У каждого деяния есть последствия, не являются исключением из правил и выход РФ из трехсторонних консультаций с Австралией и Нидерландами. Отказавшись в одностороннем порядке, РФ сделала шаг который может привести к последствиям. При этом необязательно чтобы они несли для России негативный характер. Но то что данное деяние станет своего рода лакмусовой бумажкой для последующих шагов или бездействия так называемого запада это непреложная истина.
Так какие могут быть предприняты шаги Нидерландами в этом случае?
Намедни мне попалась
статья доцента кафедры международного права университета Амстердама доктора Мариеке де Хун (
Marieke (A.M.) de Hoon).
Эта дама достаточно точно определила последствия для РФ с юридической точки зрения, только она пыталась сместить акценты выставляя как ей казалось в негативном свете то, что лично я считаю положительным для России. Но обо всем по порядку, основными аргументами в ее статье было:
Когда
Нидерланды и Австралия 25 мая 2018 года объявили, что возлагают на Россию ответственность, они прямо не указали, на какое правовое основание будут ссылаться. Для этого есть несколько вариантов, например
Чикагская конвенция о гражданской авиации и
Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (ICSFT), которые конкретно включают преступления против гражданской авиации. Теперь, когда переговоры сорвались, возникает вопрос, какие дальнейшие шаги против России возможны и на какие основы нужно ссылаться. Одно государство не может автоматически предъявить иск другой стране.
В национальном суде иностранное государство имеет иммунитет, потому что государства согласились быть суверенными и равными друг другу. Поэтому только международный суд может рассматривать иск одного государства против другого. То что сейчас происходит в Нидерландах, это попытка судить трех граждан РФ и одного Украины.
Но прежде чем Международный Суд получит юрисдикцию в таком деле, обычно сначала должен быть выполнен ряд процедурных требований, таких как условие, что стороны сначала попытались достичь урегулирования путем переговоров. Именно в этом мадам видит создание той трехсторонней консультативной группы из которой сейчас вышла РФ.
Так какой сейчас шаг могут сделать Нидерланды исходя из
Чикагской конвенции, которая предусматривает подачу жалобы в Совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) после провала переговоров. Этот Совет ИКАО по сути является политическим органом, который может выступать посредником в спорах между государствами-членами. Однако обычно Совет ИКАО избегает политических споров и ограничивается техническими аспектами. Только после решения Совета ИКАО государство может передать спор в Международный суд.
Другой путь, по которому могут пойти Нидерланды и Австралия, - через
Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (ICSFT). Чтобы получить юрисдикцию от Международного суда по делу MH17, одно из государств должно после срыва переговоров предложить арбитраж. Если стороны не смогут прийти к соглашению в течение шести месяцев о том, как будет организован этот арбитраж, одна из сторон может обратиться в Международный Суд.
Однако Россия также стратегически рассчитала время окончания переговоров. Россия заявляет, что переговоры бессмысленны, поскольку Нидерланды неискренни, и указывает на то, что Нидерланды
подали иск против России в Европейский суд по правам человека в связи с жалобами родственников жертв авиакатастрофы MH17. (ЕСПЧ), который должен оценить, нарушила ли Россия свои обязательства по Европейскому договору о правах человека. Правительство России указало, что поэтому считает дальнейшее обсуждение бессмысленным.
P.S. Надо сразу отметить, что данная мамзель исходит из того, что международный суд для РФ это плохо. Касаемо лично меня, то я считаю наоборот, именно максимальная огласка всех фактов по этой трагедии может обеспечить непричастность РФ. В этом со мной солидарен и Антипов, с которым я сегодня дискутировал по этому вопросу. Попробуйте написать какой-нибудь комментарий в так называемой свободной прессе, например Нидерландов. Вас сразу объявят троллем из России, если он не будет противоречить политике этой страны. Мир стал глобальным в информационном поле, и в процессе рассмотрения в международном суде, мы как раз и увидим насколько зашоренный мир так называемого свободного запада. Правда всегда выход найдет, а после недавнего
интервью Сергея Дубинского сомнений в том, что Россия непричастна к сбитию Boeing 777 рейса MH17 у меня практически не осталось.