной тишиной и кротостью исполнен образ Богоматери. Писание свидетельствует о Ее изумительной молчаливости. Но Ее молчаливое кроткое присутствие ощущается в каждой строке писания. Оно чувствуется и в глубине нашей каждодневной жизни. Именно ей было дано принять Слово Божие и дать Ему Плоть. И Превечное Слово, воплотившись, не нарушило Ее пречистой тайны.

Итак, Божия Матерь свидетельствует о неразрывной взаимосвязи женственного таинственного и кроткого молчания и мужественного богооткровенного Слова. Слово рождается из тишины.

Женщина и мир

Современный мир направлен против тишины и тайны. Он не выносит тишину и пытается представить дело так, будто тайны вовсе нет. Шумами он стремится заполнить свою пустоту, а отрицанием тайны оправдать свою пошлость.

Все это имеет прямое отношение к женщине. Осквернен храм женского тела - он остался без покрова смирения, скромности и стыдливости и потерял благодать. Святая святых этого храма - душа, ее таинственная глубина вывернута наружу, препарирована и унижена психоанализом. Современный мир низок. Русский философ Б. Вышеславцев отмечал, что два главных соблазнителя ХХ века - Маркс и Фрейд - при всем своем различии схожи тем, что в своих взглядах осуществили «сублимацию на понижение»: первый - жизнь общества, в том числе высшие ее проявления, объяснял процессами в нижней, материальной сфере, в производственном базисе; второй - высшие проявления человеческого духа, творчества, культуры низводил к половым комплексам...

Темная тайна - тайна извращенного духа и плоти пришла на место тайны светлой, Божественной. Все началось с того, что с древа познания был сорван запретный плод, а кончается тем, что для падшего человеческого ума не осталось заповедных зон. Самые глубокие интимные отношения мужчины и женщины выставлены на всеобщее обозрение, отданы на продажу. То, что должно быть сокрыто, открыто максимально. Это не откровение, а именно позорище и кощунство. В глобальном масштабе повторяется хамов грех.


«Светильник тела есть око». Современный мир смотрит на женщину нечистыми глазами и не способен увидеть ее глубинной сути.



А, между тем, эта суть связана с тайной Божественного творения. Ведь женщина - венец творения, и потому именно в ней сосредоточена вся красота и тайна его живой гармонии.

Последнее имя, которое было найдено Адамом по Божьему повелению, было имя его жены: Ева = жизнь.

Современная цивилизация смертоносна, и потому она направлена против женщины. Сегодня уже все осознают масштабы и близость экологической катастрофы. Женщина беззащитно выставлена обществом под главную ударную силу волны «технологического прогресса».

Нельзя утверждать, однако, что женщина - лишь жертва. Она несет огромную меру ответственности и за себя, и за живое творение, поскольку, как это ни прискорбно, во многом предала свою суть. Ни одно живое существо, кроме женщины, не истребляет своего потомства. Женщина-детоубийца, Ева - носительница смерти... Поистине, мы живем в перевернутом мире. Если приближается антихрист, если существует антимир, то, по-видимому, должна сформироваться и антиженщина. Недавно в прессе промелькнуло такое точное выражение: «жены-злобоносицы». Это - итог, а где первопричина, где корни?

Как всегда, корень зла - в его первоисточнике. Люцифер носил такое имя потому, что был «сыном света», но из-за гордыни своей превратился в князя тьмы. С тех пор этот величайший завистник стремится «поменять знаки», перевернуть наизнанку все, что есть в мироздании. Вот отчего, наверное, он приступил прежде к Еве - дабы она из той, чье имя «жизнь», превратилась в виновницу смерти.

Однако, его победа была временной. По обетованию, «семя жены сотрет главу змия». Через Богоматерь произошло восстановление истинной изначальной сути женщины, во всей полноте было явлено ее Божественное предназначение. Оно предстало в новом, высшем качестве: если наша прородительница Ева давала своему потомству жизнь плотскую, биологическую, то Новая Ева в лице Богородицы, не отменив, а утвердив подвиг материнства, в то же время положила начало духовному рождению нового человечества (или Богочеловечества) в жизнь вечную.

С этого момента каждая из нас оказалась перед очень ответственным выбором: или идти вслед за Богоматерью, становясь помощницей в спасении мира и человека, или, следуя за апокалиптической блудницей, вести к погибели... Есть первый, узкий, и второй, широкий, путь. Третьего не дано. Главные ориентиры узкого пути находим мы в житиях святых жен.


О мужественных женах и милосердных мужах

История Церкви свидетельствует, что во все времена от женщины-христианки требовалось незаурядное мужество веры. «Кто нас отлучит от любви Божией: скорби, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8,35).

