ну собственно у каждого в семье есть свои истории. Мой дедушка -давно уже -лет 25 назад, написал коротенько свои военные воспоминания (по нашим просьбам) Тетрадочку эту безобразным образом потеряли, но остался реферат моей сестры, который она писала в школе пользуясь этими дедушкиными записями. Если хотите - можете прочитать отрывки от-туда со мной вместе.:
10 июня 1941года-выпускной вечер.Окончил 10 кл 127 ср.школы Москвы. Мы знали, что война нас ждет неминуемо. Ещё зимой 1941г. военкомат провел медкомиссию и расписал всех ребят по родам войск. Меня, как отличника, рекомендовали в 1-ое Московское Артиллерийское Училище им.Красина. Затем, во время письменного экзамена в училище, неожиданно прервали их. На плаце начальник училища объявил нам, что на страну напала фашистская Германия, что экзамены отменяются - "Вы теперь уже все курсанты, сейчас по группам в санпропускник, получите форму, вас распишут по классам, ворота закрыты, выход из училища запрещен."
Вот так внезапно началась война. В училище пришлось нелегко. Приходилось заниматься по 12 часов каждый день. После Парада 7 ноября 41г.училище эвакуировали на Урал в г. Миасс. В марте 1942г., после выпускных экзаменов, с присвоенным званием - Военный техник 2-ого ранга был направлен в резерв В.К..По пути из Урала в Москву, при пересадке, посетил семью старшего брата Михаила в г.Сызрани, - куда они были эвакуированы с заводом из Москвы. Те жили очень плохо - кормились овсяной кашей, в квартире было холодно,брата домой с завода не отпускали, (рабочие ночевали на заводе). Оставил жене брата все свои деньги и запасной комплект обмундирования - все что имел.
Затем был направлен в 57 гвардейский мобильный артиллерийский полк. Полк был сформирован из Катюш" на авто шасси -студебекер. Когда прибыли на фронт под Харьков (04.05.42), там впервые в войсках увидели такое вооружение. После первого залпа Катюш немцы отступили на 10 км, даже наши передовые части тоже убежали.
...К сожалению были вынуждены отступать. По дорогам двигались только ночами. Самолеты гонялись буквально за каждым солдатом, машиной. Армия несла большие потери. Очень жаль было мирное население. Это были в основном женщины, старики, которые эвакуировались, оставляя свои села, а их обозы бомбили и расстреливали фашистские самолеты. Фронт отступал и менялось его название - Украинский,Степной, Донской и, наконец, Сталинградский.
Начиная с Дона на фронт начали поступать новые истребители - Яки, МИГи, которые уже сбивали мессершмитов, но,пока, их было маловато. Но мы уже немного "подняли голову". Артиллерийским полкам присылали новые противотанковые пушки - ствол 6м. Немецкие танки они пробивали насквозь ( только "тигры" с боков).
Наш полк отступал вместе с фронтом в составе 21 армии. Так подошли к северной части Сталинграда, где начались беспрестанные бои и днём и ночью.Зима 1942г.начиналась большими морозами 35-40градусов., солдаты были одеты легко (в сапогах,шинелях), ватников было мало. Многие обмораживались и я тоже обморозил ноги. Это был сущий кошмар. А немцы были одеты по-летнему. Все равно бои шли, как говориться, насмерть. Немцам отступать было некуда, т.к. они были окружены, а у наших войск позади лежала Волга.
В ходе боёв наш полк оказался между окруженной группировкой генерала Паулюса и ударными группировками немецких войск, пытающимися прорваться к ним на помощь и разорвать окружение. Здесь было очень жарко. Были большие потери.
На фронт в октябре 42г. поступало много новой техники, вооружения и новые сибирские полки., одетые в полушубки, валенки. Очень хотелось, чтобы нас передали им т.к. от нашего полка остались "рожки да ножки", но оказалось это невозможно - сохранилось боевое знамя и штаб. Остатки полка перевезли под Москву, в Царицыно....В апреле 43г. мы прибыли опять на Украину, но уже в наступающую Армию 2-го Украинского Фронта. Во время формирования нового полка мне удалось несколько раз побывать в театре Оперетты и, конечно, у любимой мамочки. Но это было всего несколько счастливых вечеров. И опять война.
