Если святые отцы древности оттачивали догматические формулировки для отсечения ересей от Православия, как окончательно засохшие ветви, и если на униатских соборах (Лионский, Ферраро-Флорентийский, Брестский) все вопросы так или иначе упирались и, в конечном счете, разбивались о догматику, то современные экуменисты и синкретисты, проведя соответствующую «работу над ошибками», пошли гораздо дальше и совершенно иным путем. Сейчас для современных либералов от богословия догматические вопросы отходят на второй, а то и на третий план.
Догматика для них уже не представляется тем камнем преткновения. Причем тут догматика? - заявляют они. Главное - это любовь! Ясно, что это никакая не любовь, а ее лукавый суррогат, так как истинная Любовь не совместима с ложью. Все мировые религии в их понимании представляются, как разные формы и традиции служения Единому Богу. Бог-то один, - заявляют они, - просто исторически сложились разные формы поклонения, вот и все. Надо с этим смириться, и не нужно из-за этого разделяться. Однако, что это за единый «Бог», будем разбираться.
Спектр разброса мировых религий огромный: от Православия, католицизма, разных деноминаций протестантизма, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма, синтоизма и до крайне откровенных и изуверских сатанинских культов.
Где провести границу допустимости? На Православии? На Православии и католицизме? На «всем христианстве»? На всех «авраамических религиях»? На всех исторически признанных мировых религиях? На всех, кроме откровенных сатанистов? Или вообще на всех, включая сатанистов и атеистов (так как те не верят в Бога, но верят, например, в судьбу, в приметы или в гороскопы, - совершенно безрелигиозных людей просто не существует)?
Вот здесь-то и заключается самая главная для них проблема! Так как четкую границу провести практически невозможно. Все имеют право на существование и на свою форму и традицию вероисповедания? Вот и получается, что абсолютно все религии - это лишь разные формы служения единому «Богу». В 19 веке такую концепцию - о едином Боге и разных путях к нему - выдвинул индусский религиозный философ Парамахамса Рамакришна. Итак, один и тот же «Бог» получается, в таком случае, выступает иногда как Добрый Бог, а иногда как Злой.
Как две стороны одной медали. Религиозное служение (поклонение) в таком случае происходит некоему Бого-диаволу. Что же это, как не теософия, утверждающая онтологию в мире в равной степени как добра, так и зла?! И что добро вообще не может существовать без зла, как свет не может быть без тьмы. Так как добро проявляется именно в сравнении со злом и на фоне самого зла. Зло - становится необходимым условием существования добра. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей, таким образом, становится превалирующим над природой самого Божества.
Для православного человека становится вполне очевидным, что субъектом их религиозного поклонения (некое существо - Бого-диавол) является тот самый Денница-сатана, спадший с небес ангел, по гордыне возомнивший себя равным Богу. Вот в чем заключается самая суть современного экуменизма и синкретизма. Понятно, что у нас - православных - с ними совершенно разные религии, разные боги, разная духовность. Хотя по попущению Божию до времени мы можем находиться с ними в одной Церкви. Но у нас с ними ничего общего нет и быть не может.
Надо быть крайне внимательным в наше непростое время, всегда держать ухо востро, не доверяться красивой демагогии, но все услышанное сравнивать со святыми отцами Церкви, которые единственные являются эталоном истинного православного вероисповедания и богопочитания. Предупрежден - значит вооружен, не надо никогда этого забывать!
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными». (Деян.20:29-32).
Михаил Яблоков, подполковник запаса