Действительно, призывая женщину к духовному подвигу наравне с мужчиной, Господь не делает для нее никаких послаблений. Напротив, наш современный мир, с его гуманистической ересью, лукаво «жалеет» женщину, потворствуя ее похотям и прихотям. За такой «жалостью» скрыто глубочайшее презрение к ней и равнодушие к ее судьбе, а в конечном счете - жестокость.

Жестокость состоит в том, что своими «послаблениями» мир губит женщину и незаметно для нее делает ее орудием всеобщей духовной погибели. Христос и Его Церковь относятся к женщине со строгой взыскательностью. Только такое отношение спасительно для нее и возводит ее на небывалую духовную высоту.

В сонме святых Церкви Христовой есть преподобные, равноапостольные, блаженные, праведные - и мужи, и жены - без предпочтения тех или других или возвышения одних над другими. Есть мученики и мученицы...

Мужество христианских мучениц и подвижниц, укрепляемых Христом, поистине беспримерно. Святую великомученицу Варвару, например, били воловьими жилами, строгали ее тело железными крючьями и опаляли горящими свечами, а под конец ее били тяжелым молотом по голове и родной отец казнил ее... Частица ее мощей была одной из первых святынь, которой поклонялась новокрещенная Русь. Ведала ли тогда наша родина, какой мученический путь у нее впереди?

Ведала ли, что на исходе ХХ века в конце списка канонизированных русских святых, пострадавших за веру Христову, появится имя еще одной св. Варвары - новомученицы, келейницы св. Великой княгини Елизаветы Федоровны? Вместе со своей духовной наставницей св. Варвара прошла крестный путь до конца. Вместе с нею и другими членами императорского дома была сброшена в шахту старого рудника в Алапаевске. Из глубины шахты некоторое время слышалось пение Херувимской. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, Великая княгиня из лоскутов своей одежды делала бинты и перевязывала раны пострадавшим с нею.

Когда нашли нетленные тела новомучениц, их пальцы оказались сложенными для крестного знамения. В 1921 году святые останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма св. Марии Магдалины. Затем, в мае 1982 г., в праздник святых Жен Мироносиц, их перенесли в самый храм. Так встретились подвижницы первого и одиннадцатого часа христианской веры. Разделенные во времени, они едины в духе. Ибо возлюбили много...

Подобных примеров мужества и мудрости женщин-христианок можно привести еще множество. Ограничусь тем, что напомню об очень значимых словах, сказанных некогда святой мученицей Евгенией. Она тайно подвизалась в мужском монастыре, впоследствии по необходимости открылась отцу и народу и возвестила им: «Такова сила святого имени Христова, что ею и слабые жены не уступают в твердости сильным мужам, и не полагается различия между людьми, кроме степени веры. Все мы одного духовного естества во Христе Иисусе, перед Которым не полагается различия между мужами и женами, как свидетельствует учитель христианский Павел...».

Очевидно, святая имела в виду известные слова апостола из послания к Галатам: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл. 3,28). Это значит, что мы, мужи и жены, братья и сестры, едины во Христе и равны в духовном призвании. А это и есть единственное истинное равенство. Оно глубоко отличается от того, за которое сражаются «эмансипэ» и феминистки последних времен.

Заповеди блаженства обращены ко всем. Блаженны плачущие, кроткие, милостивые... Разве это относится только к женам? Нет, и к мужам. С другой стороны: блаженны алчущие и жаждущие правды, гонимые за имя Христово... Женщины наряду с мужчинами призваны к правдоискательству и твердому перенесению гонений и скорбей. Женщина, изнеженная и немудрая, теряет в своей женственности. Мужчина, лишенный кротости и милосердия, язычески жесток...

Но могут возразить, что в современном мире можно встретить довольно много женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Однако это совсем не то, что имеется в виду. Это еще один знак перевернутого мира. Изнеженный, избалованный, капризный и безвольный мужчина - карикатура на женщину в ее неистинном, падшем состоянии. А грубая, резкая, честолюбивая, рациональная женщина - пародия на худшие качества современного мужчины.

Мужчина с такими качествами производит отталкивающее впечатление - женщина безобразна вдвойне и втройне.

Было вавилонское смешение языков - ныне происходит вавилонское смешение полов, которые при этом перестали понимать друг друга и пребывают во взаимной вражде. Эта вражда безрассудна и пагубна. Дьявол приступил к Еве, когда она была одна. Извечный метод нашего извечного врага - разделять и властвовать.

Так происходит в падшем мире. Но во Христе мы едины. Только во Христе обретаем мы утраченную гармонию отношений. Только во Христе находит каждый из нас утраченную полноту своей человечности. Спастись, войти в Царство Божие мы можем только вместе.

