Feb 12, 2016 13:35
Иеромонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) - личность прикровенная. Иногда можно встретить упоминания, что в годы войны он повторил подвиг Преподобного Серафима Саровского - тысячу дней и ночей простоял на камне, вымаливая победу. Милостью Божией А. С. Иговская прислала мне свои воспоминания о нем. «Отец Серафим Вырицкий был из купеческого звания. Когда пришел разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем лет семидесяти. В монашество он вступил с супругою, уже имея одного сына. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению Отца Варнавы Гефсиманского. Имя о. Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе. Сын их женился, а дочь свою отдал в монастырь под руководство бабушки. Девочка эта была необыкновенной красоты и носила в монастыре форму послушницы с головным убором, принятым в этой обители.
Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нем служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и о. Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.
Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. И власть о нем «забыла». Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем - Батюшка и м. Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как о. Варнава заболел, жила в его кельях и ухаживала за ним. Ее не забрали. И в Вырице они прожили до кончины Батюшки спокойно. Когда немцы заняли в первых числах августа 1941 года Вырицу, они тоже не причинили Старцу ни малейшего насилия. В Вырице попала «под немцев» и семья дачников, почитателей Старца. В то время о. Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим.
Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперед говорил своим посетителям их будущее. 3нал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим. Тогда не всем это нравилось, так как кое-кто ожидал от немцев освобождения от «плена вавилонского». Но Батюшка знал волю Божию...
Когда закрыли Новодевичий монастырь, внучка Батюшки, Маргарита, вернулась домой. Дальнейшая ее судьба неизвестна, но до войны она бывала в Вырице.
Участок вокруг дачи о. Серафима представлял из себя уголок нетронутого соснового леса, и на одной сосне, по указанию Батюшки, был устроен образок Преподобного Серафима. Этот уголок Батюшка называл «Саров» и посетителей посылал обязательно помолиться к этой сосне с образом Преподобного. У Батюшки удалось сохранить также замечательный образ Св. благ кн. Александра Невского с частицей его мощей, которая прежде была в соборе. Когда был открыт храм при Духовной Академии, икону эту из Вырицы перевезли в него, а вслед, когда открылся Лаврский Троицкий собор, ее перенесли туда. Теперь она на том возвышении, где мощи Св. благ. князя.
Лично мне отец Серафим предсказал мое будущее за 23 года до того, как сбылись его пророческие слова. Я ездила к Старцу как к солнышку, среди мрака томления тех лет. Кругом - нетронутый сосновый бор; аромат, тишина, нет многолюдства; как будто время остановилось. Батюшка был ласков, почти нежен и как-то удивительно напоминал Преподобного Серафима. Скончался он в 1949 году. Я была в Якутских лагерях; мне написали. Умер он 3 апреля, а хоронили на Благовещенье. На погребение собралось столько народа, что не хватало поездов. Люди не уходили с вокзала в Петрограде, требовали дополнительных поездов, и их давали! Это были не похороны, а общегородское великое, победное торжество!..» (Декабрь 1991 г.)
Мать Христина (Ольга Ивановна Муравьева, в девичестве Найденова) опочила о Господе схимонахиней Серафимой в 1945 году. Она похоронена в пос. Вырица близ Казанского храма, где служил о Алексий Кабардин, знаменитый тем, что крестил царских детей и был их духовником, за что получил срок, но все-таки выжил, вышел. Внучке о. Серафима Маргарите Николаевне сейчас за 70 лет.
Однажды духовный сын задал Старцу вопрос о будущем России «Наступит такое время, - ответил тот, - когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист»
(Монахиня Таисия. Иеромонах Серафим // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990, № 1-2, с. 35).
мудрость,
вера,
Россия,
православие,
пророчества о России