Иногда попадаются сюжеты, придуманные для снимов. В них есть уже все необходимые поэтические элементы. Иначе говоря, они словно результат обдуманного перформенса,
который осталось только зарегистрировать. В то же время ценность их в том, что это "найденные обьекты", found art - так задумал аллах.
Сейчас я вспоминаю еще один такой снимок: арбузы в рогожных мешках на пристани в Казани. Шла посадка на теплоход "Булгары"; уйма мусульман и правительственных чиновников ехала в Волжские Булгары праздновать 1000 летие русского ислама. Это была последняя точка хаджа, прошедшего через разные точки империи: Ашхабад, Баку, Уфа, наконец Казань. Весь этот сброд сопровождала сьемочная группа Русского Видео, при которой я был фотографом.
Перед теплоходом была поездка в неописуемое село с покосившимся деревянным минаретом, где снималось обрезание и, с небольшим перерывом, роды. Обрезание было быстрым и страшным. Резник был пьян в дупель и орудовал опасной бритвой, которую носил в сапоге для гигиены обернутой в тряпицу. Ребенка, лет пяти, утешили, дав какую то большую монету. Не помню, имела ли хождение ли монета рупь. Если нет, тогда пятак.
Роды, наоборот, были томительно медленными. Вялая, некрасивая роженица никак не могла разродиться; персонал заскучал и стал настаивать на кесаревом; режиссер требовали натуральных родов, символический акт рождения магометанина не мог быть другим. Пока шли дискуссии, я слонялся по кабинетам и занимался любимым делом. Один снимок был таким (просто он есть в онлайн галлерее, легко сослаться):
http://www.za-granizza.org/gallery/small-death/kazan_birth. Хотелось бы арбузы посмотреть, но я, если и положил куда, не могу найти. Бумажный, конечно есть, но сканировать целое дело. Лучше я его опишу.
Арбузы мягко выпирали из мешковины и напоминали сразу несколько вещей. Во первых, конечно, отрубленные головы; неотразимый набор: скрытое, варварское (мешковина), округлое, многочисленное. Во вторых, гряды холмов на восходе. Я специально снимал в контражуре, чтобы тени и воздушная перспектива рисовали суггестивные пейзажи. В третьих, эротические формы - не какого то определенного тела, а скорее пневматические выпуклости из армейских анекдотов.
Потом все погрузились и дошли до Булгар без происшествий. Там я тусовался с огромной шайкой газетных фотографов, среди которых была легендарная цыганка Ляля Федорова. Все они были оснащены казенными Никонами и, умора, завидовали моему деликатному Олимпусу.
Такие дела.