Кто виноват в «экспорте» уникальных произведений искусства?
Не успело Министерство культуры оправиться от одного скандала (напомним, что заместитель Владимира Мединского Григорий Пирумов сейчас в СИЗО «Лефортово» по обвинению в коррупции во время реставрации), как над ним нависла новая угроза. Следственный комитет и Генпрокуратура РФ занялись расследованием фактов незаконного вывоза за рубеж картин, икон, доспехов и прочих культурных ценностей.
Часть раритетов бесследно исчезла, другая была продана на аукционе «Сотбис» по баснословным ценам (в сто раз выше, чем оценивали эксперты Минкультуры РФ).
Некоторые пропавшие на просторах Европы экспонаты и вовсе оказались бесценными, и само перемещение их за пределы России по закону было попросту невозможно.
В каждом случае разрешение Минкульта на вывоз раритетов давалось, а оценивались они одними и
теми же сертифицированными экспертами.
«Самое культурное ведомство страны», судя по всему, очень некультурно вводило в заблуждение правоохранительные органы. А его специалисты, которые должны контролировать ввоз-вывоз раритетов, сами привлекались к суду по делу о… контрабанде!
Что творится в недрах Минкульта, почему за ценности россиян отвечают люди с сомнительным прошлым и запятнанной биографией, куда вывозят историческое достояние России - в нашем расследовании.
Картины для Сотбис
«Необоснованно оформлено разрешение на вывоз культурных ценностей на физических лиц - работников МКСХ, не являющихся собственниками картин, для их личного пользования, что повлекло незаконное перемещение произведений искусства через границу и продажу на аукционе Sothebys в Великобритании».
Это цитата из официального письма-представления первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана на имя министра культуры РФ Владимира Мединского. Датировано 21 марта 2016 года.
А вот коротко суть истории. Ее главные действующие лица - работники «Международной конфедерации союза художников». Некоторых из этих сотрудников (в их числе, к примеру, названные в прокурорских документах г.г. Фаткулин и Ахунова) с 2014 года повадились вывозить из России картины и продавать их за границей. Причем за сумасшедшие деньги. На всемирно известных аукционах типа «Сотбис» эти картины уходили по нескольку миллионов фунтов стерлингов за каждую.
Как об этом стало известно органам - пока секрет. Но прокуратура провела серьезную проверку - и разразился скандал. Прокуроры указали, что, во-первых, произведения искусства этим людям не принадлежали никогда, и, соответственно, распоряжаться они ими не имели никакого права. Во-вторых, управление Минкульта по ЦФО не имело никакого права давать им разрешение на вывоз этих художественных работ.
Так как же это могло произойти?
Во многих разрешительных документах есть заключение эксперта по культурным ценностям, сотрудницы Третьяковской галереи Татьяны Ермаковой. В прокуратуре пояснили, что она зачастую определяла возможность вывоза того или иного произведения по времени его создания (если ему меньше 100 лет - давала «добро»). Т.е. без оценки культурной, художественной ценности. Иногда госпожа Ермакова не указывала даже название произведения и время его создания. Обязательное в таких случаях фото не прикладывалось. А еще при оценке произведения занижалась их стоимость. Только один пример: картина «Над снегами» художника Георгия Нисского, оцененная в России в 800 тысяч рублей, ушла на аукционе за 1,4 миллиона фунтов стерлингов.
СПРАВКА «МК»:
В мае прошлого года в Третьяковской галерее в кабинете Ермаковой прошли обыски по уголовному делу о контрабанде культурных ценностей. Главный фигурант дела - коллекционер, директор арт-галереи «Кремль» Сергей Степанов, по версии следствия, хотел вывезти из России 4 картины стоимостью около двух миллионов рублей. Экспертом Министерства культуры Ермаковой они были оценены в 180 тыс. рублей... Степанов недавно был осужден, получил 3,5 года условно.
По результатам проверки Генеральная прокуратура сделала вывод (цитирую): «Отсутствие контроля со стороны Минкульта России создает условия для незаконного вывоза культурных ценностей за границу, злоупотребления со стороны экспертов, которых собственники или выдающие себя за собственников раритетов выбирают сами и сами же оплачивают им услуги за экспертизу».
