Валентин Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о Вашем взгляде на последствия Brexit’а для ЕС и для всего мирового сообщества.
Хотелось бы сразу перейти к некоторым трактовкам этих событий. Одна из трактовок такова: референдум 23 июля был инициирован не властью Великобритании, а извне - в частности, инициатива и прессинг исходили из Соединённых Штатов, из Вашингтона. Если говорить шире - от мировой финансовой олигархии (как мы говорим - хозяев денег).
Я потом внимательно следил за реакцией на эти события как европейских, так и американских политиков, и должен сказать, что они достаточно спокойно реагировали на тот исход, который предсказывали немногие. Различные опросы общественного мнения за пределами Великобритании показывали, что вероятность Brexit’а - 20-25%. Букмекерские конторы делали ставки, и тоже исходили из такой вероятности Brexit’а. Исходили из того, что даже если 50 или 55% англичан проголосуют за Brexit, то результаты «подкрутят», подправят и обнародуют нужный результат.
Но получилось, как получилось. Моя точка зрения такова: «хозяева денег», мировая закулиса, инициировали не какие-то заранее готовые результаты. Они инициировали сам референдум, т.к. застой ЕС стал мешать реализации их глобальных планов. Для мировой закулисы одинаково интересны и выгодны оба варианта - и Brexit, и победа сторонников сохранения Британии в составе ЕС. Это можно сравнить с машиной, завязшей в грязи: в любом случае застрявшая машина, которая не может двигаться - это плохо, и чтобы её вытащить, есть два варианта - вытаскивать вперёд (хотя неизвестно, что впереди - может быть, ещё одна грязная канава) или тянуть её назад. Вот с референдумом то же самое. План А - если Лондон подтверждает свою приверженность евроинтеграции. После таких заявлений из Лондона уже можно вить верёвки и добиваться того, чего раньше Брюсселю и его «кукловодам» не удавалось: отказа Лондона от своей национальной денежной единицы, британского фунта, согласия на ужесточение финансового регулирования и надзора из Брюсселя, подчинения Лондона общеевропейским правилам по миграции. Другой вариант - Великобритания проявляет строптивость. В этом случае мировая закулиса тоже получает свои дивиденды, о чём мы поговорим чуть позже.
Сегодня многие рассматривают Америку в качестве главного бенефициара Brexit’а, имея в виду, что теперь Лондону будет сложно лавировать между Брюсселем и США, и он попадёт под ещё большее влияние своего главного «начальника» - Вашингтона. Некоторые эксперты называют не менее серьёзным бенефициаром Brexit’а Германию. Основанием для этой версии стал документ, который сейчас СМИ называют «Меморандумом Штайнмайера-Эйро» (Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эйро (или Эро) - министры иностранных дел Германии и Франции соответственно). Это девятистраничный документ, который попал в СМИ через польское телевидение. Этот документ, судя по всему, обсуждался на закрытом заседании «Вышеградской четвёрки» (неформальный альянс 4 восточноевропейских государств ЕС - Польши, Венгрии, Чехии, Словакии; «предводителем» считается Польша), и возбудил он, прежде всего, польское руководство. Официальное название этого документа - "A strong Europe in a world of uncertainties” («Сильная Европа в мире неопределённостей»). Фактически это некий план дальнейшей интеграции европейских стран, причём такой, которая приведёт к полной утрате национальных суверенитетов: единые вооружённые силы, единые спецслужбы, единая валюта (мы знаем, что единая валюта ещё не во всех странах Евросоюза), единая служба безопасности, внутренняя и внешняя политика - практически полное растворение национальных суверенитетов в едином супергосударстве.
Комментаторы и эксперты уверены, что сразу такое единое европейское супергосударство сформировать не получится, и судя по подписям двух министров - французского и германского - первоначально «европейским супергосударством» будет образование в результате слияния Франции и Германии. Это, конечно, очень возбудило Польшу: она понимает, что может стать, мягко выражаясь, зависимой от этого европейского супергосударства. Более того, поляки не скрывают, что в этом супергосударстве править будет Берлин, а не Париж. Действительно, это не вполне явный «брак» - Германия в нём будет доминировать.
