«ЭКОНОМИКА КОРОНАКРИЗИСА» И ИЛЛЮЗИИИ РОСТА

Jun 17, 2021 00:58

Вместо ожидавшегося год назад относительно быстрого завершения пандемии, мы наблюдаем новые волны заболевания и затягивание «коронакризиса», вышедшего за рамки медико-биологического явления и ставшего процессом социально-экономическим. Это формирует новую реальность, к которой неприменимы прежние форматы официальных  оценок: они выглядят сегодня излишне оптимистичными и не очень адекватными.

Оценка региональной специфики такой ситуации, а также результативности принимаемых властями мер (на базе первичных «чистых данных») была ранее представлена в статье журнала «Социум и Власть» (Гордеев С.С Социум и власть 2020. № 5 (85). С. 32-50      ОГРАНИЧЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОРОНАКРИЗИСА: ОЦЕНКИ РЕГИОНОВ ПРИ ПАНДЕМИИ COVID-19) и, частично, в материале этого блога СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИНАМИКИ COVID-19 ПО РЕГИОНАМ РОССИИ.

Сейчас в публичном пространстве активно обсуждаются перспективы преодоления социально-экономических последствий «коронакризиса» и отдельные «статистические достижения» и прогнозы. Однако реальные перспективы, особенно в деталях, выглядят весьма неоднозначно. «Провал» ряда отраслей, глобальные изменения на рынке услуг и многомиллиардные денежные потери не могут пройти бесследно для экономики, населения и бизнеса. Очевидно, что посткоронакризисное развитие будет существенно отличаться от прежнего. Простой «отскок» тут нереален, а обновление вектора развития неизбежно. Причем, проблемы роста (точнее, его отсутствия), наблюдаемые до начала пандемии, никуда не исчезают, зато к ним добавляются новые, формируя своего рода «экономику коронакризиса».

Хорошо известно, что экономический рост является одним, из ключевых условий восстановления уровня качества жизни после кризиса. Однако предпосылки экономического, а затем и социального подъема сегодня далеко не очевидны - как по РФ в целом, так и в регионах.

За весь период с начала 2019 года по текущий момент динамика промышленного производства РФ «горизонтальна», то есть не имеет заметных признаков роста. Аналогичная динамика индустриальной Челябинской области с концентрацией производств тяжелой индустрии выглядит заметно хуже. В отличие от РФ в динамике региона последних лет очевиден тренд спада, причем особо заметен «провал» окончания 2019 года относительно РФ (см. рис. 1).



Рис 1. Динамика индекса промышленного производства Челябинской области 2019 - 21 гг. (% от уровня декабря 2018 г.) на фоне аналогичной по РФ.

Аналогичная динамика с начала 2020 года показывает следующее. В период спада в РФ после ввода коронокризисных ограничений (с апреля по ноябрь 2020 года) динамика Челябинской области оказалась, напротив, существенно выше (зона отмечена стрелкой на рис 2.). Структура экономики региона и умеренно-консервативная промышленная политика позволили избежать серьезных потерь ведущим  предприятиям, обеспечивающим региональные показатели. Говоря проще, промпредприятия не прекращали работу, а доля «закрытой» тогда сферы услуг в регионе очень мала, поэтому влияние сильно пострадавшего малого бизнеса на общие показатели промышленного роста оказалось несущественным.

Это позволило зафиксировать остановку падения динамики производства в регионе, однако этого оказалась явно недостаточно для компенсации потерь 2019 года - и тем более, для разворота к росту.



Рис 2. Динамика индекса промышленнго производства за 2020 - 21 гг (от уровня декабря 2019г.)



Рис. 3. Промышленная динамика Челябинской области начала 2021 года (январь - апрель) на фоне годовой динамики 2019,2020 годов (индекс промышленнго производства от уровня декабря предшествующего года).: отмечен значком период 2021г. значения которого сопоставимы с аналогичными 2020г. (до начала коронакризисного спада).

Далее мы наблюдаем, что промышленная динамика Челябинской области начала 2021 года (январь- апрель) уступает аналогичной динамике 2020 года, то есть динамике до начала коронакризисного спада (см. рис.3). В общем случае, в сравнении с периодом коронокризисного спада, «взлет» большинства показатетелей последующего периода при низкой базе неизбежен.

Указанные выше особенности оценок «экономики коронакризиса» создают возможности для появления иллюзий роста. «Провал» значений показателей периода карантинных ограничений (начиная с мая 2020 года) существенно снижает базу для оценки. Увеличение значений при такой заниженной базе как раз и создает иллюзии (но не реальность) роста. Искажения основополагающего принципа достоверной оценки - «при прочих равных условиях» тут очевидны.

«Экономика коронакризиса» требует максимально корректных оценок и внимательного уточнения приоритетов социально-экономической политики. Вместо этого мы часто видим искажающие реальность иллюзии роста - медийные «сенсации» о разных краткосрочных «статистических успехах» (когда сравнения делаются с прошлогодним «провалом»).

При отсутствии реального роста (в данном случае промышленного) такие иллюзии будут лишь способствовать росту диспропорций в экономике и потере доверия населения к официальным оценкам - фактически усугублять последствия коронакризиса. Вопрос об обновлении вектора социально-экономического развития сейчас становится принципиальным - «искажая» проблемы сегодня, мы обязательно столкнемся с ними завтра, только в гораздо более серьезном масштабе.

рост, crisis, кризис, growth, chelyabinsk region, Челябинская область

Previous post Next post
Up