«ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ СПАСТИСЬ»
(труд основан на Священном Писании, правилах и учении Святых отцов Церкви)
1. О ЦЕРКВИ
"В ногу со временем!" - вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, Православие - от истинного исповедания православно-христианской веры. Причем не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто - это ведь кое-кого может и оттолкнуть! - важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере, проводить его на деле.
С этим модным, "модерным", губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада Церкви, вся сущность идеологии которой, во имя чего она и существует на свете, заключается в том, чтобы не "идти в ногу с временем", но хранить неизменную верность Христу-Спасителю, Истинно-Христианской Православной Вере и Церкви.
Для ответа на вопрос: "Что такое Церковь?" обратимся, для начала, к Священному Писанию. В Писании встречаются следующие наименования Церкви: - Тело Христово (Еф. 1, 22-23; 1 Кор. 12, 12-13, 27); - дом Божий (2 Кор. 6, 16; Откр. 21, 3); - невеста Христова (2 Кор. 11, 2; Еф. 5, 32); - двор овчий (Ин. 10, 1-16); - виноград (Мф. 21, 33-41; Ин. 15, 1-7).
Согласно учения апостола, истинная Церковь - это не просто собрание верующих или общество читающих Священное Писание, а таинственный Богочеловеческий организм - Тело Христово, живущее Святым Духом.» Церковь - это полнота Богочеловеческой жизни. В земном значении она - совокупность всех, устремленных к Богу в порыве любви, жаждущих обожения, и потому "Церковь есть богочеловечество от Богочеловека Иисуса Христа", Богочеловеческий организм.
О Христе апостолом сказано, что Бог Отец «..поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1. 22, 23). Православные христиане в Писании называются членами Тела Христова: «Ибо, как в одном теле у нас много членов… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5). Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, апостол называет Ее Телом Христовым. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и все мы призваны в Его Тело, чтобы исполнится этой полнотой Божества (Кол. 2, 10). «...Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф 5, 29-30).
"Что это - "одно тело"?" - спрашивает богомудрый Вселенский учитель Златоуст и отвечает: "Верные со всех концов Вселенной, которые сейчас живут, и которые жили, и которые будут жить. Также и те, которые до пришествия Христова угодили Богу, составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? Сказано: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и обрадовался" (Ин. 8, 5б) и еще: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне"(Ин. 5, 46). Действительно, они бы не писали о том, о том не знали бы, что сказать, но так как они Его знали, то они Его и почитали как Единого Истинного Бога, По этой причине они и составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, наче оно не было бы телом. Кроме того, о вещах, которые между собой соединяются и имеют прочную связь, мы обычно говорим: они - как одно тело. Также мы в соединении составляем одно тело под единой главой".
И главную идею, которую вкладывает апостол Павел в образ Церкви, образ Тела Христова, можно определить как состояние человечества, когда Бог будет прибывать во всех и все в Боге.
Сравнение Церкви с Телом не чуждо и святоотеческой традиции:
Свт. Василий Великий: "В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другими единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос";
Свт. Григорий Богослов: "Один Христос - одна Глава Церкви";
Блж. Феодорит Кирский: "Христос Господь занимает место Главы, а верующие в Него - место тела";
Прп. Симеон Новый Богослов: "Мне кажется, что Церковь Христова есть мир украшенный и сам весь человек, в котором, как говорится, обитает и ходит Бог… Мы знаем также, что она называется телом Христовым и невестой… Ибо как Христос есть глава Церкви и Бог, так Он Сам бывает храмом для нее, как, в свою очередь, и сама Церковь стала храмом Его и миром прекрасным… Церковь есть Тело Христово и невеста Христова и мир вышний и храм Божий; членами же тела Его стали все святые…".
Блж. Феодорит говорил о сравнении Церкви с телом: "Уподобление сие прилично учению о любви".