Через месяц первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов (исполнитель О.Спиридонова, которая еще в 2010 году разрешала вывоз уникальной авиатехники времен Великой Отечественной войны в США) подготовил ответ первому заместителю генпрокурора.
Если опять-таки в двух словах, то чиновник сетует на несовершенство законодательства, которое позволило случиться тому, что случилось. Культурное ведомство признало, что управление Минкульта по ЦФО не сделало главного - не выяснило, кто собственник картин, и несмотря на это не оформило разрешение на вывоз частным лицам, а не МКСХ. Но Аристархов рапортует: все виновные, дескать, наказаны.
«Должностные лица С.Богатырев (был руководителем управления Минкульта. -Прим. авт.), Ю.Зайцев (его заместитель. - Прим. авт.) и другие, допустившие нарушения, к настоящему времени освобождены от занимаемых должностей», - говорится в ответе зам. министра. Но Аристархов лукавит.
Знаете, как сложилась судьба этих чиновников? Богатырев сейчас - директор дирекции музейного фонда Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, а Юрий Зайцев - его заместитель. И к слову: РОСИЗО организует выставки по всему миру, и возможности для беспрепятственного вывоза за границу картин у его руководителей ну просто колоссальные.
И как вам такое «наказание» для чиновников Минкульта?!
Компанию арестованному замминистра культуры Григорию Пирумову, вероятно, вскоре составят другие высокие чины ведомства.
Исчезнувшие доспехи
В декабре 2013 года порог крупной страховой компании впервые переступил некий Владимир Кривенко. Солидный господин сообщил, что является ученым-биологом, коллекционером и что хочет застраховать культурные ценности, которые намерен временно вывезти из России во Францию для выставки. В 2014 году он застраховал 33 археологических предмета, а в 2015-м - 7 картин русских художников.
Каких-либо документов о праве собственности на археологические объекты он даже не предоставил. Была только копия экспертного заключения сотрудника Государственного исторического музея и описание 33 страхуемых предметов, оцененных в 7 миллионов 700 тысяч рублей. Читаю документы: «Коллекция военной амуниции, доспехов и оружия III-I веков до нашей эры представляет значительную культурную и историческую ценность и может быть вывезена только временно».
Передо мной полный список из 33 предметов с оценкой стоимости каждого. Скажите, разве может стоить бронзовый шлем VI века до нашей эры (!) всего-навсего 200 тысяч рублей? Вещь, которой в общей сложности 26 столетий (вы только вдумайтесь!) оценена так же, как обычная норковая шуба? Не верю. Или вот меч, датированный «ранним железным веком», разве можно оценить в каких-то 150 тысяч целковых? Некоторые предметы древней амуниции, судя по документам, вообще тянут на 20-30 тысяч рублей... И при этом в бумагах на каждый из них есть запись: «имеет культурную, историческую, художественную и музейную ценность».
- Конечно, эти предметы столько стоить не могут, - считает ведущий российский эксперт по коллекционному оружию Алексей Пастухов. - Вообще все эти предметы либо копии, либо это... из разряда фантастики. Как правило, столь древнюю амуницию находят в сплющенном состоянии, ее трудно привести в порядок. Потому существует громадное количество подделок. Но если все же все эти предметы оригиналы, то стоят они баснословных денег. Я не берусь называть даже примерные цифры. Но это другие порядки, нежели пара сотен тысяч рублей.
Зачем нужно занижать стоимость? Возможно, чтобы на коллекцию меньше внимания обратили пограничники и таможенники. Ну и страховка (а она обязательна как минимум на период перевозки) зависит от заявленной стоимости имущества. Кривенко застраховал эти ценности на период перевозки железнодорожным транспортом из Москвы во Францию с 1 июля до 21 июля 2014 года. Страховщиков почему-то не насторожило, что обратный путь своей коллекции он не страхует. Подумали - наверное, он не определился с датой возвращения из Франции.
