Интерстеллар

Nov 13, 2014 18:02


Макконахи, постмодернизм и дедушка Фрая



При огромном разнообразии сюжетов сказать что-то новое в фантастике почти невозможно. Почти все ее основные темы появились еще у Герберта Уэллса. ХХ век добавил к ним межзвездные путешествия, да искусственный интеллект - вот пожалуй и все чего старина Уэллс не смог додумать. Дальше наступает кризис идей. О чем бы не сняли фильм/написали книгу фанаты старой фантастики кричат “Это уже было в...” И действительно было. А если и не было, то это открытие нового островка, но никак не континента. Эпоха географических открытий закончена.


Произошло то же, что и с модернизмом в свое время. Вот картина изображающая черный квадрат, вот писсуар объявленный фонтаном, вот просто белый лист. А дальше что? Ответом стал модернизм с приставкой ПОСТ.

Долой поиск нового! Нового больше нет! Жорж Брак делает коллажи, Умберто Эко странную смесь Шерлока Холсма с средневековьем. Отныне главной задачей искусства объявлено не создание нового, а переплав старого лома. Постмодернизм кидает в телепорт человека, муху, религию, комиксы, философию, боевики (и прочая прочая), чтобы получить не мутанта, а прекрасного гибрида.

И, хотя постмодернизм тоже отжил свое, в фантастике пришло его время. Братья Ноланы кладут в кастрюлю сразу и все. Здесь и прекрасные (но не дружелюбные) далекие миры, и парадоксы времени, роботы и таинственный внеземной разум. Конечно, астронавты годами запертые в тесных космостанциях успеют и пострадать от одиночества и перессориться до драки. И все это в то время, как умирающая Земля отчаянно ждет спасения.

К слову, в дуэте Ноланов сильно недооцениваю роль младшего брата-сценариста. Вспомните каким унылым без него вышел Бэтмен Начало. Даже как-то неудобно называть Бэтмена трилогией, настолько Темные рыцари отличаются от первого фильма. Я лично, предпочитаю считать, что его никогда не было.



Вот они железные друзья человека. R2-D2 все еще кажется утюгом?



Интерстеллар ориентируется на фантастику старого образца. Все современное вычищено самым тщательным образом. И это хорошо, потому что уже начинает казаться, что роботы и космические корабли, как актеры, снимаются то в одном то в другом фильме. А Нолан удивляет нас квадратными жестянками похожими на Кубриковский черный монолит и шатлами а-ля 60-е.

О сходстве ленты с Космической одиссей не говорил только ленивый. Даже сам режиссер неоднократно рассказывал об этом. У меня однако она вызвала и другую ассоциацию: с вполне современной Гравитацией.

Гравитация была, конечно куда более зрелищной, но и более компьютерной. Здесь же мы видим сдержанную суровую красоту экзопланет. Иной раз, если убрать из кадра человечка в скафандре, получается фото из National Geographic. Не даром Макконахи-космонавт так здорово смотрелся на обложке Empire.





Почти Гагарин

Подобно классикам постмодернизма Ноланы смешивают закрученный сюжет с драмой и философскими рассуждениями. Первого, впрочем, гораздо больше, чем остального. Как и во многих других их фильмах в Интерстеллар несколько сюжетных линий, которые в начале кажутся не связными. Только в конце все кусочки головоломки встают на свои места, и зритель хлопает себя по лбу “Как я не догадался!”

В интернете Интерстеллар породил массу споров на темы около научные. Могут ли планеты вращаться вокруг черной дыры? Замедлилось бы время или нет? И прочее.

На мой взгляд это не слишком важно. Историческим фильмам, например, совсем не обязательно быть историчными. Даже более того представьте, если бы Клеопатра в конце вместо суицида убила Октавиана. Вот это был бы конец!

У меня конечно есть к фильму несколько вопросов. Например, поведение дочери главного героя выглядит малость эгоистичным. Да, папа пропустил твой день рождения, ладно пару десятков дней рождения, но может быть спасение человечества все таки важнее?

Сами же герои рассуждают на тему “Если есть роботы, то за каким чертом вообще сюда послали нас?”




Доктор Брент. Может и повторимая, но точно единственная

И еще: Как можно было составить команду астронавтов с одной единственной женщиной?! Ведь ясно, что при малейшей опасности все будут спасать именно ее. Жутковато остаться в другой галактике без женщин, знаете ли.

Напоследок о фантастике чистой воды. В финале Ноланы оставляют нам на размышление классический безумный парадокс, в духе “Кто такой дедушка Фрая?”



Интрестеллар, Макконахи, рецензии, Нолан, Фильмы

Previous post Next post
Up