Jul 12, 2013 09:35
Все время "раввин, раввин"...Вы думаете, в Хелме не было меламеда? Так это неправда. была в Хелме и талмудтора, и был в Хелме меламед - Хаим Ривкин. Даже сказать, и талмудтора была не одна, и меламедов было несколько. И вот что интересно - все разные. Не о том речь, что были меламеды от разных матерей и отцов, а разные и по характеру, и по уму, и к детям, своим ученикам по-разному относились. Вот очень по-разному! Если большинство меламедов за год целый ворох розог изведет - старается, учит детишек грамоте, ТаНаХ, молитвам, то Хаим Ривкин вырежет себе летом пару-тройку указок и ни разу ими не воспользуется. Только иногда что-нибудь на доске покажет ею или в карту ткнет, а то между лопаток себе почешет.
Заглянул Хаим к раввину вечером "на огонек" и за рюмкой чая спрашивает:
- Скажите, ребе, кто мы? Я имею в виду, кто мы - евреи Хелма? Вот правил здесь поьский король Стефан. Потом пришли австрийцы. Недолго были французы с Бонапартом. Потом пришел русский царь и Хелм стал местечком в Царстве Польском, но в Российской Империи. Так в Швейцарии живут швейцары, а в Египте живут египтяне, а кто мы - евреи и жители Хелма? Быль поляками, потом австрияками, теперь снова поляки или российцы?
После короткой паузы раввин попросил Хаима:
- Сходите, реб Ривкин в соседнюю комнату, принесите оттуда клетку с курицей.
Удивился Хаим Ривкин - нечего делать курице в комнате у раввина, да еще в клетке, ей самое место на кухне у хозяйки! Но каким удивленным он вышел оттуда:
- Ребе, что вы говорите! Там в клетке нет курицы, в клетке сидит попугай!
- Вот!
- Горе мое, - в комнату вошла жена раввина, - ты не мог просто сказать реб Ривкину, что попугай останется попугаем, назови его хоть курицей. хоть индейкой?!
рассказик