Четвертая стена

Jan 13, 2016 19:15


Кларисса: «Но больше всего я все-таки люблю наблюдать за людьми. Иногда я целый день езжу в метро, смотрю на людей, прислушиваюсь к их разговорам. Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут».

Брандмейстер: «В этих книгах все противоречит одно другому. Настоящая вавилонская башня! И вы сидели в ней взаперти целые годы. Бросьте все это. ( Read more... )

iwn

Leave a comment

sgdw June 4 2017, 19:04:28 UTC
   Из Дзаваттини (примеры):

Мы не любим друг друга потому, что недостаточно друг друга знаем. Отсутствие солидарности проистекает из отсутствия знания: поэтому я предпочитаю способствовать познанию реального мира, чем познанию мира выдуманного, плода иллюзорного воображения. Беда в том, что мы солидаризируемся с выдуманными персонажами, а не с реальными.

Мы будем чувствовать себя очень хорошо, когда перестанем нуждаться в каких-то мифах и когда мы будем настолько верить в реальность, что станем чувствовать себя ее героями. Я хотел бы научить людей наблюдать за повседневной жизнью, за ее событиями с таким же волнением, с каким они читают книгу. Вот в чем, по-моему, секрет счастья и любви. По-моему, заставить видеть (как это прекрасно сказал Элюар) - значит заставить любить при помощи кино. И - без всяких выдуманных историй... События жизни куда важнее, чем события, изложенные в "истории".

Благодаря книге мы всегда открывали для себя уже нечто прочно утвердившееся, уже ставшее всеобщим достоянием, потому что писателя связывал груз того старого мира, воспоминаний, который, составлял весь его моральный мир: «Рассказывать о прошлом - лучшее поучение, - говорили в XIX веке. - Прошлое обладает своими педагогическими способностями». Теперь же, наоборот, кино утверждает важное значение, ценность з е р к а л а происшедшего события, тотчас запечатленного и увиденного: оно превращает быстроту в моральный фактор. Действительность - вот что нас волнует, и ничего больше. Стилистические новации - это новации действительности: больше не нужны каноны и правила стиля - все живо и прекрасно в своей непосредственности; форму подскажет сам факт, то, что сейчас произошло и было тотчас же художественно выражено.

Перед нами открылась безгранично широкая тематика, посвященная человеку, но не абстрактная, а столь же конкретная, как сами люди, что вызвали войну или же от нее страдали. Это была потребность узнать, увидеть, как смогли произойти те ужасные события, и кино было самым непосредственным и прямым инструментом для такого познания, неотложного и выходящего за рамки обычной культуры, которая, как бы ни была почтенна, еще не успела подготовить язык, чтобы выразить на нем свой протест против обманов тех старых общих идей, с которыми нас застала война, и мы не могли предпринять даже попытки отпора, по-настоящему современного.

Да, мы все чуточку сердимся на прошлое - на прошлое, заложенное в нас замечательными светочами поэзии, мысли и так далее. Подумать только, что все эти светочи, даже если их соединить вместе, не смогут освещать нам путь и полгода, или, как вчера сказал мне один видный представитель молодежного движения, только что окончивший университет, у нас нет никакой уверенности в том, что ждет нас в ближайшие полгода. Так вот, эту уверенность, может быть, мы и не обретем, но если и можем ее все же обрести, то только идя вперед сами, не надеясь ни на кого другого, осознав необходимость безотлагательно внести свой вклад во все то, что, как нам кажется, нуждается в нашем вкладе.

Reply

sgdw November 10 2019, 19:28:32 UTC
На какое-то мгновенье Монтэг задержал бомбы в воздухе, задержал их протестом разума, беспомощно поднятыми вверх руками. “Бегите! - кричал он Фаберу. - Бегите! - кричал он Клариссе. - Беги, беги!” - взывал он к Милдред. И тут же вспомнил: Кларисса умерла, а Фабер покинул город; где-то по долине меж гор мчится сейчас пятичасовой автобус, держа путь из одного объекта разрушения в другой. Разрушение еще не наступило; оно еще висит в воздухе, но оно неизбежно. Не успеет автобус пройти еще пятидесяти ярдов по дороге, как место его назначения перестанет существовать, а место отправления из огромной столицы превратится в гигантскую кучу мусора.
А Милдред?..
Беги, беги!
В какую-то долю секунды пока бомбы еще висели в воздухе, на расстоянии ярда, фута, дюйма от крыши отеля, в одной из комнат он увидел Милдред. Он видел, как, подавшись вперед, она всматривалась в мерцающие стены, с которых не умолкая говорили с ней “родственники”. Они тараторили и болтали, называли ее по имени, улыбались ей, но ничего не говорили о бомбе, которая повисла над ее головой, - вот уже только полдюйма, вот уже только четверть дюйма отделяют смертоносный снаряд от крыши отеля.
Р. Брэдбери

Надо признаться, что добрым крестьянам становится скучновато, тогда я показываю у них над головой самолет, который сбрасывает бомбу. Бомба вот-вот готова упасть, но я ее останавливаю в небе... «Смотрите на бомбу, повисшую в нескольких сотнях метров у вас над головами, хотите, чтобы она упала?» Все начинают кричать: «Нет, нет!» Я заставляю ее спуститься еще на двести метров и вновь останавливаю. Во время того, как бомба падает эти двести метров, которые я прослеживаю при помощи рапида, я успеваю навести объектив камеры на убегающих людей, я рассматриваю их испуганные лица и заставляю их мысленно возвратиться на год назад (и показываю эти сцены), на десять лет, в годы детства, потом перенестись в будущее, в то время, когда они уже умрут. Просто удивительно, как изменчивы лица этих людей и как они, застывшие на площади, глазея на меня и на киноаппарат, слушающие меня с безразличным видом, могут совершить такое множество поступков, в десятую долю секунды побледнеть или перескочить, как заяц, через изгородь, толкнуть во время бегства старуху, которая - посмотрите на нее - упала в пыль с задранной юбкой.
Ч. Дзаваттини

(В порядке юмора).

Reply


Leave a comment

Up