Публикую вторую часть философских размышлений Сергея Дулова. На этот раз взгляд со стороны на библейские легенды.
первая часть
тут 2. Где ты, рай? И другие легенды…
Здесь опять-таки сделаю отступление - о Харрапской цивилизации. Она располагалась в долине Инда, была современницей великих Шумерской (Месопотамской) и Египетской цивилизаций (то есть с древностью 5000 лет и более), и даже величайшей, так как по площади в разы превосходила эти обе вместе взятые. Цивилизация была арийской, что установлено этногенетикой, арийцы «колонизовали» местное дравидийское население, так как именно они потом, после заката ее, в индуистском обществе заняли командные высоты, образовали высшие касты, вероятнее всего, именно по исторической традиции. Хотя харрапская культура вобрала в себя, да и не могла не вобрать дравидийские элементы. То есть арийцы появились в Индостане задолго до Великого переселения народов - это факт, данность, но и неопределенность с исторической точки зрения.
Легенда о фиговом дереве. Фиговое дерево (инжир, смоковница) - священное у арийцев. Было символом как женского (плод), так и мужского (лист) начал человеческого рода, их единства, а также символом, Древом познания. В Пятикнижии обрело противоположный смысл - запрета познания, хотя в Индии осталось в прежнем значении, Будда достиг просветления именно под фиговым деревом. Распространено на Балканах, в соседних областях, причем Кария (малоазийская территория через море от Балкан) считается родиной культурной формы, но растет оно и в Северной Индии, на юге Аравии (знаменита его культурная аравийская форма), что опять-таки многозначительно.
Притча о «Каине» и «Авеле» - свидетельство крупной и кровавой междоусобицы между арийскими племенами на новообретенной родине, с изгнанием и миграцией части рода или племени (ведь по родовым понятиям за убийство наказанию, вплоть до изгнания, мог подвергнуться весь род) еще далее на восток, то есть в долину Ганга, что соответствует историческим данным. Но возможно, конфликт случился на прародине, и именно он послужил причиной миграции части арийцев с Балкан в Индию.
Легенда о золоте, ониксе и бдолахе. Точнее говоря, это строчка, в которой упоминается, что в рае есть золото, оникс и бдолах. Это сразу говорит о том, что в Эдеме были горы, в которых «рождаются» золото и оникс. Они есть в Северной Индии, и их нет на Месопотамских равнинах. И хотя оникс распространенный камень, но издревле лучшими ониксами считались индийский и аравийский. Бдолах - это или смола кустарника, который растет опять-таки в Индии и в Аравии, или мелкое семя. Смысл данной строчки в том, что в раю есть все блага, от мелких, эфемерных до поистине драгоценных. И, понятно, это еще одна ниточка, связывающая Индию и Аравию, арийцев, арабов и евреев, аргумент, что библейский рай находился на севере Индостана, в долине Инда.
Легенда о всемирном потопе. Всемирного потопа, убеждены ученые, в описываемые Библией времена не было. А наводнения, которые, скорее всего, стали источником библейского описания, имели место: регулярные муссонные наводнения в долине Инда, в том числе и катастрофические. Семейство «Ной» его ожидало, как это следует из Библии, осознанно к нему готовилось, предполагая, к какому «Арарату» их вынесет судьба (скорее всего, этот путь был ранее разведан охотником - своеобразным арийским «колумбом», а плавание «Ноя», вероятнее всего, заслужило честь остаться в истории как первое массовое). Это суждение основано на том, что плавание «Ноя» могло начаться только из устья Инда и далее протекать по Аравийскому морю, Оманскому заливу под мощным влиянием муссонов. Муссоны, как известно, дуют с моря к берегу и сопровождаются у западного побережья Индостана прибрежными, северо-восточными, прибивающими к берегу и не относящими в море течениями. Так что судно, отплывшее из устья Инда неизбежно (а также без опасности быть унесенным в море), одной силой течения влечет вдоль берега Индостана к Ормузскому проливу и выносит к мысу Эль-Хадд в Омане, на Аравийском полуострове. На мысе есть горный кряж, который, возможно, и является пресловутым «Араратом». Впрочем, у восточного побережья Аравии муссонные ветра и течения меняют направление на юго-западные, следуя направлению побережья, так что могут донести и до хребта Харадж. Но, скорее всего, это сезонное морское «шоссе» использовалось для освоения аравийского побережья, для обустройства цепочки древних городов, протянувшихся от Эль-Хадда к югу, по оконечности полуострова и далее уже по побережью Красного моря к северу, включая Мекку и далее Медину. Ну и возможно, путешествие «Ноя» протекало при обстоятельствах не столь драматических, а катастрофическое наводнение имело место в другое время и эпически, то есть с нарушением исторической достоверности и для большего, героического впечатления, приписано «Ною».
