Кое-что про отдел рукописей библиотеки РАН, экспедицию Шелегина и карты 18 века

Feb 19, 2017 17:44



"Ландкарта, учиненная в бытность в Сибири брегадира Беэра, Сибирской губернии с лежащими местами около Колывано-Воскресенского бывшего действительного штатского советника Демидова заводу. И по части Оренбургской губернии и землиц Киргиз-Кайсацкой Орды,.. и Аральского морца, и Зенгорского владения Галданчирина смежности, назначенная в давных годах с Зенгорцами города Кузнецка дворянином Мельниковым граница, также и путь, как был послал секретно от брегадира Беэра на Телеское озеро руд приищик Шелегин с товарищи, при том же внесены места, где вновь можно построить крепости:
1. на устье речки Бухтармы близ самого Иртыша реки;
2. на Шу(л)бинском Демидова заводе достроить;
3. на реке Алее при форпосте Алейском;
4. на Змеиной горе;
5. на Чагырском руднике;
6. на реке Ануе;
7. на реке Катуни повыше устья речки Иши;
8. на реке Бие повыше устья речки Биши, которые под литерой А.
И назначена вновь же линея, по которой не соблаговоле(но ль) будет впредь учинить границу с Зенгорским владением и о протчем".

Эту замечательную рукописную карту середины 18 века я имел возможность обозревать непосредственно в библиотеке РАН.
Зачем и почему - читайте далее.

В прошлом году я побывал в славном городе Барнауле, где, в частности, интересовался историей Алтайского края и экспедицией Петра Шелегина к Телецкому озеру.
Пётр Иванович Шелегин (ок.1705-?) - заметная историческая фигура в алтайском краеведении, но малоизвестная в федеральном масштабе. Он был крестьянином, старообрядцем-раскольником и рудоприищиком Колывано-Воскресенкого завода Акинфия Демидова. Личность этого самого Шелегина является предметом моих научных интересов уже несколько лет, посколько он приходится прапрапрапрапрапрапрапрадедом моему сыну.

Если прошерстить Википедию, то обнаружится единственное упоминание Шелегина в статье про Барнаул. Там говорится, в частности:

«Существует несколько гипотез о происхождении названия города... Другая версия заключается в привязке к названию реки Барнаулки, которая на чертежах конца XVIII века названа «Бороноул» или «Бороноур». В некоторых документах река значится под названием «Баранаул», и лишь в 1745 году на карте Шелегина она обозначена как «река Барнаул».

В прошлом году мы с сыном весьма удачно посетили краеведческий музей, где видели на витрине копию той самой карты. А также побывали в Госархиве Алтайского края, где правдами и неправдами получили доступ к архивному делу о секретной экспедиции 1745 года, которую Пётр Шелегин и возглавлял. Историю приключений в архиве можно прочесть здесь.



Статья в Вики упоминает "карту Шелегина", однако это название не совсем точное. Имеется в виду карта, которую по итогам экспедиции составил Пимен Старцов, сам бывший её участником. Пимен Егорович Старцов - тоже известная личность, это настоящий картограф - прапорщик геодезии, ставший впоследствии управляющим Змеиногорского рудника. Старцов является автором нескольких карт, важных для истории русского освоения Алтая. Карты эти хранятся в разных архивах нашей страны.

Мне было интересно найти и потрогать карту экспедиции Шелегина 1745 года в подлиннике, сделать её сканы или фотокопии для домашнего архива. Однако, умные люди подсказали, что карт, где отмечен путь экспедиции, известно, как минимум, две! И одна из них - которую я раньше не видел, хранится где-то в Санкт-Петербурге!



Посидев в интернете, оседлав телефон и пораскинув мозгами, я отмёл в качестве мест хранения Научный архив Российского Географического Общества, а также картографические отделы нескольких крупных библиотек. Оказалось, что нужная карта лежит где-то в Научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки Российской Академии Наук.

Дальше я поступил, как кузен Ави из фильма "Большой куш".



