Часто в жизни бывает такое неприятное западло как, например, внезапная долевая собственность в жилом помещении.
Люди каким-то образом получают в собственность кусок жилья и не знают что с ним делать. Жить самостоятельно и изолированно не получается - долька маленькая, а в квартире уже есть какая-нибудь семья, да ещё и с детишками. Вселяться туда не охота или даже не пускают, а сами твою долю выкупать не спешат. Или даже спешат, а продешевить жалко! На стороне других "долевиков" тоже грусть-печаль: жили-не тужили, и вдруг кто-то хочет разрушить наш уютный мирок. Такие проблемы с долями всегда нужно решать полюбовным договором, но не всегда получается.
Однажды попросили помочь с такой же проблемой: мужчина внезапно овдовел, и после смерти супруги 1/4 доля в квартире по закону досталась её пожилой матери. Эта бабушка жила в далёкой деревне, не имея интереса к чужому жилью, но, будучи науськанной алчными родственниками, продала свою долю одной из внучек. Цена вопроса символическая - 100 000 рублей (в ценах 2005 года).
Внучка, став миноритарным собственником, подала иск о вселении. Разумеется, мужчина не собирался пускать к себе ушлых дальних родственников жены, обоснованно полагая, что они не только отравят ему существование, но и открыто будут ждать его смерти. И был прав - они ждали.
Удивительно, но не так много людей знают о святом Праве Преимущественной Покупки (ППП), что закреплено статьёй 250 Гражданского кодекса РФ. А те, кто знают, уверены, что их право распоряжаться своим добром как угодно ещё святее. Потому нарушают. А по-хорошему - должны известить сособственника в письменном виде с указанием цены и иных условий, на которых продают долю третьему лицу. А не извещают. По-плохому ведут себя!
Пунктом 3 статьи 250 ГК РФ установлено, что при продаже доли с нарушением ППП другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Этот срок начал течь с момента, когда вдовец узнал о нарушении своего права - получил иск о вселении.
Итак, защищая вдовца, я подал иск о принудительном переводе на него прав и обязанностей покупателя 1/4 доли. Ведь, если бы он сразу узнал о продаже этой доли за 100 тыщ, то легко мог выкупить её сам.
Прямо так, в точном соответствии с законом и были сформулированы исковые требования: "Перевести на истца права и обязанности покупателя по договору купли-продажи 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру".
Дальше произошло то, что часто бывает: судья не захотела или не смогла вникнуть в суть проблемы и отписалась:
Последние два пункта написаны, конечно, "до кучи". Но меня возмутило не это, а вот это:
У меня "очный" диплом юрфака, и читать такую рекомендацию от судьи-заочницы с пятилетним стажем работы в местном ГОВД не очень приятно.
Конечно, я написал частную жалобу в областной суд, указав, что "требования, изложенные в исковом заявлении, целиком основаны на законе и подлежат прочтению и буквальному пониманию в соответствии с нормами русского языка".
Также я процитировал обширную судебную практику высших судов страны за разные годы. Начал, например, с Пленума Верховного суда РСФСР, который ещё аж в 1966 году разъяснял судьям, как решать такие дела.
Жалоба подаётся через суд, чей акт обжалуется, чтобы вместе с материалами дела направиться в вышестоящую инстанцию. Знаете, что было дальше? Судья-заочница позвонила мне на мобильный и попросила забрать жалобу. Разговор слышали все коллеги на работе. Прямо так:
- Заберите свою жалобу, я буду рассматривать дело!
- Позвольте, как же я заберу, если всё направлено заказным письмом, зарегистрировано и обратного хода нет?
- Ничего, я уже приняла дело к производству!
- Как же так, ведь судья не может отменить своё собственное определение? - я почти смеюсь.
- Как вы разговариваете с судьёй, я могу привлечь вас за неуважение к суду! - не выдержала и стала орать.
- Погодите, за что? Вы звоните мне на личный телефон вне судебного заседания и просите забрать законную частную жалобу на ваше незаконное определение. За это вы меня привлечёте? Вы вообще в себе? - это было очень и очень смешно.
- Заберите жалобу, я буду рассматривать иск. - тихо повторила судья и попрощалась.
Конечно, дело я выиграл.
В процессе судья вела себя так, как будто ничего не произошло. Жалобу она не отправила в областной суд. И даже не выбросила. И даже не порвала. Её тупо подшили в дело перед протоколом судебного заседания и решением! Спустя несколько лет я смотрел это дело - жалоба лежит там и сейчас. Дальновидный юрист сказал бы, что это принцип процессуальной экономии в чистом виде, но я вижу чистое беззаконие и произвол.
Надо сказать, что адвокат противной стороны тоже не блистала умом. Она, например, заявила встречный иск "о недопущении совершения заведомо ничтожной сделки". Суд отказал в приёме такого конструкта, и областной суд тоже подтвердил правильность отказа, даже выдав такой перл:
Ответчики вели себя как ответчики.
"Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." (с) Булгаков.
Всё кончилось хорошо - 1/4 воссоединилась с родными 3/4, став единой квартирой. Вдовец успокоился, а внучка получила свои законные 100 тыщ рублей.
Какая мораль в этом посте? Да почти никакой.
Хорошие судьи - редкость. Хорошие адвокаты - редкость. Кодекс никто не чтит. Нас судят и защищают менты, заочники и проходимцы. Наши соотечественники в массе - наглые крохоборы. И только любовь к внимательному чтению, анализу информации и настойчивость помогают заставить их всех уважать закон.
И помните про преимущественное право покупки доли у тех, кто совместно с вами владеет общим имуществом!