Легенда об исходе из Египта. Пожалуй, уже не загадочная, а просто несуразная. 40 лет (хотя, очевидно, цифра также символическая) громадной якобы толпой потратить на то, чтобы пройти две - три сотни километров, нарезая круги вокруг цели путешествия и устраивая морские приключения, умудрившись не оставить при этом никаких следов своего многолетнего пребывания… Полагаю, что на самом деле «Моисей» выводил свой народ с прародины, с территории Индостана, куда и бежали в свое время семейства «Иосиф» и «Иаков» (а вовсе не в Египет). Что гораздо логичнее: искать спасения от напастей, от голода у родственного народа, а не в чужедальной стороне. Косвенные доказательства тому есть. Пресловутые «казни египетские»: засилье, чрезмерное размножение земноводных, червей, насекомых, страшные грозы - это все характерные и до сих пор бытующие тропические природные явления, фокусы «египетских» жрецов со змеями родственны опять же до сих пор знаменитому искусству индийских факиров. Ну и водное путешествие - через Оманский залив, возможно, по освоенному семейством «Ной» пути, возможно, иначе, ведь к тому времени индостанское побережье Оманского залива было освоено Харрапской цивилизацией далеко по направлению к Ормузскому проливу, развилась морская торговля, появились порты, судостроение. Соответственно, по прибытии с прародины беглецам из «Египта» предстояло преодолеть на пути к земле обетованной громадные просторы пустынь Аравии, и не просто преодолеть, а прожить со всеми чадами и домочадцами, выживать, так как семейство обновилось, если верить Библии, практически полностью. На что, действительно, могли понадобиться годы и десятилетия. «Исход из Египта» по Библии выглядит просто как набег, рейд на соседнюю территорию. Зачем понадобилось придавать ему эпические черты действительно героического путешествия через аравийские пустыни? - Думается, ради главной цели «Заветов Моисеевых» - обосновать территориальные претензии, приподнять их до уровня «божественного предназначения».
С событиями, связанными с «исходом из Египта» связано, думается, то обстоятельство, что среди нынешних евреев нет потомков ариев, того народа, который разделился на потомков «Исаака» и «Измаила», хотя они вроде должны были бы сохраниться. Объяснение самое логическое и естественное в том, что из «Египта», то есть с прародины в Индостане, бежали (после поражения в борьбе за власть) лишь евреи, ариям снова пускаться в путь с родной и процветавшей в то время земли смысла не было. Хотя возможно, что какие-то семьи, наиболее тесно связанные с еврейской колонией, присоединились к исходу, но в ходе последующих тяжелых испытаний (переход через пустыню, войны в Ханаане) их потомки не выжили, исчезли. С другой стороны, среди арабов немало потомков с арийскими, со времен «Измаила» гаплотипами, более всего они распространены в странах с весьма показательным географическим местоположением - в Омане, Катаре, Саудовской Аравии. То есть, возможно, арии продолжили свое существование не в еврейской, а в арабской ветви. Для полноты картины надо сказать, что евреи-арии есть, это ашкенази, но, согласно этногенетическим исследованиям, они имели арийского предка во времена относительно недавние, около 1700 лет назад.