И вот Питер! Библиотека находится по адресу: Биржевая линия, 1. Это на стрелке Васильевского острова рядом с Кунсткамерой и, разумеется, Биржей.



Чтобы пройти квест и получить на руки карту 18 века, нужно как-то попасть в библиотеку.
Читательские билеты бывают двух типов. Из правил библиотеки:

"Временный читательский билет выдается иногородним читателям на основании паспорта с отметкой о регистрации по месту постоянного проживания и командировочного или стажерского удостоверения. Для оформления временного читательского билета сроком более 1 месяца необходимы две фотографии 3x4.

Для получения постоянного читательского билета необходимо предъявить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, диплом об окончании высшего учебного заведения или диплом о присвоении ученой степени, две фотографии 3x4, служебное удостоверение сотрудника учреждения РАН или ходатайство с места работы".



Итак, самое удивительное - в библиотеку РАН (она же - БАН) пускают только лиц с высшим образованием!
Удивительная дискриминация для 21 века, но... приятная -  давно не испытывал такой гордости, что имею высшее образование!
Диплом-то в наличии, а вот второй ключ - это "отношение", и его у меня не было.

- У Вас есть отношение из института или с кафедры, где Вы работаете?
- Нет. У меня нет отношения. Я не пишу диссертацию, и не являюсь научным работником.
- ... (презрительная звенящая тишина, после которой обычный неборец за права человека и потребителя должен провалиться сквозь землю).
- ... (улыбаюсь).
- Где же Вы работаете?
- Это долгая история, видите ли...
- Давайте сюда все удостоверения, какие там у Вас есть? Мы должны всё это записать.
- Хорошо (предъявляю), я - финансовый директор, ещё депутат и зампредседателя городской Думы, и ещё председатель правления нашего ТСЖ...
- Эээ, ну, хорошо. Что же Вы ищите, какова сфера Ваших научных интересов?
- История России.
- Вся?!
- Да, история России. Мои интересы весьма широки.
- Эээ, тогда наверное стоит дать Вам временный читательский, раз Вы...
- Извините, мне нужен постоянный, меня ждёт Вера Григорьевна в отделе рукописей, с временным ничего не дадут...
- Ах, Вы знаете Веру Григорьевну? - зав.абонементом смягчается, но тянется к телефону для контрольного звонка.
- Вера Григорьевна, миленькая, тут у нас гость из Томска, который... Ах, Вы его ждёте! Хорошо-хорошо, а может всё-таки временный? Нет, ну ладно, ладно...

После этого строгая дама ещё раз внимательно осмотрела меня, но уже не снисходительно, а с доброй улыбкой.
- Молодой человек, мы дадим Вам постоянный читательский билет Библиотеки Академии Наук. И помните, он даётся один раз и пожизненно. Когда бы Вы не пришли к нам, пусть даже через 20 лет, с этим читательским Вас всегда пустят без паспорта. Только вкладыш внутри обновят на тот год, когда придёте. Желаю удачи в поисках!

Это потрясающе - теперь я постоянный читатель БАН! Как какой-нибудь настоящий профессор!
Вот как выглядит сия волшебная "корочка":





Далее та же дама, что выдаёт читательские билеты, вызвалась проводить меня в нужный кабинет и обстоятельно всё объяснила.
Мы поднялись на второй этаж, по звонку открылась дверь в Научно-исследовательский отдел рукописей, и я предстал перед дежурной по читальному залу.
Для меня освободили большой стол, чтобы можно было разложить заказанные карты. Рядом сидели два историка и без стеснения в полный голос обсуждали проблемы первых публикаций исторических источников (здесь главенствует принцип "кто первый встал, тому и тапки", что, впрочем, справедливо для всех сфер жизни).
Из глубин явились зав.отделом д.и.н. М. В. Корогодина и та самая Вера Григорьевна Подковырова - и.о. главного хранителя Отдела рукописей БАН, кандидат филологических наук.
Первая дала разрешение на выдачу рукописных карт 18 века, а вторая провела научно-разъяснительную и культурно-воспитательную работу.