«Не Премудрость ли взывает?..»

В Древней Руси было много премудрых жен: святая благоверная княгиня Ольга, преподобная Анна Новгородская, преподобные Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Московская, уже упоминавшаяся Евфросиния Суздальская, святые Иулиания Вяземская и Иулиания Лазаревская, святая благоверная княгиня Евфросиния (в миру Феврония)...


Как правило, они были широко образованы, успешно занимались государственными делами, имели высокий авторитет в обществе. К ним обращались в самых сложных вопросах и обстоятельствах за мудрым советом, за молитвенной и действенной помощью. Все это никак не укладывается в рамки иных «благочестивых» представлений о женщине.

Но, конечно, те качества, которые отличали святых жен Древней Руси - достоинство и свобода, гармоническое сочетание добродетелей и талантов, масштабность характеров и дел - были лишь следствием огромной работы духа. В этом смысле неважно, где проходили святые жены свое поприще - на вершинах власти или в пустынном уединении и безвестности. Их образы сияют из глубины времен нетленной красотой...

Некоторые из них сразу избрали иноческий путь, другие прежде состояли в браке, но все они сделали в своей жизни окончательный выбор: всецелая самоотдача Христу, непрестанная молитва, духовное восхождение к неизреченному свету и совершенной радости. Не случайно столь многие из них получили в монашестве имя Евфросиния - «радостная мудрость». Это имя выражает самую суть православного подвижничества.

Радуется женщина, нашедшая утерянную драхму. Безмерно радуется душа, после долгих поисков нашедшая в своей глубине образ Божий, образ «умной красоты». Премудрые русские жены уходили в тесноту молитвенного трезвения, в могильную пещеру покаянного плача, чтобы, подобно женам-мироносицам, обрести во внутреннем опыте Воскресшего Христа.

Поскольку мы употребили такое сравнение, важно было бы понять: что это значит - быть мироносицей? Что такое «миро» на языке духовных реалий?

Жены-мироносицы несли миро не только в сосудах, но и в сердце. Сердце каждой из них источало обильное миро любви, и плача, и радости. К погребальной пещере Христа и к свету Воскресения их вел Сам Дух Любви, Дух Утешитель.

В таинстве Крещения совершается миропомазание со словами: «Печать дара Духа Святаго». Мироточат иконы. Тела святых источают благовонное миро. Из ран святой мученицы Татианы, например, истекало молоко, благоухая запахом мира. Мироточение - знак присутствия Духа Святаго.

Одна из последних притчей Христа посвящена десяти девам - мудрым и неразумным. Разница между ними - в имении или неимении масла для того. Чтобы зажечь светильники к приходу Жениха. Какое «масло» подразумевается здесь? Думается, это масло сродни тому, которое несли в своих сердцах мироносицы. Маслом умягчают раны, в то же время от него зажигается огонь - тот самый очистительный и преобразующий огонь души, который имеют в виду святые отцы, когда говорят об Иисусовой молитве. Масло означает определенное сердечное состояние, которое источает любовь и связано с непрестанным молитвенным деланием. Поэтому Господь и призывает нас в этой премудрой притче к постоянному бодрствованию. Бодрствованию в молитве... Святые русские жены показали нам высочайшие примеры и обильные духовные плоды такого непрестанного внутреннего труда. Но возможно ли заниматься им в современных условиях?

Как утверждают авторитетные православные святители. Старцы, наставники последних времен - и возможно, и необходимо. Только под опытным духовным руководством. Ведь надо нам постараться к приходу Жениха оказаться в числе мудрых, а не «юродивых» дев. Кстати, Oможно заметить, что в словах апостола Петра, обращенных к женщине, указаны основные условия правильного устроения души для творения молитвы Иисусовой. Для нее необходим «сокровенный сердца человек» - погружение ума в сердце, необходим «кроткий и молчаливый дух», то есть покаянное состояние и полное отсечение помыслов. Только на этих путях можно стяжать, как утверждают святые отцы, «нетленную красоту», фаворский свет преображенной личности...

Это тот самый свет, который некогда осиял в зимнем Саровском лесу преподобного старца Серафима. Как известно, старец беседовал в тот момент со своим духовным сыном, помещиком Николаем Мотовиловым. Он говорил о стяжании Духа Святаго как главной цели христианской жизни. И он дал возможность своему собеседнику пережить в непосредственном опыте, какой свет и теплота, и несказанная радость, и мир, и любовь охватывают человека, когда нисходит в его сердце Дух Святой.

