Речь пойдет об оболганном (сначала массонами а потом и коммунистами) - императоре Павле Петровиче, о котором, после его кончины, преподобный Серафим Саровский сказал:
«А Государь в Бозе почивший Император Павел Петрович так любил Церковь святую, так чтил святые уставы Ее и столько сделал для блага Ее, что не многие из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией…»
"Многие годы имя императора Павла Петровича стараниями масонов и безбожников всячески очернялось, - пишет епископ Александр (Милеант), - и лишь сравнительно недавно стала известна правда о нем. Перед нами возникает облик глубоко верующего и мудрого монарха, посвятившего свою жизнь благу Православной Церкви и России.
Уже в день своей коронации Павел обнародовал манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права. Впервые в истории России, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление, для казенных крестьян были установлены наделы, и всем крестьянам было дано право апелляции на решения судебных дел.
Для своего века это была подлинно та царская «золотая грамота», о которой давно мечтал народ. По существу половина реформы 1861 года освобождения крестьян была заложена Павлом Петровичем. Останься он в живых, не стал ли бы он царем-освободителем?
Известен случай, когда царь стал на защиту крестьян, которых помещик продал было порознь, без семей и дворов, дабы воспользоваться крестьянским имуществом. Крестьяне отказались повиноваться, помещик донес губернатору о бунте. Губернатор же оказался на высоте своего долга и быстро разобрался в чем дело. Получив от него донесение о происшедшем, царь Павел объявляет сделку недействительной, приказывает оставить крестьян по своим местам, а помещику сделать от своего имени строжайший выговор. В помещике заговорила совесть: собрав мир, он просит у крестьян прощения, отправившись затем в Петербург испрашивать аудиенцию у его величества.
«Ну что, поладили вы, сударь мой, со своими крестьянами? Что они сказали»? - осведомился у виновного император. «Они мне, Ваше Величество, сказали: Бог простит…» - «Ну, раз Бог и они простили, и я тебя прощаю. Да помни впредь, что они тебе не рабы, а такие же мои подданные, как и ты. Тебе же только вверена забота о них, и ты ответствен предо мной за них, как я за Россию пред Богом…» - заключил Государь.
Любовь к правосудию, забота о простом народе выражались у императора Павла и в той доступности, которой он осчастливил своих подданных, учредив знаменитый ящик у Зимнего дворца, ключ от которого находился у него лично, и куда первый сановник и последний простолюдин могли бросать письма со своими прошениями о непосредственной царской защите или милости. Сам царь ежедневно вынимал из ящика и прочитывал прошения, и ни одно из них не осталось нерешенным.
Но для нас намного важнее увидеть внутренний мир благочестивейшего не только по титулу, но и по жизни государя.
Современник государя, которому благодаря службе при царском дворе посчастливилось лично знать императора, Н.А. Саблуков запомнил Павла «человеком глубоко религиозным, исполненным истинного благочестия и страха Божия». «Это был человек… великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках, - пишет Саблуков в своих воспоминаниях. - Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и беспощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же - лихоимство и взяточничество». Саблуков также свидетельствует: «В бытность свою наследником цесаревичем Павел часто проводил всю ночь на молитве. Хранившийся в Гатчине коврик, на котором он молился, протерт коленями».
Император Павел любил свой народ и желал, чтобы Россия шла своим путем. Он начал производить реформы для устранения привилегий, полученных дворянством в предыдущее царствование, он больше заботился о благе крестьянства и простого народа. Высшие круги в правлении государя увидели опасность для своих привилегий и стали готовить заговор для его устранения…
Конец цареубийц был ужасен. Перед смертью практически все они испытали душевные и физические мучения. Один из них умер, объевшись устриц, трое же главных, распускавших слухи о безумии Государя, сами сошли с ума. Главный же убийца императора, Пален, лишившись рассудка, поедал собственные отбросы. Так были наказаны Господом эти приспешники антихриста, дерзнувшие пролить кровь Помазанника Божия
После смерти Павла I народ, действительно, не забыл своего царя-благодетеля: постоянно горели на его могиле свечи, лежали свежие цветы, а простой люд нес свои челобитные, прося небесного заступничества.
Исполняя это завещание, 11 марта 1901 года царь Николай II после литургии в Гатчине вскрыл конверт и прочел предсказание о своей судьбе и судьбе России. Он никогда ничего не сказал по поводу этого письма, но начал опасаться 1918 года, и говорил что этот год фатален для него и для всей династии.
Князь Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако в сознании русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к праведнику, творимые промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I».
Государь Павел в короткий период своего царствования, по выражению одной писательницы, «научил страху Божию всю Россию». И ныне светлый образ сего Помазанника Божьего должен рассеять мглу, окутавшую русских людей.”
Да помилует нас, дорогие наши читатели, молитвами сего царственного мученика милостивый Господь!