Обратите внимание - все шкафы с рукописями завешаны плотной тёмной материей. Свет - главный враг исторических документов.



Этот "сборник Гнучевой" является следующим ключом к поиску нужных карт.
Книга 1946 года содержит описание и шифры хранения ко всем рукописным географическим материалам, которые хранятся в БАНе.



Архивист Б. В. Александров погиб в январе 1942 г. в Ленинграде.
В. Ф. Гнучева была эвакуирована из блокадного города в Казахстан, но здоровье было сильно подорвано, и она вскорости умерла.
Книга издана уже после их смерти. Труды эти людей актуальны до сих пор, спасибо им!



Ценность данного экземпляра книги Гнучевой в том, что на полях указаны современные номера единиц хранения.
Есть и другие ценные пометы, сделанные научными работниками за 60 лет. Например, есть уточнения дат или пометки, что карта в реальности отсутствует.



Это я привожу примеры с другими картами, важными для изучения истории Сибири и Алтая 18 века.



По фамилии легко находится наш Шелегин - карта с его упоминанием имеет старый номер 88.



Вера Григорьевна помогает мне прояснить местонахождение "карты Шелегина 1745 года". Оказалось, что в БАНе её нет.
Уже после возвращения из Петербурга выяснилось, что карта, копию которой я сфотографировал в барнаульском музее, находится в Москве в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА).

В книжке "Туристские районы СССР. Алтайский край" (М.: Профиздат , 1987. С. 108-120) экспедиции Шелегина дана такая оценка:

"В 1745 г. по указу сената была организована экспедиция по обследованию северо-восточной части Алтая - верховий Бии, Телецкого озера, междуречья Чулышмана и Башкауса. Во главе ее стоял землепроходец и рудознатец Петр Шелегин. Эту экспедицию можно считать последней экспедицией "периода землепроходцев, первооткрывателей" и первой местной (краеведческой) экспедицией.

По результатам ее картограф и чертежник П.Старцев составил "Ландкарту Кузнецкого уезда". К карте приложена "Роспись" и "Журнальная записка" П.Шелегина. В этих документах содержится много ценных географических сведений, нанесена густая речная сеть, описаны полезные ископаемые, имеются данные о фауне, о возможности хозяйственного использования земли не только по маршруту 1745 г., но и по всему краю".

На самом деле к карте ничего не приложено - как уже сказано, сама она хранится в РГВИА, а "роспись" и "журнальная записка" хранятся в Госархиве Алтайского края вместе с другими отчётными материалами. То, что экспедиция названа местной и краеведческой, говорит о незнании авторов книги объективных реалий. Разве можно вести речь о "первооткрывательстве" в сердце Евразии - на земле, постоянно населённой различными племенами в течение тысяч лет?

Экспедиция была секретной полувоенной, это не образовательная прогулка по диким безлюдным местностям, а разведка мест, граничащих с Джунгарским ханством. Цель экспедиции - поиск и описание мест, пригодных к поселению, образованию крепостей и ведению сельского хозяйства, попутно осуществлялся поиск рудных образцов. Шелегин со своими людьми не был там ни первым, ни даже вторым русским исследователем этих мест, он просто актуализировал информацию для современных ему имперских властей.



Итак, в БАНе хранится другая, но не менее интересная карта! В описании она значится так:



Здесь обозначена территория от Екатеринбурга и Аральского моря на западе до Красноярска на востоке - юг Урала и Западной Сибири, Алтай, и значительную часть карты занимает современный Казахстан.



Внимание, карта острополитическая! Здесь обозначены действительные границы на момент составления и предполагаемая линия - "по которой не соблаговолено ль будет впредь учредить границу". Также отмечен путь экспедиции Шелегина и 8 мест, "где вновь можно построить крепости". Потому экспедиция не краеведческая, а разведывательная.