Выбор красоты

Главные православные храмы в Византии, Болгарии, на Руси посвящены Софии-Премудрости. Известно, что святая Ольга строила храм святой Софии в Киеве, преподобная Анна Новгородская участвовала в закладке и строительстве храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Евфросиния Полоцкая надолго затворилась в келье Полоцкого Софийского собора, подражая уединенному молитвенному житию Девы Марии при Соломоновой Святая Святых.

Почему же образ Премудрости оказался в центре православного «умозрения в камне»? Почему он так привлекал к себе православную мысль и православное сердце?

Божественным Словом-Премудростью созидалась Церковь: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу»... (Притч. 9,1-3). Она взывает к грешным сынам человеческим: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, идите путем разума» (Притч. 9,5). Семь столбов предвозвращают семь церковных таинств. Трапеза Премудрости - это Евхаристия.

Таким образом, Церковь, основанная Спасителем - это Его Дом, Дом Софии-Премудрости. Главные храмы было естественно называть этим святым именем.

Премудрость-художница была незримой участницей и руководительницей в храмостроительстве и литургическом творчестве - вот почему православные храмы и службы исполнены такой небесной красоты. В свое время эта красота поразила посланцев киевского князя Владимира в Византии. Как мы знаем, она-то и решила вопрос о выборе веры.

Когда Достоевский писал, что красота спасет мир, он имел в виду, наверное, именно такую Красоту. Во всяком случае, мы можем утверждать, что немногим более тысячи лет назад Красота спасла Россию.

Красота оказалась неразрывно связанной с Истиной (истинной, «правой» верой, истинным Богопочитанием) и Добром. Русское «Добротолюбие» - это калька с греческого слова «Филокалия», которое означает «любовь к красоте». В «Добротолюбии» собрана, сосредоточена святоотеческая мудрость Восточной церкви, которая вела по спасительной стезе не одно поколение русских людей.


Итак. С Софией-Премудростью Божией связана наша глубочайшая, «коренная» религиозная интуиция. В начале ХХ века этот корень дал, казалось бы, новые побеги - имеется в виду так называемое «софианство». Трудно сказать о нем в двух словах. Но суть проблемы, как представляется, в том, что была сделана попытка отделить премудрость Божию от Бога и отдать ее миру (или «душе мира»).

Это напоминает своевольное присвоение плодов дерева познания и может иметь результатом только падение. «Эмансипированная» от Творца и отданная творению премудрость оборачивается мудростью века сего. Здесь происходит тонкое проникновение язычества. Наш век - это век новой мощной волны наступления неоязычества на христианство. Нам нельзя недооценивать этой опасности.

Женщина-христианка тоже находится под сильным давлением неоязыческой реакции и может стать ее пленницей даже незаметно для себя - прежде всего тогда, когда она присваивает себе красоту и тайну, когда самоутверждается и идолопоклонствует самой себе.

Софианская идея «вечной женственности» в этом смысле - один из соблазнов женской души и души России. Есть и другие - в них тоже обнаруживаются языческие корни. Например, бердяевская идея о том, что «женственное начало» России, содержательное, но пассивное и аморфное, нуждается в формирующей творческой активности Запада. Сегодня эта идея в разных ее вариациях продолжает привлекать не только демократов-западников, но и вроде бы патриотически настроенные круги, которые увлечены нордическим культом силы и мужества и надеются обручить Третий Рим (Москву) и Третий Рейх.

Однако воспользуемся опытом наших предков - попытаемся проверить истинность красотой. В связи с размышлениями о наступлении язычества на христианство в последние времена мне почему-то часто вспоминаются картины одного художника, известного в 1970-80-хх годах и безвременно погибшего. Свои картины он подписывал выразительным псевдонимом «Великоросс». Он исповедовал себя сыном Великой России, но при этом его увлекала героическая вагнеровская тема, воинственный германский дух, мистическая почва Индии, хранящая следы древних ариев...

Он словно предугадал, что Россию попытаются повернуть на этот путь. Он был очень талантлив, и многие из заветных своих идей сумел передать в запоминающихся зримых образах. Вглядимся в них... На его полотнах - Россия, и одновременно вроде бы уже не Россия. Прекрасные пейзажи, но неба нет. Прекрасные славянские лица, но во взглядах - холодная сталь. Вот женщина дивной красоты ждет кого-то у окна. Лицо освящено свечей, но это только внешний свет. Внутреннего света нет. Вот «Человек с филином». Здесь все насыщено премудрой ведонической символикой, но поражает хищный профиль, хмурый взгляд из-под косматых бровей, огромный воротник из звериной шкуры...


мудрость, Бог, скромность, целомудрие, красота, женщина, православие, смирение

Previous post Next post
Up