Прп. Иустин Попович: «Церковью, Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь - это "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог "наполняет все во всем", а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей. Это воистину полнота всего божественного, всего вечного, всего богоподобного, всего богосозданного. Ибо именно Церковь является вместилищем и полнотой Божественной Истины, Божественной Справедливости, Божественной Любви, Божественной Жизни, Божественной Вечности; полнотой всех божественных совершенств, а также и человеческих совершенств, ибо Господь Иисус Христос, Богочеловек, есть двуединая полнота Божественного и человеческого. Это Богочеловеческое единство (Церковь), обретшее бессмертие и вечность тем, что его главою является Сам Вечный Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Церковь как полнота Богочеловеческого Тела живет бессмертными и животворящими Божественными силами воплощенного Бога Слова.»
Апостол Павел говорит о Церкви так же как и о невесте Христовой. "Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11, 2; Ис. 62, 5; Ос. 2, 19-20; Еф. 5, 32; Апок. 19, 7; Пс. 44, 11-12). Святитель Тихон Задонский писал: «Нарицается Церковь невестой Христовой. Так называет ее апостол: Обручители ее - пророки и апостолы. Святой Иоанн Златоуст так рассуждает об этих словах апостола Павла: "обручил вас" и дальше: "В этом мире девы пребывают прежде брака, после брака - они уже не девы; здесь же не так: но если и не были девами до брака, после брака становятся девами. Вся Церковь есть дева. Но посмотрим, как обручил нас, какую плату за невесту, какие дары принес: не серебро, не золото, но Царство Небесное.»
И далее Апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф 5. 22-25).
«Существо христианства требует, чтобы все верующие представляли собой одно тело, говорит святитель Феофан Затворник. Церковь, где обитает единый Дух, приемлемый всеми, и Который, проникая все члены, каждому сообщает жизнь и духовное движение. При единстве тела и духа у христиан и одни надежды. Всем обещано одно царство, дверь в него равно всем открыта».
"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин. 17, 21-23). «Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее»,- писал Святитель Димитрий Ростовский.
Обращая наше внимание от земного к небесному, приснопамятный Архиепископ Аверкий (Таушев) дает следующее определение Церкви: "Православная Церковь - это не "монополия" клириков, это не только их "дело", как думают невежественные и чуждые церковного духа. Церковь это не собственность того или иного иерарха или священника. Это теснейший духовный союз всех правильно верующих во Христа, стремящихся благочестиво соблюдать заповеди Христовы, с единственной целью - наследовать то вечное блаженство, которое Христос Спаситель уготовил нам, если они по немощи согрешают, то искренно каются и стремятся "принести достойные плоды покаяния" (Лк.3; 8). Церковь, в самом деле, не может полностью удалиться от мира, поскольку в нее входят люди, которые продолжают жить на земле, и поэтому "земная" сторона состава Ее и внешняя организации необходимы; но чем меньше "земного", тем лучше для достижения вечных целей, стоящих перед Церковью. И уж совсем недопустимо, чтобы "земное" затемняло или подавляло чисто духовное - задачу спасения души и жизни вечной - ради чего Церковь основана и существует".
Великий Вселенский учитель Святой Иоанн Златоуст говорит, что «Церковь - не стены, но собрание верных благочестивых людей». Говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви - ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: “Церковь светлее небес”. Он желает лишь показать, что если мы и создадим церкви и всячески украсим их, но будем осквернять себя грехами, страстями, скверными делами, отпадением от Истины, то Бог, желая обратить согрешающих к страху и целомудрию, не пощадит ни святых церквей, ни Своего изображения, ни Пречистых Таин. Ведь Он не пощадил святого Ковчега, но предал его иноплеменникам с беззаконными священниками. И Соломону говорит: “Если будешь хранить… законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек… Если же… не будете соблюдать заповедей моих… то я истреблю Израиля с лица земли… и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет… притчею и посмешищем у всех народов”(3 Цар. 9, 4-7.), - как и случилось при Иехонии и при Седекии: предал Бог и град, и церковь, и дом царский сжег, а все прочее, посвященное Богу - и херувимов славы, и одеяния, и пророчества, и указания, и освященные сосуды, вместе с взбесившимися людьми, - отдал на попрание и осквернение (См. 4 Цар. 24-25.); при Зоровавеле же и Иисусе сыне Иоседекове и Ездре церковь и город вновь возродились (См. 1 Езд.). Видите: когда люди с царем развратились, тогда и церковь, и люди были преданы на попрание и осквернение. Но когда Зоровавель и бывшие с ним умилосердили Бога, тогда и церковь, и люди были Богом воссозданы. Но когда они опять возвратились к скверным делам, то при Антиохе церковь и люди опять были преданы на попрание и осквернение……
Кроме того Отцы Церкви завещали нам непреложные истины:
1. «Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди,- учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере - начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях», - Святитель Кирилл Иерусалимский.