И здесь на память европейцам, особенно полякам, приходят события ХХ века. В частности, мы помним, как поляки пытались выстраивать свои взаимоотношения с Третьим рейхом, и что из этого получилось. Поляки хотели бы и сами доминировать в ЕС, через того же Туска пытались проводить общеевропейскую политику… И нынешняя ситуация их, конечно, сильно напрягает.
В Германии действительно происходят интересные процессы, и она в самом деле может стать «Четвёртым рейхом». Мы знаем, что было несколько рейхов, и хотелось бы о них напомнить. История рейхов восходит ещё к временам Карла Великого, когда возникла Священная Римская империя. Формально она возникла в 800 году. В учебниках, энциклопедиях, справочниках пишут, что Священная Римская империя возникла позже - в 962 году императором Оттоном I. Но некоторые эксперты считают, что уже Карл Великий был предтечей Священной Римской империи. Действительно, мы забываем, что какое-то время в истории Европа уже была интегрированной: если исходить из формальных дат энциклопедий, то это период с 962 года, когда к власти пришёл Оттон I, по 1806 год - почти 8 с половиной веков.
С начала XVI века - с 1512 года - Священная Римская империя получила новую редакцию своего названия и стала называться «Священная Римская империя германской нации», хотя немцы считают, что таковой (…германской нации) Римская империя была ещё со времён Оттона или даже Карла Великого.
Итак, несмотря на все события ХХ века, несмотря на то, что Германия потерпела жесточайшее поражение во Второй мировой войне, несмотря на то, что в течение многих десятилетий немцев заставляли каяться за преступления Гитлера и Третьего рейха, сейчас видно, как происходит «перезагрузка» сознания немцев. Во-первых, усиливаются национал-социалистические настроения, и здесь идёт подпитка за счёт проникновения в Германию масс иммигрантов, что вызывает настроения изоляционизма, национализма и даже национал-социализма. Кстати - вроде бы мелочь, но всё же - сейчас в Германии легализована и свободно продаётся книга Адольфа Гитлера «Mein Kampf». Во-вторых, немцам начинают по-другому преподавать историю: им рассказывают, что на протяжении большей части истории Европа находилась под контролем Германии.
Второй рейх существовал, конечно, гораздо меньше - с 1871 года, победы «железного канцлера» Бисмарка во Франко-прусской войне, объединения прусских и других немецких земель в единое государство, до 1918 года, до капитуляции Второго рейха - то есть получается без малого полстолетия. Ну а Третий рейх - это период с 1933 года, с прихода Гитлера, до 1945 - итого 12 лет.
Не исключаю, что Европа действительно может прийти к временам Четвёртого рейха. Исторический процесс сегодня резко ускоряется, и Четвёртый рейх, полагаю, не просуществует и тех 12 лет, который пришлись на Третий рейх.
Конечно, это всего лишь один из возможных сценариев развития - но не единственный. Впрочем, поляки начинают проговаривать этот сценарий и припоминать, как Третий рейх их подло подвёл, Польша была оккупирована, и жертвами стали миллионы поляков.
Хотелось бы также обратить внимание на то, как Brexit повлиял на Америку. Да, Америка может считать себя бенефициаром Brexit’а, но в этой истории есть и горькие пилюли. Мы знаем, что сейчас и Шотландия, и Северная Ирландия инициируют проведение референдумов - ведь они голосовали за то, чтобы остаться в ЕС, а их помимо воли и желания отсекают от Евросоюза.
Ещё есть очень интересная территория - Гибралтар, она является стратегическим пунктом, контролирующим пролив между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Англичане в начале XIX века сумели взять полный контроль над Гибралтаром. Сейчас граждане Гибралтара (естественно, их «подпитывают» определённые круги) требуют либо полной автономии, либо вхождения в состав Испании. Так что здесь тоже закладывается мина замедленного действия, и начинает тлеть запал.
