Да, что-то давненько мы, компаньи, то бишь френды, римской историей не занимались. Срочно исправляю положение.
начало продолжение В то время, как это происходило в Александрии, Октавиан в Риме диктовал основы объединения. Задача была не из легких. Сикст Помпей, в Испании снова начал волноваться и блокировать поставки, безработица раширялась, угрожала инфляция, Сенат фрондировал и нужно было оплачивать его решения раз за разом. К тому же жена Антония, Фульвия, возможно для того чтобы вырвать его из колдовских чар Клеопатры вызвав его в Рим, создала заговор со своим братом Люцием. Они организовали войско и призвали итальянцев к восстанию. Должен был вмешаться Марк Агриппа, самый доверенный из местоблюстителей Октавиана чтобы задушить поползновение. Люций сдался в Перудже. Фульвия умерла от злости, от разочарований и от ревности.
Клеопатра увидела в этих событиях возможность подтолкнуть Антония разыграть крупную карту. Тот собрал войско, посадил его на корабли. И, высадившись в Бриндизи, осадил там гарнизон Октавиана. Но солдаты, как с одной, так и с другой стороны, отказывались сражаться, вынуждая своих генералов заключить мир. Мир был укреплен женитьбой Антония на сестре Октавиана, Октавии, порядочной женщине, от которой было бы полным сумасшествием ожидать, что сумеет взнуздать такого сорвиголову.
История не записала реакции Клеопатры на этот эпизод, который развеивал все ее планы насчет Антония, вдали от нее вновь обретшего немного рассудительности. Повез жену в Афины, где она, женщина образованная, принялась водить его по музеям и лекциям философов, в надежде привить ему вкус к культуре. Антоний делал вид, что смотрит и слушает. На самом деле думал о Клеопатре и о войне, -единственных двух вещах в мире, что ему действительно нравились. Возможно рассудив, что из двух война была наименее опасной. И, уставший от благопристойностей и добродетелей семейной жизни, отправил Октавию в Рим и двинулся со своим войском на Персию где Лабиен, сын генерала предавшего Цезаря, организовывал армию на службе у восставшего местного царя.
Клеопатра догнала Антония в Антиохии, осудила предпринятое, отказалась финансировать, но последовала за любовником. Тот пробежав без толку более 500 километров за противником, потерял большую часть из своих ста тысяч солдат, наложил теоретический вассалитет на Армению, провозгласил себя победителем и устроил сам себе торжественный триумф в Александрии, скандализировав Рим считавший себя единственным хранителем этих церемоний, отправил требование развода Октавии, разорвав таким образом единственное обязательство, что до сих пор связывало его с Октавианом, женился на Клеопатре, отдав в приданное весь Ближний Восток двум сыновьям, которых имел от нее, и назначил Цезариона наследным принцем Египта и Кипра.
Так сам Антоний сделал неизбежным конфликт с Октавианом, который тот подготавливал со своей обычной твердостью и осторожностью. Октавиан тоже имел свои сентиментальные проблемы. Влюбился, только подумать, в женщину беременную на пятом месяце, Ливию, жену Тиберия Клавдия Нерона. Был уже женат два раза, несмотря на свои неполные тридцать, к этому моменту: сначала на Клавдии, потом на Скрибонии, которая родила ему дочь Юлию. Теперь развелся с этой второй женой и убедил по дружески Тиберия Клавдия Нерона поступить также с Ливией, чтобы взять ее с двумя сыновьями: Тиберием, уже не маленьким, и Друзом, который должен был родиться. Усыновил их, как если бы были его собственные.
Устроив все супружеские проблемы, Октавиан вернулся к работам по реконструкции государства. Блок Сикста был устранен вместе с его флотом, порядок восстановлен, возродившееся доверие разморозило спрятанные капиталы. Марк Агриппа, кроме того что был хорошим генералом, оказался непревзойденным военным министром. Он был тем самым организатором огромной армии, что должна была привести к единству управление Римской Империей.
перевод
sgt_pickwick Из книги Индро Монтанелли "История Италии" (Indro Montanelli "Storia d'Italia")
предыдущие главы