Последующие, после исхода из «Египта» события Ветхого завете, связанные с завоеванием Ханаана, земли обетованной, в большой степени историчны, то есть имеют материальные и независимые от Библии доказательства, хотя, наверное, втерлась в них легенда - о вавилонском пленении и исчезновении десяти колен израильских. Ассирийцы действительно Иудею завоевывали, наверное, по обычаям тогдашних войн увели какую-то часть населения в рабство. Однако не так, чтобы практически опустошить покоренную территорию и чтобы потом испарилось 5/6 уведенного населения. Следов пропавших евреев нет нигде: ни на окрестных территориях, ни в далеких Африке, Америке, Индии. Ни исторических, ни научных, этногенетических. Это доказательства. Выскажу мнение, на этих доказательствах основанное. Скорее всего, никуда иудейские евреи в большинстве своем не пропадали, а остались жить под вавилонским игом на своей земле, и легенда о пропавших коленах - нормальное, очередное эпическое преувеличение, выражение горчайшей обиды от потери самоидентичности, такого сильного чувства, о котором в народе говорят «лучше бы я умер». Вот и «умерли»… Хотя, возможно, именно в эти и близкие к ним времена вымерли представители нескольких ослабевших еврейских семейств, что по хронологическому совпадению с вавилонским господством было ему и приписано.
В качестве обобщения вот что: всякий эпос историчен, и любая летопись - эпична. Священное писание - не божеское откровение, а книга, написанная людьми, о природе и о людях, о том, что люди делали и как природу понимали, как пытались выжить, исходя из этого понимания и обстоятельств. Библия - не всеобщая история и эпос евреев, хотя ее в этом качестве навязывают. Это история и эпос той части еврейства, которая имеет начало от ариев вместе с будущими арабами, потом - совместная с этими арабами и, наконец, своя собственная. Это история и эпос ушедшей в Индию части ариев до периода, когда началась история отпочковавшихся от них будущих евреев и арабов . Это история и эпос части арабов, произошедших много тысяч лет назад от индийских ариев вместе с евреями, и до периода, когда они от евреев отделились. У представителей других семейств еврейского и арабского народа свои история и происхождение, иные эпические отражения.
Может быть свой эпический свод и у русского народа. Вообще-то богатого и развитого сказания не сохранилось ни у славян - проарийских племен, заселявших Древнюю Русь с юго-востока, ни у русских, бытовавших на северо-западе (тоже славян, но южно-балтийских, по современным определениям, с иным происхождением, что, кстати, установил на историческом материале еще первый русский историк Василий Татищев). Уничтожило, разнесло православие клочками по закоулочкам эпический фольклор, но, думаю, можно «занять» подобное сказание у двоюродных братьев русских - карелов и финнов, имеется в виду «Калевала». Тем более, что сходство русского фольклора с «Калевалой» обнаружить можно, например, в типических чертах и даже созвучии в именах персонажей: Вяйнемёйнена и Бояна - это эпические певцы, вещуны, мудрецы и герои, Лемминкяйнена и Емели - на первый взгляд ленивцы и любители поспать, на самом деле - удальцы, весельчаки и богатыри. Есть схожие образы - тура как символа мощи, могущества, чудесной мельницы как символа благоденствия, волшебной щуки как царицы вод… Это как древняя основа. Плюс Иоакимовская летопись в изложении Василия Татищева, «Повесть временных лет», «Русская правда» - правовой памятник времен Ярослава Мудрого, «Слово о полку Игореве», богатырские былины. Для национального самосознания это бы значило, что русский народ самодостаточен, духовен и культурен исстари и по-своему, а вовсе не благодаря азиатским сказкам. С древними языком, письменностью, государственностью, еще до Рюрика, который был русским (это этногенетический, научный факт), а не залетным пришлецом. Вот такую бы «Библию» сделать настольной книгой…
Давно сказано, что история человечества есть история человеческой деятельности, что полагаю аксиомой для понимания культуры. Библия - явление человеческое, историческое, культурное, а значит подлежащее критическому осмыслению и ее самой, и ее влияния. Что и будет содержанием следующей части этой главы.