по примеру
ostap запишу книги, прочитанные в 2013 году (те, которые вспомню, т. к. goodreads я в этом году вел нерадиво).
Arslan (M.J. Engh) - Странный полузабытый роман из 70-х (автор - баба) про то, как среднеазиатский диктатор Арслан в считанные месяцы завоевывает весь мир и устраивает штаб-квартиру в школе маленького городка в Иллинойсе. Рассказ ведется то от лица школьного учителя, в доме которого квартирует тиран, то от лица старшеклассника, которого тиран взял в наложники. К сожалению, после такого мощного зачина роман уходит в неспешную созерцательность и неинтересные философствования о природе власти, насилия и экологии. Все равно, книжка интересна уже тем, что вообще существует.
(מלך החומוס ומלכת האמבטיה (אילן הייטנר ("Царь хумуса и царица ванной") - Очень израильская книжка, монолог молодого распиздяя про путешествия и личную жизнь. Прекрасное лекарство от ностальгии по Израилю. Полно милых сердцу речевых оборотов и важных подробностей - например, как правильно обтирать питой тарелку с хумусом.
(בין הקטבים (דן שינמן ("Меж полюсов") - еще один израильский Гришем - адвокат, взявшийся писать судебные триллеры. Купил в надежде, что это будет не таким трэшаком, как книжки самого популярного изр. автора этого жанра Лиада Шохама. Драма про женщину с биполярным расстройством, которую судят за несостоявшееся заказное убийство. Довольно банально, никакого экшена, зато полно занудства и этических переживаний. Вместо эпилога - обвинительное заключение суда. Представляет этнографический интерес для интересующихся израильским судопроизводством.
The Racketeer (John Grisham) - купился на амазоновские рецензии, в которых писали, что наконец-то вернулся старый добрый Гришем, и захотелось вспомнить детство. Если коротко - не вернулся. Гришем все (см. ниже про Геймана).
Gone Girl (Gillian Flynn) - Мегапопулярный на Западе триллер про сложности семейной жизни и подлую женскую сущность, мне тоже очень понравился. Клево написано, очень ладный сюжет, рекомендую!
Прочитал обе предыдущие книжки Флинн - Sharp Objects и Dark Places. В обеих протагонист - неприятная баба сложной судьбы, обладающая уникальным психическим расстройством. Первая (дебютная) сделана не очень умело, во второй у главной героини брат зарубил всю семью топором, кто такое любит, можно и почитать. Обе не такие клевые, как Gone Girl.
The Blind Assassin (Margaret Atwood) - Первая Этвуд, которую я прочел. Старушка вспоминает прошедшую жизнь, юность и Страшную Семейную Тайну. Хорошо написано, лирично, но не вштырило.
The Underwater Welder (Jeff Lemire) - Лирический комикс, черно-белый, нарисован в очень такой якобы небрежной artsy-манере, я обычно такое не люблю, но этот клевый. Из серийных комиксов кстати очень рекомендую новый Hawkeye (автор - Matt Fraction, художник - как правило, David Aja). Несмотря на то, что это Марвел, и про супергероя, это прямо очень клево, инновационно, свежая струя, мастрид и проч.
Quarry (Max Allan Collins) - написанный в 76-м hard-boiled триллер, главный герой - в прошлом ветеран Вьетнама, ныне наемный убийца. Первый роман серии. Атмосферный винтажный трэш.
The Blade Itself (Joe Abercrombie) - Первая книга фэнтези-трилогии, которую в частности рекомендовал Мартин (и вообще дико популярная, судя по рейтингам). Дочитал с трудом - очень плохо написано. Автору недурно удаются батальные сцены с кровищей, но во всем остальном - читать практически невозможно. Удивительно, как мало у конкурентов у Мартина (который пусть и сам не Толстой, но три книжки читаются влет).
Tintenherz (Cornelia Funke) - детская сказка, просто чтобы прочесть что-то по-немецки, язык я знаю плохо и взрослые книжки читать лень. Удивительно не-немецкая книга - нет этого ощущения леденящей немецкой строгости и нравоучительности, незримо присутствующей в otherwise добрых детских сказках Энде и Моерса (не говоря уж о классиках). Плоды денацификации глобализации.
Embassytown (China Mieville) - любимый писатель, кажется, совсем махнул рукой на ненужные формальности типа сюжета и прочей ерунды и просто закидывает читателя плодами своего (очень, очень крутого) воображения. Лингвистическая фантастика про инопланетян, язык которых не умеет описывать абстракции, и поэтому использует людей-экспатов в качестве метафор. Я буду читать все, что Мьевилль напишет, хоть это и становится все труднее с каждым новым его романом.
Немцы (Александр Терехов) - Роман про лужковскую коррупцию в московской префектуре, написанный, как я понимаю, непосредственным участником событий. Почему-то факт работы Терехова в префектуре ЗАО нигде особо не афишируется, а ведь не зная этого, я бы не стал дочитывать книжку, как не стал читать предыдущий роман этого автора дальше первых двадцати страниц. А учитывая бэкграунд писателя, весь этот кондовый язык, бесконечные описания погоды, плоские персонажи и мертвяцкие диалоги (во всем, что не касается непосредственно технологии дачи/получения взяток) тоже становятся персонажами романа. Удовольствия мало, но не жалею, что прочитал.
Stoner (John Edward Williams) - американский роман, написанный в 60-х и в сейчас вдруг набравший дикую популярность в Европе (но не в Штатах) - про это недавно писал Барнс в зе Гардиан. Короткий биографический роман про неудачливую жизнь университетского профессора. Лучшее, что я читал в интернете в этом году. Читать лучше в приподнятом настроении, книжка гарантированно понизит его на несколько градусов.