А вот коллекцию из семи картин Кривенко застраховал сразу на три года, указав их стоимость в 21 миллион 700 тысяч рублей. В подтверждение права собственности он предоставил договор купли-продажи. Из документа следует, что картины Кривенко купил у гражданина Молдовы всего-то за 150 тысяч рублей. Причем картины там перечислены даже без названий, а в качестве идентификационных признаков приводятся только размеры полотен!
А знаете, почему страховщики снова не стали напрягаться? Потому что у Кривенко было заключение экспертизы, сделанной по направлению управления Минкульта. Кто, как вы думаете, выступил в роли эксперта? Уже известная нам сотрудница Третьяковской галереи Татьяна Ермакова (и снова она!).
фото: pixabay.com
Доспехи I-VI веков до нашей эры так и не вернулись в Россию: якобы были похищены на территории Франции.
И доспехи, и картины спокойно пересекли границу и оказались во Франции, где и... исчезли. А Россия потеряла кусочек своего культурного наследия.
- Кривенко заявил, что все это украли у него из частной квартиры, - рассказывают в страховой компании. - В подтверждение нам представили документ, составленный офицерами полиции города Антиб. Но там просто констатация факта: человек обратился в полицию, заявив о краже. Осматривался ли дом? Была ли проверка? Возбуждено ли уголовное дело? Ничего этого не известно.
В похищении много странностей: почему-то не сработала сигнализация в квартире, хозяин ценностей особенно не интересуется ходом расследования...
Судьба раритетов сегодня похоже никого, кроме страховщиков, не интересует. И если бы Кривенко не обратился в компанию с сообщением о хищении, никто (!) не знал бы, где 33 уникальных древних предмета, которые, возможно, принадлежат не частному лицу, а государству, то есть нам с вами. Все обращения страховой компании остаются без ответа. Генпрокуратура «спустила» заявление в МВД, в Минкульт. МВД передало материалы по месту жительства этого гражданина, в город Троицк Московской области. А вот в Минкульте по этому поводу никто даже не печалится. Получается, что ведомство выдало временное разрешение на вывоз культурных ценностей, но не интересуется: а вывез ли его в принципе человек, вернул ли обратно в страну, где они вообще? Довольно странное безразличие, не правда ли?
Эксперты занижали стоимость древних раритетов.
«Сошествие в ад» русских икон
В 2010 году один из музеев русских икон получил разрешение Минкульта на временный вывоз 11 икон - экспонатов выставки «Из России с любовью». Ценность каждой из этих икон подтверждена многочисленными экспертизами и сомнений не вызывает. Но вот их стоимость...
- Икона «Евангелист Марк», датированная концом XVII века, со следами золочения, выполненная в редкой манере, - говорит наш источник в таможенных органах, - оценена всего в 50 тысяч рублей. «Параскева Пятница» XVII века - в 15 тысяч целковых. Ряд икон XIX и XX веков и вовсе стоят, по документам, 7 и 9 тысяч рублей.
Среди таких почти что копеечных - икона «Преображение», «Спас Эммануил», «Рождество Богородицы». Они отлично сохранились и являются живым свидетельством мастерства православных художников. Но тогда почему так дешево?
Одна из икон называется «Сошествие в ад», и в этом названии будто бы таится скрытый смысл пути всей коллекции. Итак, 11 икон были вывезены в США в 2010 году. Срок действия разрешения на временный вывоз - до 15 октября 2012 года. До сих пор ни одна из них в Россию, судя по всему, так и не вернулась.
Неизвестна судьба еще 5 икон, которые были вывезены в Америку тем же музеем для экспонирования на период до 15 сентября 2013 года. Их общая стоимость оценена всего-навсего в 73 тысячи рублей.
В распоряжении редакции несколько писем Минкульта, в которых оно информирует таможню о продлении срока временного вывоза икон. Но окончательная дата продления - до ноября 2015 года. То есть миновал почти год с момента, когда законныe основания для пребывания икон в США закончились.
- Таможенную декларацию о возврате икон в РФ никто не сдал, - говорит наш источник. - Так что они не вернулись в РФ.