«Хозяева денег» закладывают мину замедленного действия не только под Европу, они могут заложить эти мину и под Америку. В США очень сильны сепаратистские настроения, просто наши СМИ не уделяют внимания этой теме. Когда американский президент Обама был избран на второй срок, к нему поступили петиции от примерно десяти штатов с просьбой провести референдумы на предмет выяснения того, хотят ли они оставаться в составе федеративного государства под название «Соединённые Штаты Америки». Тогда Обаме удалось «замылить» этот вопрос. Сейчас в Белый дом придёт новый президент и, полагаю, энергия сепаратистов будет удвоена или утроена. Они видят, что происходит в Европе, и европейские референдумы будут их только вдохновлять, независимо от того, кто будет сидеть в Белом доме - Хилари Клинтон или Дональд Трамп.
Особый статус имеет Техас. Граждане этого штата называют себя не «американцы», и «техасцы», и некоторые даже говорят: «Мы не являемся гражданами Америки, нас втянули в состав США силой и обманом». Многие техасцы считают, что находятся под оккупацией и добиваются своего освобождения. Об этом я узнал совершенно случайно: в сентябре проходила конференция «Всемирный съезд сепаратистов», и там мне удалось пообщаться с некоторыми сепаратистами, в том числе из Техаса. Они обижаются по поводу того, что наши СМИ почти не освещают их положение: очень много внимания уделяется Новороссии, а техасцы утверждают, что они - такая же Новороссия и тоже хотят на свободу.
Процесс пошёл, дело сдвинулось с мёртвой точки, «машину» вытянули из этой «грязи» и с нетерпением смотреть, куда будет двигаться эта машина.
- А возможно ли, что Великобритания даст «задний ход» - всё-таки референдум носит рекомендательный характер?
- Все настроены достаточно решительно. Если бы это была какая-то случайность, то, скорее всего, пошли бы по «голландскому пути». Там был прокол: был организован референдум «Хотят ли голландцы свободного передвижения граждан Украины по Европе?». Они сказали: «Нет».
Чиновники Брюсселя, да и Голландии, испугались таких результатов и объявили результаты «факультативными», ну а чтобы продемонстрировать хоть какой-то учёт этих результатов - там внесут 2-3 несущественные поправки в документ, который определяет статус Украины как ассоциированного члена. Собственно, на этом всё и закончилось.
А вот британский референдум - это не прокол, не ошибка. Проколы и ошибки они уже научились «исправлять». Многие эксперты думали, что будет проведена ревизия. Говорят, что до 3 миллионов граждан Соединённого Королевства послали свои петиции с требованием пересмотреть результаты референдума. Кэмерон ещё до референдума со всей определённостью заявил, что это будет единственный референдум, никаких повторов и пересмотров не будет. Брюссель довольно жёстко сказал: «Собирайте свои манатки». Видно, что никакой ревизии не произойдёт. Первые пару дней я тоже думал, что будет пересмотр - меня насторожили эти петиции англичан, насторожило «зловещее молчание» Обамы, который не высказался определённо по поводу результатов. Но слишком много фактов говорят о том, что это «вариант Б», который был заранее заложен. То есть «машину» вытащили не вперёд, а назад, и мировую закулису этот вариант тоже устраивает. Сегодня всё так устроено, что у людей есть выбор между плохим и совсем плохим, а для «хозяев денег» годится и тот, и другой вариант.
Brexit дал возможность людям обрести свежий взгляд на геополитический расклад сил в мире. С Brexit’ом связаны события в любой точке мира. Посмотрите, например, как дружно подали заявку в ШОС две страны - Индия и Пакистан. Эти два государства, которые постоянно враждовали, решили находиться в одной организации - я считаю, что это тоже влияние Brexit’а. Более чем уверен, что сейчас Великобритания активизирует политику в отношении своих бывших колоний - Индии и Пакистана. Здесь всё взаимосвязано. Это как операция на теле, и каждый врач по-своему описывает, какие могут быть позитивные и негативные последствия этой операции, и как это может отразиться на жизни пациента - будет ли он жить или умрёт. Так что Brexit - неисчерпаемая тема, и мы будем ещё не раз к ней возвращаться.
Click to view