"4 месяца, 3 недели и 2 дня" (реж. К. Мунджиу)

Feb 11, 2008 12:55


Однажды в 10-м классе, пытаясь осилить роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» меня впечатлил и неприятно шокировал горький опыт «самодеятельного» аборта Лены Будягиной, произведенным её суженным, Юрой Шарком. Еще тогда мне подумалось, что живописание подобных сцен - спекуляция и самый бесхитростный приём воздействия на читателя, к которому может прибегнуть литератор.

И вот намедни, кинокартина румына Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня» заставила вновь пережить те «болевые» Румыния, 1987-й год, закат правления Чаушеску. Действие сюжета разворачивается вокруг подруги забеременевшей девушки, которая отчаянно пытается помочь той с запретной операцией. Для этого она на последние деньги снимает номер в гостинице и приглашает туда гинеколога «под прикрытием». Услышав, какую мизерную сумму девушки готовы заплатить за аборт, врач просто хохочет им в лицо. Но своё дело все-таки доводит до конца. Что дальше? А дальше перед отважной подругой разверзается такая бездна, что никакими Чаушеску её глубину не измерить…

Наверное, уже ни для кого не секрет, что румынский кинематограф стал актуальным трендом еще в ушедшем 2007-ом. Если каких-то пять лет назад Румыния «пасла задних», находясь где-то на периферии европейского кинопроцесса, то сегодня - это активно развивающаяся держава (в плане кинематографа), со своим социальным взглядом на общественность. Судите сами: 2005-й г. - приз «Особый взгляд» в Каннах фильму «Смерть господина Лазареску»;
2006-й г. - «Золотая камера» за «К востоку от Бухареста», там же, на южном берегу.
Ну, и венец румынских дерзаний - «Золотая пальмовая ветвь» в 2007-ом: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» покорили Европу своим соцреализмом по-румынски и простым (читать «гениальным»), безыскусным воплощением (камера «вкл» - камера «выкл», внутрикадровый монтаж - вот и вся палитра постановочных решений), а критики, которых хлебом не корми, дай только ярлыки понавешивать, тут же назвали Кристиана Мунджу «продолжателем традиций этического реализма братьев Дарденн».

Что ж… надеюсь, плодотворную жизнь режиссёра в искусстве никто не посмеет так бескомпромиссно и внезапно прервать. .

кто сказал?, сценарное, ла-ла-ла

Previous post Next post
Up