«Территория»…
На просмотр «Территории» я шла подготовленной - прочитала одноименную книгу Олега Куваева. Поэтому сюжет, который кому-то может показаться несколько обрывочным и клиповым (внимание режиссера постоянно перескакивает с одного персонажа на другого), мне был совершенно понятен. Хотя человеку, книгу не читавшему, действительно не очень понятно: почему Чинков - Будда, отчего он конфликтует с Городом, почему золото ищется почти тайно, почему Баклаков форсирует реку вплавь с рюкзаком (вот знала же, что выплывет, но сердце екнуло), и еще много-много почему.
Кроме великолепной операторской работы хочется отметить, как здорово подобраны актеры. Чинков - Константин Лавроненко, Егор Бероев - Монголов. Лучшего Кефира я бы представить не могла. Правда, Баклаков описывается Куваевым как обыкновенный вятский парень, честный и скромный, но с народной хитринкой. Там даже несколько раз подчеркивается автором некрасивая внешность Баклакова. Отчасти, как мне кажется, этим объясняется его проигрыш в любовном треугольнике. Нам же на экране показывают красивого мужчину в исполнении Григория Добрыгина. Впрочем, это то отступление от «линии партии», которое я с радостью прощу режиссеру.
Когда увидела на экране Евгения Цыганова в роли Гурина, сразу подумалось - 100% попадание. Кто еще из российских актеров справился бы лучше с ролью «не такого как всего», «предпоследнего авантюриста», а на деле - циника и сноба с примесью героя-любовника? Цыганов, как мне кажется, еще после «Оттепели» не вышел из такого амплуа и держится в роли очень органично.
Но вот герой дяди Кости в исполнении Пётра Федорова. ОМГ. Старый танкист, прошедший войну и заливающий боль смесью чифира с водкой, никак не может быть красивым и сексуальным Пётром Федоровым. И погибает герой в фильме как-то нелепо: оставшийся со времен войны осколок зашевелился и вошел в сердце. И везет он на базу жену Монголова в этот момент. ОМГ-2. Смерть дяди Кости в книге страшная, но она, извините, логична и по-северстроевски понятна. Герой, который не жалел ни себя, ни машины, погибнет сделав большое дело, а не будучи таксистом для жены начальства. А тут… Я даже не сразу поняла, откуда взялась эта героиня Ольги Красько, пока титры не посмотрела. В книге о женщинах вообще - слово и полслова.
И это правильно. «Территория» - это книга о мужчинах, о мужском трудном деле. О мужчинах, «которые бородаты не по моде, а по делу» (с). Отличная фраза из книги, характеризует наше время. Я сидела и думала какой простой жизнью сейчас все-таки мы живем, как развращает и расслабляет цивилизация.
«Территория» - и книга, и фильм (пусть тут и сместили акценты на любовную линию, как мне думается, для привлечения зрителей в зал), повествуют о том, каким остается человек наедине с природой, со стихией, с самим собой. Может ли переступить через гордость и обиду, и помочь удачливому сопернику? Может ли признаться в стыдном, обжигающем? Протянуть руку, спасти, пойти навстречу?
Но все-таки фильм снимали современные люди. Именно поэтому Седой стреляет в Баклакова, не в силах справиться с соблазном украсть золото. Что же, люди гибли за металл во все времена. Сразу вспоминается «Белое безмолвие» Джека Лондона. Но Куваев писал в другое время, с другими идеалами, поэтому герои в книге ведут себя иначе.