Фронт 2-ой Украинский. Весна 43г. Наступление - Карсунь-Шевченковский котел, окружена большая группа немецких войск - уничтожены и взяты в плен.(...) Началась распутица, а там чернозем -море грязи и вся колесная техника встала. Танки брали "Катюши" на буксир (канат) и тащили волоком. Снаряды сбрасывали самолеты ПО-2 (в грязь) Вскоре освободили с.Умань. По хуторам оказалось много хохлов - то ли дезертиры - то ли отсиживались. Из них создавали штрафбаты.
Спустя некоторое время армия вступила в Молдавию. Впервые в жизни пил виноградное вино в маленьком городке Бельцы. Далее фронт вышел на реку Прут -границу с Румынией. Все гражданское население в зоне глубиной 40 км было эвакуировано, т.к. впереди были жестокие большие бои - водная преграда, давка на том, очень высоком берегу Яссы. После взятия Яссы был совершен поход на Бухарест. Румыния капитулировала. Король Румынии Михай издал указ: Румынская Армия становится союзником СССР. По этому поводу был приглашен майором румынской армии на торжественный ужин, как представитель С.А. и от полка Катюш. Я никогда не забуду этот ужин, т.к. чувствовал себя очень неловко среди колоссального количества различной столовой посуды, утвари , приборов и блюд. Я не знал назначения всех блюд, чуть не съел лимон для обтирания рук после рыбы, но в результате смотрел за румынами и делал тоже самое. После 2-х часов мучений я поблагодарил за дружеский приём, пожелал успехов и, сославшись на службу коменданта,ушёл в свою часть.
А тем временем С.А. продолжала наступать на юго-запад, к границе Венгрии. Освободили город Альба-Юлия. Наступление было настолько внезапное, что там оставался открытым даже публичный дом со всеми посетителями.
По мере продвижения на Будапешт сопротивление врага возрастало. С тяжелыми боями наши войска окружили Будапешт, затем взяли с боями Пешт - половину города на правом берегу Дуная.Население Пешта, долгое время находившееся в окружении голодало. Для него специальные кухни готовили обеды и раздавали хлеб. Буда ( на левом высоком берегу) была сильно укреплена на горе, где дворец. Поэтому шли длительные кровопролитные бои с большими потерями при форсировании Дуная. Мосты были взорваны. (...)
После взятия Будапешта 6-ую Танковую Армию, в составе которой был наш 57-ой Гв. Минометно-Артиллерийский полк, направили на взятие Вены. Вена была взята в обход укреплений, с юго-запада, через Венский лес, а полк награжден орденом Александра Невского.
Затем освобождение Праги. Чехи встречали русские войска очень радушно. Они выкатывали на шоссе бочки пива, перегораживая дорогу, кричали приветствия так, что наши войска вынуждены были останавливаться, хотя это им было запрещено. После полк продолжал продвижение по автостраде Прага-Пильзен и, через 100-140 км встретился с частями американских войск. По указанию штаба Советские войска расквартировали в селении Сбирог ( недалеко от замка). Политотдел и Командир полка провели офицерское собрание: ознакомили с директивами ВК, приказами Сталина о чести и достоинстве поведения войск за границей, в освобождаемых странах. Но постоять мирно в Чехословакии нам удалось меньше месяца. Командование объявило, что полк возвращается в Россию. Но...(...) полк доставили в Монгольскую Народную Республику, под Хинганский хребет. Там мы закопались в землю как тушканчики и стали ждать приказа. В скором времени приказ последовал: наступать через Хинганские горы на Японскую Квантунскую Армию и 2 Укр.Фронт был переименован во 2-ой Забайкальско-Амурский Фронт. (...)