2. Святая Церковь "едина", поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви - Иисус Христос. "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3, 11). «В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос», - Святитель Василий Великий.
"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино" (Ин. 17, 20-21). Не о том только заботится Начальник и Совершитель веры, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы верующие все были едино. Потому, если кто мнит, что имеет веру, но не держится великого единства всех верующих, за такого надо весьма бояться, чтобы он не остался вне действия спасительной молитвы Христовой, а следовательно, и вне спасения. Ибо нет сомнения, что спасутся только те, за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и людей и над которыми она исполнилась. Поэтому-то и апостол, увещевая христиан поступать достойно своего звания, увещевает соблюдать единство (Еф. 4, 1-3).
3.«Церковь - собрание верных, живущих по всему миру, право и истинно
верующих в Бога и Христа, Сына Божия, просвещаемых проповедью слова Божия, приемлющих, как должно, Святые Тайны. Греческое слово "екклесия" - церковь означает "призвание" , потому что верные, находящиеся в Церкви, "вызваны" из области сатаны в Царство Христово, от тьмы в Его чудный свет, как учит апостол: "вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2, 9)», - Святитель Тихон Задонский.
«Духовный рай есть Церковь. В ней древо жизни - святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец... Церковь - это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости», - Преподобный Ефрем Сирин.
«Когда веруем в Церковь, во что веруем? Веруем во Христа - Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в Святые Тайны, переданные Церкви Христом»,- Святитель Димитрий Ростовский.
"Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены"... (2 Фес. 2, 13-15). "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24). "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2 Ин. 1, 9).
Таким образом, Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви мыслятся и существуют только как единое неразрывное целое. Ни Единство Церкви не может существовать без Святости Ее, Соборности и Апостольства; ни Святость Церкви не может быть без Единства и прочих Ее свойств; ни Соборность не мыслима помимо Апостольства и проч. Следовательно, если какое-либо общество, называющее себя "христианским", не имеет хотя бы одного из сих четырех свойств и определений Церкви Христовой, то общество это не может быть ни Церковью, ни частью Ее, и есть, на самом деле, нечестивое скопище отщепенцев.
«Христос есть вечный Первосвященник Церкви Своей», как объясняет апостол Павел в послании к Евреям. Истина, что Сам Христос есть Глава Церкви, всегда живо проходила и проходит чрез самосознание Церкви. Христос всегда, во все дни, невидимо пребывает в Своей Церкви. Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: "Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20). Следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: "Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (Тим. 3, 15). В послании Восточных патриархов о Православной вере сказано: "несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения" (Чл. 12).
Подводя черту вышесказанному, хотим привести слова известного богослова прошлого века А.С. Хомякова: «…….не была и не могла быть Церковь измененною, помраченною или отпадшею, ибо тогда она лишилась бы духа истины. Не могло быть никакого времени, в которое она приняла бы ложь в свои недра, в которое бы миряне, пресвитеры и епископы подчинились предписаниям и учению, несогласному с учением и духом Христовым. Не знает Церкви и чужд ей тот, кто бы сказал, что могло в ней быть такое оскудение духа Христова. Частное же восстание против ложного учения, с сохранением или принятием других ложных учений, не есть и не могло быть делом Церкви: ибо в ней, по ее сущности, должны были быть всегда проповедники, и учители, и мученики, исповедующие не частную истину с примесью лжи, но полную и беспримесную истину. Церковь знает не отчасти-истину и отчасти-ложь, а полную истину и без примеси лжи. Живущий же в Церкви не покоряется ложному учению, не принимает таинства от ложного учителя, зная его ложным, не следует ложным обрядам. И Церковь не ошибается сама, ибо есть истина; не хитрит и не малодушничает, ибо свята.»