Экзистенциальная изоляция и отношения

Mar 01, 2011 19:56



Ещё в школьные годы меня донимал вопрос: почему бывает, так что любовь одного вызывает негатив и отстранение у другого. Это я видела в жизни, в книжках, фильмах. Казалось бы - так я думала - даже вон кошка к тебе хорошо относится и то приятно, а почему обременительна эта безответная любовь.

Вопрос отношений, экзистенциального одиночества как данности бытия подробно рассматривают экзистенциалисты.

Один из них - Ирвин Ялом, экзистенциальный психотерапевт.

Он - автор книг о психотерапии, в том числе и художественных,  которые интересны, прежде всего, тем, что  можно многое понять про экзистенциальные данности на примерах из жизни разных людей.

Одна из его новелл, «Лечение от любви», начинается так:

«Я не люблю работать с влюбленными пациентами. Быть может, из зависти - я тоже мечтаю испытать любовное очарование. Возможно, потому, что любовь и психотерапия абсолютно несовместимы. Хороший терапевт борется с темнотой и стремится к ясности, тогда как романтическая любовь расцветает в тени и увядает под пристальным взглядом. Мне ненавистно быть палачом любви.

Но когда Тельма в самом начале нашей первой встречи сказала мне, что она безнадежно, трагически влюблена, я, ни минуты не сомневаясь, взялся за ее лечение. Все, что я заметил с первого взгляда: ее морщинистое семидесятилетнее лицо с дряхлым трясущимся подбородком, ее редеющие неопрятные волосы, выкрашенные в неопределенно-желтый цвет, ее иссохшие руки с вздувшимися венами - говорило мне, что она, скорее всего, ошибается, она не может быть влюблена. Как могла любовь поразить это дряхлое болезненное тело, поселиться в этом бесформенном синтетическом трико?

Кроме того, где ореол любовного наслаждения? Страдания Тельмы не удивляли меня, поскольку любовь всегда бывает смешана с болью; но ее любовь была каким-то чудовищным перекосом - она совсем не приносила радости, вся жизнь Тельмы была сплошной мукой.

Таким образом, я согласился лечить ее, поскольку был уверен, что она страдает не от любви, а от какого-то редкого извращения, которое ошибочно принимает за любовь. Я не только верил, что смогу помочь Тельме, но и был увлечен идеей, что эта ложная любовь поможет пролить свет на глубокие тайны истинной любви…»

Его же книга  «Когда Ницще плакал».

Это фантазия автора на тему что и как было бы, если бы Ницше проходил психотерапию

«Незаурядный пациент… Талантливый лекарь, терзаемый мучениями… Тайный договор. Соединение этих элементов порождает незабываемую сагу будто бы имевших место взаимоотношений величайшего философа Европы (Ф. Ницше) и одного из отцов‑основателей психоанализа (И. Брейера).

Ялом втягивает в действие не только Ницше и Брейера, но и Лу Саломе, «Анну О.» и молодого медика‑интерна Зигмунда Фрейда».


Previous post Next post
Up