Мудрецы из Хелма

Apr 28, 2014 09:05

В каждом селе должна быть церковь. в каждом городе - дурачок. А в местечке? А что в еврейском местечке, в нем должен быть свой аид а-шикер. Один, только один, два или три - это для поляков и русских, евреям одного на всех - за глаза.И ведь что интересно, в одиночестве аид а-шикер не пьет, но никто не называет его собутыльников пьяницами, все уважаемые люди! А потому что выпьют с ним чуть-чуть и под бочок к свой Лие-Двосе, а этот все никак не напьется, в горле у него сухо, словно Моше именно его водил по пустыне и именно сорок лет не давал ему и глоточка.
Если где в Хелме свадьба, не дай бог, похороны или день рождения... Что? Конечно, свадьба - дай Б-г и мазл тов!  Это похороны не дай Б-г, но почему-то без них еще никто не обошелся. Так вот, на любом празднике Ицик тут как тут. И не приглашали, и пробовали не пускать, куда там - сидит за столом и наливает себе, как все порядочные евреи, и на отсутствие аппетита не жалуется. Нет, никому не жалко, ну съест он пять-шесть бутербродов с  форшмаком, ну там, не знаю, одну или две миски холодца, что же, считать за ним каждый кусок? Но все-таки, как-то нехорошо! Тебя не приглашали, сам пришел? Посиди в уголочке, выпей рюмочку и иди себе домой. Нет, он наливает и наливает, наливает и выпивает! Ты посмотри, уже шестая рюмка перед ним!
А как ты его не впустишь в дом, если в доме праздник, например, поминки? Я вам так скажу, если бы барон Ротшильд устраивал свадьбу своей дочери в Хелме, и на ту свадьбу пригласил барон Ротшильд королей, министров и других прочих шишек, так Ицик будет обязательно среди там, я вам уверяю! И в своем почти новом лапсердаке, который только один раз перелицован, в своих густо пахнущих дегтем сапогах будет чувствовать себя ничего себе. А гости, все короли, министры и прочие шишки, и дочка барона Ротшильда будут смеяться его хохмочкам и его анекдотам и подхватывать "Мазл тов!" вслед за Ициком. Это еще счастье барона, что он не делает свадьбу своей дочки в Хелме!

Однажды вечером Ицик возвращался к себе домой с очередной гулянки. Ну как вечером, почти под утро. Но на небе была еще луна и кругом было темно, так что можно сказать, что он возвращался ночью. Добрел он до своего домика, где жена его Малка крепко спала, устав ждать его в кровать, погладил Ицик своего пса и так ему захотелось пить! Ну ты подумай, нет зайти в дом и выпить ковшик кваса или компота из сухих груш - он опустил ведро в колодец и достал холодную воду. Напился прямо из ведра, смотрит - в воде отражается луна."О как!" - подумал Ицик, - "Я достал луну! Видимо, она утонула в моем колодце, а я ее достал. Теперь жизнь завертится по-иному, теперь, евреи, мы посмотрим у кого мишугинер копф, а кто настоящий хахам и должен проверять ножи у хелмского резника!" Ицик укрыл ведро с водой своим лапсердаком и поставил ведро на лавку в прихожей, после чего разделся и лег под бочок к  Малке.
Проснулся Ицик на следующее утро, ну как утром - солнце уже высоко  стояло на небе и обед у Малки был уже готов - сегодня был постный борщок и разогретый вчерашний кугл. Вышел Ицик в прихожую - лапсердак висит на гвозде, где лапсердаку и положено, а ведро стоит пустое.
- Малка, а где наша луна?
- Старый пьяница, где ей быть - на небе, подожди до вечера.
- Ты её отпустила на небо? Она сама там устроилась или тебе пришлось её приколотить?
-  Дурень, ты о чем? Кого приколотить, тебя приколотить мало, только не к небу, а чтобы чертям было легче тебя забрать, они уже заждались!
- Вчера я сам достал луну из нашего  колодца, видно, она упала туда по неосторожности. Так я прикрыл ведро лапсердаком... Ты воду из ведра брала?
- Должна же я была вскипятить воду для чая, потом сварить борщ... Посуду надо было помыть, а помои я вылила в огород!
- Дал же Б-г жену! Кому-то дочка Ротшильда, а мне эта курица! Ты, значит, выплеснула луну вместе с водой!
...
- Послушай, жена, какой необыкновенно вкусный у тебя сегодня борщок! И у чая совершенно исключительный вкус, никогда такого вкусного не пил, сахар не нужен - чай словно бы с медом. Это нахес, я таки всё понял! Это все от луны - она полежала в ведре и ты варила борщ на лунной воде. Так это что получается, луна лежала в нашем колодце...

Когда Малка рассказала о происшедшем соседкам, кто-то засмеялся, кто-то сказал "вот мишугасы!" Но почему-то в дом к Ицику приходят за водой совсем незнакомые люди с других улиц, и не только евреи. Ицик берет недорого - грошик за ведро, вдовам и сироткам он уступает ведро воды за полгроша и помогает донести ведро до калитки. И что вы думаете, Малка теперь очень редко ложится спать одна, Ицик предпочитает ночевать дома, так он меньше волнуется за деньги, которые стали приходить в дом сами собой.

рассказик

Previous post Next post
Up