The Floating Opera (John Barth) - такой Марк Твен on steroids, прочитал по рекомендации уважаемого человека, но что-то это совсем не мое ("ненавижу все американское"). Впрочем, прекрасная линия про завещание богатого мизантропа, оставившего наследникам коллекцию собственных какашек за несколько лет, расфасованных по отдельным баночкам. Когда вырасту, хочу быть как он.
Wildwood (Colin Meloy) - детская сказочная повесть, написанная каким-то хипстером, играющим в инди-фолк-рок-группе и проиллюстрированная его женой. Прочитал, потому что Laika Studios, которая сняла мультики про Коралайн и Паранормана, вроде собиралась снимать по ней фильм. Как и все у хипстеров - книжка полный отстой, зато картинки клевые.
Теллурия (Владимир Сорокин) - концептуализм в чистом виде, книга не для чтения. Как пролистываешь, не читая, последние несколько страниц "Последней любви Марины" или писем Мартину Алексеевичу - так и про новейшие вещи Сорокина достаточно отметить про себя "ага, в 2013 году Сорокин написал роман" и поставить книгу на полку (или стереть из Киндла). Гений, чо.
The Rook (Daniel O'Malley) - Адский трэш, в чистом виде представитель новой волны селф-паблишинга (а вернее - промоутинга, который на нем наживается). В отличие от каких-нибудь The Hunger Games, читать это почти невыносимо (зато тыщи пятизвездочных рецензий на Амазоне). Урбан фэнтези с клевой завязкой (героиня просыпается на лужайке в Гайд-парке, ничего не помнит, а вокруг валяется тридцать трупов и все в резиновых перчатках), но написано невыразимо плохо и неизобретательно. Не знаю, зачем дочитал, считая, сколько раз автор, юный американец австралийского происхождения, слажает с британскими реалиями и речевыми оборотами.
Ложится мгла на старые ступени (Александр Чудаков) - очень клевые мемуары хорошего человека, в основном о детстве в Казахстане в сороковые. Подтверждает теорию о том, что все хорошие люди должны написать мемуары (вернее, пишите вообще все, плохих мы потом сами выкинем).
The Secret History (Donna Tartt) - любимая книга выпускников петербургской классической гимназии. Интеллигентные ботаны из привилегированных семей, изучающие вместе древнегреческий, совершают Страшное (и что было потом). Тетка прекрасный сторителлер, поначалу читается на одном дыхании, но в книжке 700 страниц, и это на 400 длиннее, чем стоило. Когда персонажи в десятый раз демонстрируют одну и ту же свою зловещую сущность, становится занудновато. Между тем, хоррор о дьявольской изнанке сознания выпускников 57-й школы еще ждет своего автора.
The Ocean at the End of the Lane (Neil Gaiman) - Гейман, к сожалению, то ли окончательно растерял свое моджо, то ли размазывает его теперь слишком тонким слоем (учитывая количество литературных, комиксовых и телепроектов, в которых он занят). Все как надо - сказка про детские страхи и потусторонние силы, все ингредиенты на местах, но не штырит абсолютно.
Из профессиональных книг очень понравилась Clojure Programming (Chas Emerick, Brian Carper, Christophe Grand) - издательства O'Reilly, не путать с Programming Clojure другого издательства и авторства. Читается как приключенческий роман - никаких провисаний, длиннот или пережевывания банальностей в угоду хипстерам-стартапщикам (как это часто нынче бывает в таких книжках). Очень дельное описание языка с интересными и оригинальными примерами и с обсуждением действительно нетривиальных мест. Прочитал залпом несмотря на то, что и так знал язык и писал на нем. (Думал написать, что про Лисп вообще не бывает плохих книг, но в случае с clojure это увы не так.) Кстати, в этом году я сделал крупный коммерческий проект на clojure и хочу еще!
А, да, еще недавно перечитал Tinker, Tailor, Soldier, Spy - ну что тут скажешь, гениальный роман.
Ниасилил:
The Luminaries (Eleanor Catton) - Получил Букера в этом году, но я бросил читать before it was cool до объявления результатов. Не знаю, дочитаю ли. Девушка 85-го года рождения написала викторианский детектив в тыщу страниц про золотоискателей в Новой Зеландии. Двенадцать основных персонажей, как довольно быстро выясняется, олицетворяют двенадцать знаков зодиака и обладают соответствующими характерами согласно астрологическим канонам. Запутанный сюжет и постоянные инфодампы, в которых прямым текстом сообщается, что чувствует персонаж и как это сочетается с его характером. Впечатляющее достижение для 28-летней девушки, но тяжко, тяжко.
Inferno (Dan Brown) - хотел изучить механику бестселлера, которая отлично работала в Коде да Винчи - при всей ее непроходимой тупости, книжка совершенно незаметно проглатывалась за вечер, ну понятно - короткие главы, в конце каждой - клиффхенгер, итд, но все-таки это было круто. В Инферно машинка сломалась: чувствуешь только злость от ее тупости, и совершенно без усилий бросаешь на третьей главе.
Master and Commander (Patrick O'Brian) - застрял на 70 процентах. Говорят, надо продраться сквозь первые полторы книги, и остальные двадцать пять пойдут как по маслу. Я очень хочу это сделать, потому что мне очень нравится пониженный авторский тон, упоминание вскользь ключевых сцен и переживаний, вот это все, и вообще поражают замах и филигранность исполнения. Но пока что-то не выходит, возможно, из-за того, что я не понимаю половины слов, когда речь заходит о всяких бесконечных крюйс-бом-брамселях (и совершенно неинтересно в этом разбираться).
HHhH (Laurent Binet) - каждый год пытаюсь прочитать что-нибудь современное французское, и каждый год бросаю через 20 страниц. С души воротит.
Это моя первая ЖЖ-запись за 5 лет!