Мудрецы из Хелма

Dec 03, 2013 09:39

Что делает мелкий бродячий торговец, который переезжает из города в город, из местечка в местечко, с ярмарки на ярмарку? Вы скажете, что он пытается заработать свой грошик, чтобы накормить семью и поесть самому и будете правы, но не совсем. Не совсем правы - это значит, что вы ошибаетесь. Во-первых, благодаря этим бродягам, которые ездят туда-сюда, новости среди евреев разносятся с поразительной быстротой. Не успеет шадхен зайти в дом к Янкелю в Касриловке, как вся родня Янкеля в Хелме собирается и думает, что они будут дарить его сыну на брит и гадают, удастся ли фаршированная щука, которую тетя Голда приготовит на свадьбу или как обычно, в рот нельзя будет положить и кусочка.
Так это во-первых. А во-вторых, как Двойра из Сокаля узнает, что она еще не вдова и ее муж Мотл, уехавший год назад на заработки в Люблин, не дал ей развод? Только получив короткое письмецо от паршивца Мотла! А это значит, что Борух-портной все еще должен соблюдать осторожность, навещая Двойру по вечерам. А как модницы в Юзефове узнают, пришивать им большой бант на платье спереди или маленький - сзади? Кто, кроме разносчика модного товара привезет им шляпки, которые не стыдно было бы одеть даже в Варшаве, если бы они когда-нибудь собрались приехать в Варшаву? А книги! Кто привозил бы в местечки сборники псалмов, молитвы для женщин, календари и сказки для детей, если не торговцы, разъезжающие по черте оседлости на своих лошадках и осликах?
Но ведь есть разносчики и есть разносчики - почувствуйте разницу! А кто - кто, это зависит. Есть ведь такие, что с собой у них маленький акушерский саквояжик с образцами, а контракты они заключают на сотни рублей, а может быть и на тысячи, кто им посчитает? И одеты они так, что глядя на них молодые люди в Хелме стараются только запомнить, как завязан у них глалстук, какого  цвета лента на соломенной шляпе и насколько должен выступать платочек из нагрудного кармана. Такой вот Соломон, коммивояжер из Лодзи, бывал по своим делам в Хелме и обязательно заходил в синагогу, а потом выпить чашку чая и съесть тарелку куриного бульона с кусочком шейки - к раввину.
- Послушайте, рав, когда уже евреи, я имею в виду не только хелмцев, но и евреев из Люблина, Лодзи, Варшавы, даже из самого Егупеца, когда уже евреи перестанут носить свои лапсердаки, когда хасиды снимут свои халаты и меховые шапки?
- А в чем дело, Соломон? Что не так с лапсердаками, халатами и шапками, они мешают тебе спать или ты потерял из-за них аппетит?
- Уважаемый рав, вы знаете, как сильно я вас уважаю, нет вторых таких людей во всем свете, кого я уважал бы больше, чем вас и вашу жену! Но ведь мир стал совсем другим! Чтобы поговорить со своим партнером в Варшаве, мне достаточно у себя в Лодзи снять маленькую трубочку, покрутить ручку и сказать «Центральная»! А новости из самой Америки теперь приплывают в Европу не на кораблях, они мчатся по медным проводам. Человек не сегодня завтра поднимется в воздух на аэроплане, чтобы парить, как птица. Скоро человек окажется на Северном и даже на Южном полюсе. Чтобы переплыть океан, достаточно будет купить билет на пароход …
- … и разделить судьбу пассажиров «Титаника».
- Это трагическая случайность!
- Которой чудесным образом сумел избежать Ноах в свое время. А скажи мне, Соломон, тебе обязательно ехать на этот Северный полюс?
- Зачем мне ехать на Северный полюс?! Я туда совсем не собираюсь!
- Во-от! Оказывается, тебе туда не надо, мне тоже туда не ехать, но ты так переживаешь, Соломончик, за Северный полюс, что я решил, тебе там обязательно надо быть. Может быть, подумал я, у него там встреча с Главным Белым Медведем, почему нет?! А скажи мне, Соломончик, сколько лет человек не летал по воздуху, теперь обязательно надо начинать?
- Раввин, это прогресс, Прогресс, понимаете вы, и его не остановить!
- Зачем же ты так горячишься, Соломончик?! Холоднокровней! И что, этот твой Прогресс не вынесет, если евреи будут ходить в лапсердаках, хасиды в халатах, а у себя дома я одену шлепанцы?
- Послушайте, ребе …
- Нет, это ты послушай, Соломон! Много лет назад праотец наш Авраам пришел в Ханаан из Ура Халдейского и его не волновало, во что он одет, лишь бы нагота его была прикрыта. Египтяне держали евреев в рабстве и Моше волновало их рабское положение, а не последняя египетская мода. Когда крестоносцы убивали евреев в Сфараде и Ашкеназе, меньше всего они думали о прогрессе и как им проехать на этот полюс. Если этот Прогресс зависит от фасона моих подштанников - пусть проваливает, к чему мне такой Прогресс?! Пусть евреи остаются евреями, лишь бы были людьми, вот что я скажу тебе, Шломо.

рассказик

Previous post Next post
Up