Таможенники инициировали возбуждение уголовного дела, по подозрению в контрабанде в конце апреля 2016 года задержали директора музея. Расследование ведут совместно сразу несколько силовых ведомств. Но что Минкульт? До сих пор тишина. Что вообще происходит?
Если вы зайдете на сайт Минкульта, то увидите список сотрудников стратегически важного подразделения - отдела государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. На 2 сентября 2016 года начальником отдела значится Дмитрий Лакоценин, референтом - Михаил Лаува.
В самом культурном ведомстве страны, как оказалось, работают люди с сомнительным прошлым.
По поводу отдельных сотрудников можно сказать так: в свое время они были фигурантами уголовных дел по статье «Подделка документов». Другие заслуживают отдельного рассказа.
Например, на сайте Московской межрайонной транспортной прокуратуры размещен интересный пресс-релиз от 1 июля 2015 года. Там сообщается о том, как сотрудник одного из отделов управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО Лаува, по сути, занимался контрабандой, но не художественных ценностей, а птиц, занесенных в Красную книгу.
Он предложил сотруднику ЛУВД в аэропорту «Шереметьево» пронести четырех соколов-кречетов, минуя таможенный досмотр, в зону вылета аэропорта «Шереметьево» и передать их курьеру, ожидавшему посадки на рейс в ОАЭ. Цитирую: «Химкинский городской суд вынес приговор по уголовному делу. Михаил Лаува признан виновным в совершении преступления, предусмотренного чч. 4, 5 ст. 33, ч. 1 ст. 286 УК РФ («Подстрекательство и пособничество в превышении должностных полномочий»). Суд назначил Лаува наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении». Однако, по данным «МК», был амнистирован.
Главный английский специалист по русской живописи Джеймс Баттерик как-то заявил СМИ: «Мы видим на каждом аукционе горы картин, которые были когда-то вывезены из России нелегально. Но почему не происходит никакого скандала?» Мне кажется, теперь вы знаете ответ на этот вопрос.
- Не секрет, что контрабанда культурных ценностей стала одним из самых распространенных способов быстрого обогащения, - говорит директор «Реестра культурных ценностей» Владимир Рощин. - Невозможно на самом деле представить, какой масштаб все это приобрело. Сотни миллионов долларов в год. А Минкульт вольно или невольно этому не препятствует. Что произошло за последний год-два? Пока не утихли споры вокруг пакета поправок в закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. Минкульт передал (и, на мой взгляд, незаконно) свои государственные функции по экспертизе подлежащих ввозу-вывозу культурных ценностей частной организации.
Мы обратились в Генпрокуратуру. Ответа пока не получили. Есть основания предполагать, что Минкультуры России незаконно передало эксклюзивные права на осуществление экспертизы всех культурных ценностей, заявленных к вывозу. Чем это опасно?
Полномочия, переданные частной компании, вынуждают гражданина против его воли сообщать коммерческой организации конфиденциальную информацию, которую он готов раскрывать только государственным органам.
Более того, не будет обеспечена сохранность, секретность сведений о культурных ценностях, местах их хранения, количестве, стоимости, владельцах ценностей, доступ к которым могут получить лица, имеющие интерес криминального характера.
У частной компании нет ни обязательств, ни возможности использования защищенных каналов связи и дата-центров для передачи и хранения информации о культурных ценностях, нет подписки о неразглашении информации. Все эти вопросы должны находиться в ведении государства, а не коммерческой организации.
Мы далеки от того, чтобы кого-то обвинять в коррупции. Но по делу о реставрациях Минкульта за решеткой уже сидит несколько человек, включая замминистра Григория Пирумова. Неужели история с незаконным вывозом культурных ценностей станет продолжением? И еще... Все эти скандалы с отдельными персонажами - не главное. Главное то, что законы в области сохранения культурных ценностей недостаточно проработаны. Все размыто, нет четких правил, и этим пользуются все, абсолютно все - и чиновники, и аферисты, и арт-дилеры, и другие.