Карта давным-давно разорвана на две части, так и хранится.
Автор карты неизвестен, она не подписана. Это какая-то "отчётная сборная" карта, потому что картографу Старцову вряд ли были известны Урал, Казахстан и другие места.
Есть и другой аргумент против его авторства - путь экспедиции показан от Шульбинского завода Демидова, хотя в реальности наши разведчики вышли с Колывано-Воскресенского завода. На той карте, что хранится в РГВИА, этот путь указан правильно.

В описи дата создания указана как "18 век", но в реальности должно быть - "не ранее 1745 года".
Составителю описи Александрову про экспедицию Шелегина, видимо, не было известно.



Салатовым цветом выделена территория Кузнецкого уезда.



Южнее слева обведена область "ведомства Колывано-Воскресенского завода", то есть собственность Акинфия Демидова - будущий Алтайский горный округ.
После смерти Демидова он отошёл в собственность Кабинета Её Императорского Величества, то есть Елизаветы Петровны.
Путь экспедиции Шелегина я выделил ярким красным.



Вдоль этого пути есть надпись: "Путь куды ше(л) рудоприищик Шелегин с товарищи".



С юга же синим обведена территория, где "кочуют каракольцы". Эти каракольцы - данники джунгарского хана, и всё это - сфера интересов Джунгарии.
Ярко жёлтым выделено желание Российской империи присоединить/захватить весь Горный Алтай - "удобно по сей линии границе быть".
Кому удобно? - Да уж не джунгарскому хану!
Именно поэтому итогом секретной экспедиции Петра Шелегина была встреча с вооружённым отрядом джунгарцев численностью до 500 человек, из коих было "47 кольчужников". Наших было всего 96 человек (уже даже меньше), а вооружённого столкновения чудом удалось избежать. Джунгары повернули непрошенных гостей восвояси.

Про подробности экспедиции, её задачи и итоги следует рассказать отдельно, а пока посмотрим другие интересные детали карты.



Кто любит Томск? - Вот вам Томск!



"Болото Большое" - не что иное как знаменитое Васюганское болото. Я повернул фрагмент вправо, чтобы удобнее видеть надпись.
Оно раскинулось на пространстве между Тарой и Томском и означено полосой, но его ни с чем не спутаешь.
Сама река Васюган на большом пустом пространстве отсутствует - ясно, что местность не известна картографу.



Красноярцы - вот Красноярск!



Здесь ещё один политический момент - справа от Красноярского уезда имеется "часть кятайскаго владения"!
Совсем не Хакасия и не Монголия...



Карта содержит ряд замечательных графических элементов, которые знакомы с детства любителям книг про пиратов и сокровища.



Посмотрите, картограф "потерял" букву "Д" в слове "ландкарта"!

На самом деле кроме уже осмотреной нами "карты Беэра" я заказал ещё две карты. Одна под номером 808 оказалась совсем не нужна.
А вот вторая весьма любопытна, она называется так:



Карта достаточно большая, хранится дважды сложенной.



Здесь подробнейшим образом расписаны все здания и строения Барнаульского завода, то есть будущего города Барнаула.
Карта не раз публиковалась, является достаточно известной.



Сверху акварелью отрисован эффектный картуш, нарисована обязательная роза ветров.



На главное - здесь есть подлинный автограф картографа Пимена Старцова!



Поскольку в прежние годы с каждой из карт уже работали исследователи, в отделе рукописей уже имелись цифровые копии.
Поэтому я не стал мучиться со светом и фотоаппаратом, а просто оплатил предоставление готовых цифровых файлов.
Изучение же подлинной карты принесло просто удовольствие от прикосновения к истории.
На этом вопрос изучения экспедиции ещё не закрыт, про неё есть, что написать, и РГВИА посетить тоже надо.



Вечером мы с братом пошли в Мариинку - там была премьера балета "Собор Парижской богоматери" в исполнении "Астана Опера".
Потомки кочующих калмык Киргиз-Кайсацкой Орды танцевали на высшем мировом уровне!

Горный Алтай, Документы, История, Телецкое озеро, Экспедиция Шелегина, Санкт-Петербург, Генеалогия, Алтай

Previous post Next post
Up