Много шума из ничего

Sep 12, 2016 17:37


Не так давно на сайт нашего монастыря поступил вопрос. Несколько неожиданный. Некая дама, видимо, под впечатлением от недавно закончившегося мирового чемпионата по футболу, интересовалась: позволительно ли православному христианину смотреть телевизионные трансляции футбольных матчей?..

В принципе, отве
т на подобного рода  вопросы уже дан: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6:12). Не «заморачиваясь», можно было бы им и ограничиться. Но вспомнилось другое, по времени более близкое нам изречение. Оптинский старец Варсонофий ещё в начале прошлого века характеризовал тогда только ещё появившийся футбол не много ни мало, как изобретение бесовское, с весьма серьёзными перспективами на будущее.

Казалось бы, игра и есть игра, - занятие вполне бессмысленное и безобидное. Два десятка крепких парней мяч по полю гоняют... Но предвидение старца оказалось пророческим: невинное развлечение превратилось в «религию», в тот самый «опиум для народа», двигающий миллионами. Людей, $, €... Нетрудно догадаться, из-за чего... Человек, созданный по образу и подобию Божьему, по сути своей, - существо религиозное. Но если в душе его место Богу не обретается, то образовавшийся вакуум заполняется всем чем угодно.

Антихрист не только против, - он вместо Христа. И религия его соответствующая. Из-за футбола, например, болеют. Причём не только в переносном значении этого слова. Помятые бока, спровоцированные инфаркты, а кое-где и пролитая кровь, - естественный футбольный антураж. Но и это не самое страшное. Заключающаяся в нём подмена - альтернатива естественного стремления
людей к единению и общей цели.
Если вместо цели - фантом, то энергия, эмоции, долженствующие созидать жизнь реальную, в том числе и подлинно религиозную, попросту уходят в пар. Футбольные пристрастия объединяют людей не самых худших. И не случайно, что многие бывшие фанаты, коренным образом поменявшие свои жизненные приоритеты и сумевшие по-настоящему воцерковиться, превратились в христиан отнюдь не декоративных.

Существует, к сожалению, движение и в противоположном направлении. Человек в белом клобуке, откуда-то из самых верхних эшелонов церковной власти, заявил недавно не без удовольствия, что является страстным болельщиком. Вообще-то, если верить христианскому вероучению, страсти - болезни души - то, с чем христианин призван бороться. И то, что душевных недугов не стесняются, а бравируют, свидетельствует лишь об их запущенном состоянии. Кстати, вышеуказанный персонаж - не только страстный болельщик, но и страстный либерал, экуменист и прочая в том же духе. Беда, как известно, одна не приходит...

Теперь беда - как установившаяся тенденция. Симптоматично, что сравнения на церковной проповеди преподобного Сергия Радонежского с тренером, а Дмитрия Донского с капитаном футбольной команды, некорректными уже не кажутся. «Прогибаться под изменчивый мир» стало делом привычным. И всё это на фоне набивших оскомину разговоров (в узких кругах, правда) о последних временах. Людям, в большинстве своём, они не интересны. С поры, именуемой мрачным Средневековьем, прогресс налицо: теперь интересуются преимущественно не вопросами жизни и смерти, а тем, как сыграли какие-нибудь немцы или голландцы. Милость Божья, что на последний футбольный чемпионат не попала российская команда. Наблюдать беснующиеся толпы на улицах родных городов - занятие не из приятных...

Понятно, что подобного рода размышления могут показаться обскурантистскими и даже непатриотичными. Но это уж как угодно, кому что больше нравится... Если жить нечем, можно жить и футболом. Наверное, это лучше, чем наркотиками. Впрочем, что расстрел, что повешение, имеют один конечный результат: человек превращается в труп. Если Бог не обретается в жизни земной (по большому счёту, не так уж и важно из-за чего), Его не найти и в вечности. Именно там, где всё уже поздно, иллюзии получают способность рассеиваться окончательно.

Всё (кроме греха, естественно) мне позволительно, - пишет апостол Павел. И футбол хорош сам по себе. Как игра, но не как идеология. Когда футбол - в душе, сама жизнь превращается в игру с гарантированным провальным результатом. Богу, как правило, в такой душе места не остаётся. Когда его не останется вовсе, и наступят те самые времена, после которых никакого другого времени уже не понадобится.Игумен  Даниил  (Гридченко)

сатана, грех, искушение, православие, игра

Previous post Next post
Up